Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Поможем Барбоскиным помириться!» Составила: Воспитатель Хабибуллина А.Н.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Хабибуллина Алия Нурхамидовна

В конспекте по финансовой грамотности цель состоит в формировании у детей старшего дошкольного возраста первичных  представлений о профессии банковского работника- кассира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_barboskinym_pomiritsya.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Города Когалыма «Березка»

Конспект НОД

по финансовой грамотности

в старшей группе

«Поможем Барбоскиным помириться!»

Составиль:

Воспитатель: Хабибуллина А.Н.

        

Цель: Формирование первичных представлений о деньгах, их назначении, разновидности, посредством игровых технологий.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Обогатить знания детей о видах денег (монеты и купюры), их номинальной стоимости;
  2. Закрепить знания детей о назначении денег;
  3. Закрепить знания детей о потребностях и желаниях;
  4. Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить за деньги;

Развивающие задачи:

  1. Развивать внимание, логическое мышление;
  2. Развивать связную речь: учить высказывать предложения и делать простейшие выводы;
  3. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи;
  2. Формировать понимание того, что главные ценности в жизни, не покупаются за деньги;
  3. Учить вырабатывать свое мнение, уважать мнение товарищей;
  4. Учить применять полученные знания в игре.

Словарная работа:

  1. Обогащение словаря: купюра, номинал.
  2. Активизация словаря: монета, деньги, покупка.

Предварительная работа: интерактивная игра «Что можно купить за деньги?», беседа «Тратим разумно», заучивание речевки «Мы будем денежки считать», рассматривание иллюстраций «Монеты и купюры», дидактическая игра «Откуда к нам пришли деньги?», игры с лэпбуком «Финансисты», сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Кафе», просмотр серии мультфильмов «Тетушка Сова о деньгах», «Три кота: поход в магазин», чтение сказки «Приключения монеточки».

Оборудование:сенсорная панель переносная, видеопрезентация «Разновидности денег», монеты, купюры, демонстрационные иллюстрации: кошелек, музыкальное сопровождение, мяч, видео «Звонок Малыша», полоски красного и синего цвета, набор карточек с иллюстрациями покупок на  каждого ребенка, игрушка солнце, монета «1 копейка» на палочке.

Методы и приемы:

Наглядные:

  1. Видео «Звонок по скайпу»;
  2. Видеопрезентация «Разновидности денег»;
  3. Иллюстрации кошельков, монет, купюр;

Словесные:

  1. Игра с мячом «Для чего нужны деньги?»;
  2. Беседа «Как помочь Малышу»;
  3. Речевка: «Будем денежки считать»;
  4. Беседа «Что нельзя купить за деньги».

Игровые:

  1. Дидактическая игра «Разложи деньги по номиналу»;
  2. Дидактическая игра «Хочу - надо»;
  3. Гимнастика для глаз «Копеечка».

Метод повышения эмоциональной активности:

  1. Ресурсный круг «Солнышко в наших руках»;
  2. Музыкальное сопровождение;

Задачи для молодого педагога:

-Закрепить умение использовать игровые технологии:  организовывать с детьми словарные и дидактические игры: ставить цель, подводить итог.

- Закрепить умение педагога целесообразно использовать ИКТ на занятиях, соблюдать при этом ограничение по времени, и своевременное снятие напряжения с глаз;

-Формировать понимание педагога о здовьесберегающихтехлогиях во время занятия: проветривание перед началом занятия, правильное освещение, проведение физминутки, гимнастики для глаз, соблюдение двигательной активности на протяжение занятия;

-Формировать понимание педагога вести косвенное руководство во время занятия, путем наводящих вопросов, контроля выполнения заданий;

Ход НОД.

Дети играют в группе, раздается видеозвонок по скайпу, с характерным звуком.  Педагог привлекает внимание детей.

Педагог: Ребята вы слышите, нам звонят, нужно скорее принять вызов!

Молодой педагог: Присаживайтесь поудобнее к экрану.

Педагог принимает вызов, проводя рукой по экрану. Под фоновую музыку мультфильма «Ты и я, мы с тобой друзья», на экране появляется Малыш, герой из мультфильма «Барбоскины».

Малыш: Здравствуйте,ребята! Вы представляете! Лиза, Роза, Гена и Дружок поссорились! Они разбили копилку и спорили, кому же достанутся эти круглые железки и фантики. Роза хочет все потратить на одежду, а Лиза на куклу, ну а Дружок купить новый мяч. Я не могу понять, почему они ссорятся из-за этого мусора?(демонстрирует деньги). Ребята, помогите мне во всем разобраться и помирить моих братьев и сестер!

Педагог: Не расстраивайся, Малыш, мы обязательно тебе поможем!

Звонок обрывается.

Педагог: Ребята, скажите, что произошло у Малыша и  какой помощи он ждет от нас?

Предполагаемые ответы детей: Его братья и сестры поссорились, они не могут поделить деньги из копилки.

Предполагаемые ответы детей:Малыш не понимает, что в копилке не железки и фантики, а деньги.

Педагог:Ребята, а как же нам ему помочь?

Предполагаемые ответы детей:Рассказать что такое деньги и для чего они нужны.

