"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.
статья по теме

Прохоренко Алла Дмитриевна

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только тогда музыка может выполнять эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по настоящему   слушать и размышлять о ней. Прочувствованное, продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что  при этом активизируется внутренний духовный мир ребенка, его чувства и мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.odt16.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости  дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

А. Д. Прохоренко

Музыкальный руководитель

(АНО ДО “Планета детства “Лада”

д/с №68 «Серебряное копытце» г. о. Тольятти)

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только тогда музыка может выполнять эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по настоящему   слушать и размышлять о ней. Прочувствованное, продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что  при этом активизируется внутренний духовный мир ребенка, его чувства и мысли.

        Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционального, личностно – окрашенного постижения содержания музыкального произведения. Процесс восприятия музыки это процесс становления в сознании слушателя музыкального образа. На занятиях создается позитивная установка на восприятие музыкального произведения. Важно творческое восприятие музыки, здесь действенным средством является оркестровка музыкальных произведений детьми.

        Какое место классическая музыка занимает в жизни ребенка? Такой вопрос мы задаем родителям. Ответ практически одинаковый – главное, как сделать так, чтобы классическая музыка всюду сопровождала ребенка? Нужно процесс восприятия сделать интересным для детей.

        При восприятии музыки у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение  обогащает все творческие проявления детей. Но это при условии, если музыка не является фоном на занятии. При этом условии дети будут чувствовать и осознавать, выражать свои эмоции в  исполнительской и творческой деятельности.

        Нужно развивать эмоции, чтобы человек стал Человеком.

Вкус в эстетике, кроме источника радости, удовольствия, должен стать основой в отношениях людей. Эмоции, развитые искусством, классическим эстетическим опытом веков, должны стать не только импульсом творчества, не только приносить внутреннее удовлетворение, удовольствие — они помогают нам правильно понимать людей.

Возможности музыки огромны. Это как бы космос искусства! В нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Но эти эмоции должны быть развиты.

При восприятии музыки        используются все методы:  наглядный, словесный, практический.

В музыкальном воспитании наглядный метод

  1. наглядно-слуховой (исполнение музыки) – важнейший.
  2. наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картин)

Значение словесного метода велико (термины).

Практические методы  - двигательные реакции (вокализация, мелкие движения пальцев). Поэтому движения вполне успешно используются в качестве приемов.

        Выразить свои переживания музыки можно в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

Оркестровка  это значит, выбрать  и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру  звучания произведения.

Передача характера музыки в  движении – один из эффективных приемов.

Подпевание плавная мелодия, или наоборот отрывистая.

Метод контрастного сопоставления

Метод уподобления – уподобление характеру звучания музыки.

(моторно-двигательное уподобление, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное)

  1. Тактильные прикосновения – нежность, ласку, спокойствие, игривость, волнение, тревогу, таинственность, загадочность.
  2. С помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов.
  3. Интонационно-окрашенное слово – краткое высказывание о характере звучащей музыки.
  4. Интонационно-выразительная вокализация – кратковременный, фрагментарный характер (имитация звучания дудочки, часов «тик-так», «ку-ка-ре-ку»)
  5. Оркестровка
  6. Цветовое моделирование (с 4 лет) – светлые краски – спокойствие,

Темные – тревога, таинственность, яркие, сочные – радость, веселье.

        С самого рождения дети начинают познавать мир с помощью звуков. Знакомство с окружающей средой через музыку развивает слух и музыкальное восприятие. Созданные композитором в произведении образы дают дошкольникам прочувствовать всю гамму чувств, их оттенков, формируют и обогащают эмоциональный опыт. Эмоциональный опыт является отправной точкой к формированию двигательной системы ребенка.

   Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно- ролевой игре любые эмоциональные состояния.

   Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музыка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современных исследованиях. Так, например, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова считают, что именно эмоции составляют «корень эстетики» музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости - первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка можно увлечь и заинтересовать музыкой.

  Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция как известно связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит  к снижению его заболеваемости.

            Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую, позволяет ему при музицировании создавать вокруг себя звуковую среду. Музыка способствует эмоциональной «настройке» организма, и поэтому может быть самым первым шагом на пути оздоровления. Она способна объединить действия, придать  ритмичность, последовательность, целостность и эстетическую форму.

    Что касается эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, то это умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; эмоциональное сопереживание музыке и отклику на произведения искусства. Тоже своего рода отправная точка развития эстетических чувств, отношений, потребностей и интересов личности.

   У детей эмоциональная отзывчивость к музыке проявляется очень рано, выступая базисом всех структур музыкального сознания. Она представляет собой формируемое личностное качество, содержанием которого является эмоционально - ценностное отношение к музыке.

   По мере накопления музыкального опыта необходимо развивать у детей эмоционально - мотивированную оценку.

   Эмоциональная отзывчивость выступает показателем развития интереса, вкуса, эмоционально - оценочного отношения к музыке, выразительности исполнения, творческой активности. В результате развития всех этих компонентов музыкально - эстетического сознания у ребенка формируется оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Оно выражается через эмоции, желание слушать. Оценочное отношение свидетельствует о значимости музыкального впечатления. По мере накопления опыта оно приобретает осознанный характер. Дошкольник может назвать любимые произведения, напеть, повторить, исполнить элементарные движения под музыку. Таким образом, важно обеспечить динамику развития эмоционально - оценочного отношения детей к музыке - от эмоциональной оценки в младшем возрасте к мотивированной оценке посредством мышления и воображения в старшем.

   Положительное эмоционально - оценочное отношение к музыке ребенок реализует в самостоятельных творческих проявлениях, активности в различных видах музыкальной деятельности. Накопление впечатлений формирует его как личность.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость является исходной точкой многих музыкальных проявлений: от эмоционально - ценностного отношения как основы развития музыкальности и слуха до формируемого музыкального мышления и воображения в танце как важнейших психических процессов.

Основная задача педагогического коллектива - добиться того, чтобы эмоциональные впечатления, доступные интонации музыки композиторов- классиков стали привычными, узнаваемыми детьми.

 Нужно развивать у детей целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Мы должны создавать такую целостную музыкально-художественную среду, которая формировала бы эстетические взгляды и вкусы.  Пусть с малолетства их сопровождают единые по своему содержанию культурные проявления разных эпох и стилей.

   И тогда дети будут готовы к восприятию и таких шедевров мировой музыкальной культуры как И.С. Бах, В.А. Моцарт, А. Вивальди и других великих композиторов.

Система подбора репертуара, методы творческой работы, поставленные задачи предусматривают развитие взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления, воображения, внимания дошкольников, активизацию проявлений творчества, активизацию двигательной системы.

   На занятиях по музыке и ритмике дошкольники должны сравнивать произведения с одинаковыми названиями, определять какую историю рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую, веселую. Должны учиться различать смену настроений, образов в музыкальном произведении.

   Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника, его музыкально - ритмическое развитие, прививает любовь к музыке, танцу. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

 

Список используемой литературы

  1. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
  3. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
  4. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. - 158 с.
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
  6. Т. Э. Тютюнникова  Монография «Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".

Музыка является самым психологическим воздействием на человека. И поэтому необходимо обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети....

«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» Консультация для воспитателей

Эмоциональная отзывчивость на музыку способствует развитию отзывчивости и в жизни, воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку,  способствует общему инте...

Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников"

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников....

Методическая разработка "Воздействие музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через цветовосприятие"

laquo;Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка- феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодич...

Развитие музыкальных способностей дошкольников через осознанное восприятие классической музыки

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений....

Восприятие музыки (слушание), как путь развития эмоциональной отзывчивости дошкольников и формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству

Данная работа представляет собой педагогический опыт музыкального руководителя в разделе "Восприятие музыки". Здесь представлены фрагменты занятий , музыкальных досугов и развлечений по...