Интегрированное занятие по народному творчеству "Мастерами славится земля русская".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Шендрик Галина Павловна
Знакомство детей с русским народным творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Зазывалы.

Собирайся, честной народ, на гулянье!
Рядитесь, берите трещотки!
Да
всей семьёй спешите к началу!

Ото всех дверей, ото всех ворот
К нам на праздник спеши!
Кто умеет хорошо трудиться,
Тот умеет и веселиться!

Зима нас торопит,
Спешите!
Рядитесь, из групп выходите,
Колядуйте, пойте,
Пляшите, шутите!

Ряженые дети с разных сторон зала идут в зал и поют: 

Песнехоры (дети одеты в костюмы колядовщиков) исполняют “Песню колядовщиков”:

Вот пала, пала порошка,
Напало снежку немножко.
Как по этой по дорожке
Колядовщики шли.

А как в первом терему –
Красно солнышко.
Во втором терему –
Ясный месяц живёт.

Колядовщики-то -
Люди добрые.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую.

А как в третьем терему –
Часты звёздочки.
Наделите, не томите
Колядовщиков.

У Петрова двора
Нашли коляду
У Петрова двора,
Там три терема стоят.

Или с печки пирогом,
Или с клети решетом.
Не дадите пирога –
Мы развалим ворота!

(говорком): - Коляда светлая!

Пришла коляда вперёд Рождества, вперёд Масленицы.

Зашла коляда в Ангарск – город, а в Ангарске – граде живёт народ честной и

большой, и малый.

Коляда-маляда! Ходила коляда по святым вечерам.

1-й ребенок ( проходит возле гостей). Дома ли хозяева?..

Песнехоры. Как желает коляда…

1-й ребенок.

Всем здоровья и добра,
И согласия и богатства
В новом нынешнем году!

(Мальчики – “колокольчики” осыпают гостей горстями конфетти и зерном.)

(Все песнехоры убегают и присаживаются на стульчики.)

Ведущий. Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стоя под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”. Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу в семье в наступившем году. Самым весёлым развлечением на колядках было ряжение. Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.

СЦЕНКА (показывают взрослые):

(Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный : что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.

А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):

“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”

(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)

Цыган.

Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):

  1. Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
    Головушка у неё заболела!
  2. Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
  3. Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
  4. Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)

Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!

(Все хлопают, а Цыган, Медведь, Коза уходят из зала, прощаясь со зрителями).

- А сейчас вопрос к вам у меня имеется: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети отвечают: без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки)

(Звучит мелодия песни “В лесу родилась ёлочка”. В зал входят Дед Мороз и Снегурочка).

Дед Мороз. Наш поклон вам и поздравления!

Добра вам, счастья, благополучия!

Снегурочка. Побольше улыбок, здоровья, радости!

А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?

Дед Мороз. Да что ты, внученька, я вот тоже подарочки для самых активных ребят припас!

Игры (по выбору):

  1. “Перетягивание каната” (дети встают в две команды спинами друг к другу, надо дотянуться и достать каждой команде свой приз).
  2. “Бег в мешках” (перед игрой слова: “ Есть забава неплоха!
    Кто в мешке без остановки проскакать сумеет ловко?”)
  3. “Бег в сапогах – “скороходах” (с привязанными к валенкам гирями)
  4. “Петушиный бой” (подушками) (на небольшой возвышенности)

Дед Мороз. А теперь - шире круг, смелей размах! Танцы начинайте! Всем участникам – “колядкино угощение”.

Общий танец под весёлую русскую народную мелодию (по выбору музыкального руководителя).

Дед Мороз. Молодцы! Устали? И меня уморили!

Что ж, как и обещал…

Открою сундучок – достану пятачок,

Открою коробейку – достану копейку (отдаёт призы Ведущему праздника).

А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегурочка, как же передать её – не знаю.

Снегурочка. Дедушка, а что если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду. Ребята, хотите в гости? (ответ детей) Только просьба к вам: заходить в кинотеатр надо “по-кошачьи”: на цыпочках-лапочках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мурлыкать.

(Дед Мороз и Снегурочка с детьми переходят в другой зал)

Дед Мороз. Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя – растаять можем. Посылочку Леопольду от мышат передайте! До свидания, не скучайте!

(Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми).

Ведущий. А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?

(Звучит припев песни кота Леопольда “Если добрый ты” муз. Б.Савельева)

Леопольд. Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, весёлые! Мур-р, красивые! А меня вы узнали? Я – кот Леопольд! И если я сегодня на себя не похож, то только потому, что одел новогодний костюм. А песенку мою вы узнали? Давайте споём её на новогодний лад…

“Песня кота Леопольда” (на новогодний лад):

Праздник Новый год
В гости к нам пришёл.
Снегом по плечам хлопал.
Общий хоровод – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.

Если вместе петь,
Слышно далеко,
Не страшна пурга дружным.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.

С каждым поделись
Радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.

 

 

 

 

 

Ведущий. Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.

Леопольд. Мур – р, спасибо, как приятно получать подарки. Я обязательно поделюсь с ребятами (открывает коробку, она (хлопушка) взрывается ).

- Мя-я-у-у! Эти мыши – неисправимы! Они не хотят жить дружно даже на новогоднем празднике! Тут ещё и записка есть!

Ведущий (читает). “Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями – подарок ваш, нет – наш! Самые умные и самые честные мыши на свете!”

Испытания:

  1. Скороговорки.
  2. Соревнования (по выбору воспитателей).
  3. Новогодние загадки.

Леопольд. Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду, мур-р.

Ведущий. Хорошо, я открою! (осторожно открывает, ничего не происходит)

Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем кого что ожидает в новом году.

(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам,и др.)(Леопольду достаётся кругосветное путешествие. Как только он взял соответствующий шарик, он побежал готовиться к путешествию, попрощался с детьми).

Ведущий. Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будет передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники России-матушки нашей! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник пляской с задорной русской частушкой (по выбору музыкального руководителя по теме праздника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие «Расскажу я сказку» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Логопедическая группа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, социализация. Цели: Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, используя разнообразные способы аппликации. ...

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Богатыри Земли Русской"

Интегрированное спортивно-познавательное занятие по патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада. Можно провести к празнованию Победы в Великой Отечественной Войне или...

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" ...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

Учебно-методический материал-"Чем славится земля русская"

Влияние ознакомление детей с элементаргыми знаниями об истории России и Санкт-Петербурга на воспитание положительных качеств личности ребенка....

Интегрированное занятие в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Интегрированное занятие  в средней группе«Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»...