Педагог:Замечательная идея!

Молодой педагог: Рассказать Малышу, для чего нужны деньги, нам поможет нам игра с мячом, встаньте ребята в круг.

Игра с мячом

«Для чего нужны деньги»

-для оплаты детского сада;

-для покупки еды;

-для того чтобы заправить машину бензином;

-для покупки одежды;

-для покупки лекарств;

-для оплаты квартиры;

-для путешествий;

-для развлечений;

-для покупки корма животным;

-для покупки игрушек.

Молодой педагог:Вы все назвали верно! Присаживайтесь.

Педагог: Ребята, Малыш называет деньги железками и фантиками? Как же на самом деле они называются, и какие они бывают?

Предполагаемые ответы детей:Деньги бывают железные и бумажные, железные деньги называют монетами.

Молодой педагог: Правильно. А чтобы подробнее узнать о них, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм.

Видеопрезентация

 «Какие бывают деньги»

Педагог включает видеопрезентацию, комментирует каждый слайд. Видеопрезентация включает сюжет о том, что деньги бывают железные- это монеты, и бумажные-это купюры. Монеты бывают разным номиналом от 1 коп до 10руб, а купюры от 10 до 5000 руб., и чем больше номинал денег, тем выше его стоимость и значимость.

Молодой педагог: Но это вовсе не значит, что эта маленькая копеечка ничего не стоит, посмотрите на нее, внимательно.

Молодой педагог с помощью монетки на палочке проводит гимнастику.

Гимнастика для глаз

Копеечка в кошельке, не сидит…

Скачет бойко скок для скок!

Снизу вверх, наискосок,

Сверху вниз, наискосок.

А потом скатилась вниз,

Копеечка притихла, и лежит.

Педагог:Вот не зря ведь говорят «Копейка рубль бережет!». А копейка, это у нас монеты. Так как же называются бумажные деньги?

Предполагаемые ответы детей:Бумажные деньги называются - купюры.

Молодой педагог:Антон повтори, Даша повтори, все вместе повторите «купюры».

Педагог:Чем же отличаются  монеты от купюр?

Предполагаемые ответы детей:цветом, монеты железные, а купюры бумажные, разные по номиналу, у них разные достоинства.

Молодой педагог: Данил повтори, Саша повтори, все вместе повторите «номинал».

Молодой педагог: Вот и Шарик с Дружком смешали все деньги, которые были в копилке, посмотрите.

Демонстрирует деньги на разносе.

Педагог: Я предлагаю вам разложить деньги по возрастанию, заодно и Малыша научим какая купюра и монета больше, какая меньше.  

На мольбертах иллюстрации кошельков больших размеров (прямоугольный и круглый).

Педагог: Как вы считаете, в какой кошелек мы будем складывать купюры?

Предполагаемые ответы детей:В прямоугольный кошелек, потому что они той же формы.

Молодой педагог: Ну а куда тогда мы будем складывать монеты?

Предполагаемые ответы детей:В круглый пузатый кошелек, потому что монеты той же формы.

Молодой педагог:Скорее берите деньги и разложите их в нужные кошельки.

Дидактическая игра «Разложи деньги в кошелек»

Дети берут по одной, по 2 денежному эквиваленту, и крепят ее на мольберты. Педагоги во время игры, задают наводящие вопросы детям.

Педагог: Маша, какую купюру ты прикрепила?

Маша: Я закрепила 50 рублей самую первую, потому что она самая маленькая по номиналу в нашем кошельке.

Молодой педагог: Даша, а почему твоя купюра самая последняя?

Даша: Потому, что 5 тысячная -купюра самого большого номинала в нашем кошельке.

Педагог: Дима, а куда ты поместил монету номиналом в 2 рубля?

Дима: Я ее поместил второй по счету, так как 2 рубля больше чем 1 рубль.

Педагог:Молодцы! Деньги разложили верно, никто не ошибся.

Молодой педагог:А теперь давайте научим Малыша их правильно считать.

выходите на коврик.

Музыкальная физминутка «Будем денежки считать»

(под музыку)

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

За сто рублей оплатим дом, (отсчитываем)

Дом, в котором мы живём.(над головой имитируем крышу)

Ну за триста купим шорты, майку, туфли(показываем)

Все эту одежду- (разводят руками)

На четыреста рублей купим, хлеба, молока (перечисляют, загибают пальцы)

Вобщем, все эти продукты(гладят живот)

Ну, а пятитысячную пока (показывают 5 пальцев)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать руки за спину).

Педагог:Вот теперь Малыш знает многое о деньгах, осталось помирить Барбоскиных, вы помните, из-за чего они ссорились?

Предполагаемые ответы детей:Они не могли выбрать, что купить. Роза хотела платье, Лиза куклу, Дружок мячик.

Педагог: Просто ребята не знают, как правильно распоряжаться деньгами, я предлагаю вам научить их. Проходите к столам.

Дидактическая игра

«Хочу-надо»

На столах у каждого ребенка по 2 полоски красная и синяя и карточки с иллюстрациями разных покупок. Один ребенок выполняет задание у доски, остальные дети за столами.  Педагог контролирует, работающего у доски, молодой  педагог контролирует работу детей за столами.

Молодой педагог: У вас есть карточки, на которых изображены разные покупки с магазина, вам  нужно правильно распланировать бюджет:на красную дорожку нужно выложить то, что необходимо купить, а на синюю то что не является обязательным, и мы можем купить это, если будут лишние деньги.

Педагог: А я предлагаю самому смелому, выложить покупки рядом со мной, у доски.

Педагог: Миша, почему ты оплату за свет поставил на красную дорожку?

Миша: Потому что это обязательный платеж и его нельзя пропустить.

Молодой педагог: Алена, а куда ты поместила оплату за воду?

Алена: На красную дорожку, это надо делать обязательно.

Педагог: Миша, а почему машинку ты поместил на синюю дорожку?

Миша: Потому что это игрушка, она необязательная покупка.

Молодой педагог: Ваня,  ты поместил машинку на ту же дорожку что и Миша?

Ваня: Да, потому что игрушку можно купить только тогда, когда будут лишние деньги.

Педагог: А теперь проверьте своего соседа, верно ли он совершил покупки, поменяйтесь дорожками.

Дети проверяют друг друга, комментируют «все верно».

Молодой педагог: Верно вы распределили покупки, ведь не всегда можно купить то, что хочется. В первую очередь нужно тратить деньги на нужное!

Педагог: Теперь то уж точно Барбоскиныне станут расходовать свои деньги НЕ зря! Открою вам секрет,есть вещи, которые намного дороже любых денег.  Пройдемте на коврик, я вам о них расскажу.

Дети с педагогом проходят и садятся на коврик вкруг.

Педагог: Ребята, мы узнали, что деньги, конечно же, нужны, но я хочу открыть вам секрет, что за деньги нельзя купить, семью, братьев и сестер, которые есть и у Малыша и у вас, и, нашу добрую помощь, которую мы сегодня оказали Малышу, тоже невозможно купить. И даже это теплое осеннее солнышко (демонстрирует). Давайте все чуточку погреемся от тепла этого солнышка и подскажем Барбоскиным, что есть то, чего не купить за деньги.

Ресурсный круг

«Что можно-нельзя купить за деньги»

Дети передают по кругу солнце-игрушку и говорят, что нельзя купить за деньги.

-Нельзя купить за деньги здоровье;

-Нельзя купить за деньги любовь;

-Нельзя купить за деньги радугу;

- Дружба, ее не купить за деньги;

-Семью не купить за деньги;

-Заботу нельзя купить;

-Речку, море, природу не купить.

Педагог: Как же все-таки стало тепло и светло не только от солнца, но и от ваших замечательных слов!

Раздается звонок по скайпу от Барбоскиных. Дети с педагогом поворачиваются к экрану. Отвечают на звонок.

Педагог: Ну, а нам звонят, наверное, это Барбоскины.

Малыш:Ребята, спасибо вам огромное, я узнал, что это вовсе не круглые железки, а деньги. Спасибо, что рассказали, для чего они нужны. А главное, вы рассказали нам что есть то, что важнее всяких денег!(Видео заканчивается тем, что в семье царит покой и лад) Досвидания! До новых встреч!

Дети прощаются с Барбоскиными.

Педагог: Скажите, какую помощь сегодня мы оказали Малышу?

Предполагаемые ответы детей:Мы рассказали, для чего нужны деньги, и что они бывают бумажные – купюры и железные - монеты. Мы показали, что деньги различаются по номиналу. Научили правильно тратить деньги, сначала покупать самое нужное.

Молодой педагог: Вы были очень старательны, Миша очень быстро навел порядок в кошельке, разложив деньги по номиналу, а Маша быстрее всех разобралась с тратами, и верно разложила покупки на красную и синюю дорожки.

Педагог: Как вы считаете, каким образом у нас получилось помирить Барбоскиных?

Предполагаемые ответы детей:Мы рассказали им, что из-за денег не стоит ссориться. Мы рассказали, что важнее всего это семья, это братья и сестры. А еще, что самые лучше в мире вещи не купить за деньги!

Педагог: Конечно же! Вы большие молодцы, сделали столько добрых дел сегодня! И я хочу, чтоб у нас в группе появилась вот такая копилка «Добрых дел», куда мы будем копить все свои добрые поступки!

Педагог демонстрирует копилку детям.

Молодой педагог: Ребята, предлагаю скорее пополнить нашу копилку первым рисунком нашего доброго поступка, который мы совершили сегодня.

Педагог предлагает детям пройти за столы порисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе «Поможем мышатам»

Программные цели:1. Упражнять в прямом счете в пределах десяти;2. Продолжать учить навыкам работы со счетными палочками;3. С помощью графического диктанта закреплять умение разграничивать направления ...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Поможем Аленушке выполнить задания Бабы Яги"

Познавательно - исследовательская деятельность, в ходе которой дети в процессе экспериментирования выявляют свойства различных материалов и закрепляют их в дидактической игре. Конспект составлен в соо...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Поможем Незнайке"

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Поможем Незнайке"...

Конспект по формированию финансовой грамотности старших дошкольников

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....