МЕСТО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА
статья (старшая группа) по теме

Агафонова Елена Николаевна

 

«МЕСТО   НАРОДНОГО   ИСКУССТВА   В   ВОСПИТАНИИ   У   ДОШКОЛЬНИКОВ    ЧУВСТВА   ПАТРИОТИЗМА»

 

 

Введение

          Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

            Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства.  Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет УСТОЙЧИВЫЙ интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

          Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.

 

 

 

 

 

          МЕСТО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ  ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

 

            Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,  наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью ее истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряют в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

            Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует образованию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

           Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами  из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня, «Золото из Хохломы в воде не тонет  и в  огне не горит».

            По всей России славились прялки из Городца, потому, что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери  или к внучке, так же как песня, которую пели ещё прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой. А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы матрешки – мал – мала меньше, чем не забава спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

            Исследователи отмечают, что Богородские  мастера – игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а наоборот, проявляется благодаря специфики резьбы, а для пущей забавы, фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотком по наковальне или пилит дрова с мужиком.

            Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делали заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости - уважение и почет, младости – заботу и ласку.

            Народное искусство - как проявление творчества народа близко по своей природе к творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

            Условность образа, нацеленность на типичность, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского  творчества, в народном  искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенства кажущейся простоты,  формы - в Дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы  Хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в Гжельской росписи.

           Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развитие его художественно-творческих способностей.

            «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображения и чувства, что представляется само собой разумеющееся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Потому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности» (психолог С.М.Теплов).

            Исследователи народного искусства В.П.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, Н.П.Сакулина, Е.Д.Флерина и др.отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

           Коллективность творчества – важное качество, так как труд носит коллективный характер, изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.

            Традиционность – народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, колорит, композиционный строй, элементы.

            Традиции касаются и основных выразительных средств, технологий и т.п. Например, Хохлома традиционно имеет золотисто-тёплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка – Дымковская, Богородская – адресовалась ребёнку, чтобы его позабавить, развлечь.

            Следующая существенная черта народного искусства – его гуманность, человечное Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательней.

            ЯЗЫК народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен и в нем заключается совершенство композиции. Т.Я.Шпикалова отмечает такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное оптимистическое  восприятие мира.

           Народное искусство, включая все его виды, обладает воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

            СЛУШАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  устного народного творчества, знакомясь с  народной  МУЗЫКОЙ, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров,  дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красная девица», «ясный сокол», «малые детушки».

            На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются  уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

           Народное искусство синкретично  по своему характеру, поэтому необходим  синтез разных видов народного искусства в воспитании детей.

            Приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятным и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное.

            Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны.

 

 

 

 

 

          Народное искусство в педагогическом процессе детского сада.

                                               Направления:

- для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно-прикладного искусства,  включение его в интерьер дошкольного учреждения создаст эстетическую среду;

- с целью ознакомления детей с народным искусством: слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассматривание изделий народных мастеров, росписи, вышивок.

- для развития детского творчества в качестве образцов, эталонов для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения.

            Именно такой подход к использованию народного искусства  в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном  богатстве, наших  исторических корнях.

          Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на занятиях, так и  в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

            Народное искусство было положено в основу различных вилок художественно-творческой деятельности, и эффективно способствовало развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания.

           Известно, что восприятие ребёнка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образцы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребёнка, который. Как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступят во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.

            Если эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных  мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических оценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребенком красивым (например, красиво вьется стебелек по боковой поверхности мисочки, – хохломское изделие ,– а сверху и снизу стебелька расположены красные клубнички, или гроздья рябины, изящные завитки и травка, тонкая и нежная, а затем предлагается детям охарактеризовать узор), то дети постепенно начинают познавать красоту окружающего и давать развернутую эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно  обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений, и особенно объектов природы, дающей богатый материал для творческой фантазии и взрослому художнику, и ребёнку.

            Другим  психическим  процессом,  имеющим  важное значение для успешного  осуществления художественно-творческой деятельности, является  МЫШЛЕНИЕ.  Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышление ребёнка психологи выделяют такие его стадии, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

            Развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребёнком в различных  видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений – главное достоинство.

            Для развития этого вида мышления большое значение имеют сами художественные деятельности, широко включаемые в педагогический процесс. Особенно важно использовать в этих целях, как показывает наша работа, народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в  доступном для детского понимания виде, способствует развитию наглядно-образного мышления ребёнка.

             Так, например, малыш, с которым взрослый играет с его пальчиками:

«Пальчик-мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

А с этим братцем песни пел»,

             Уже видит перед собой не пальчики, а образы братцев и называемые в игре их совместные действия.

            Или, слушая и повторяя потешку:

«Пошел Коля на торжок,

Купил Коля пирожок.

Самому ли съесть,

Или Оленьки снесть?»,

            Дети представляют всю содержащуюся в ней картинку в образах, о чем свидетельствуют и детские рисунки на эту тему, в которых каждый изображает ситуацию, изложенную в потешке, по-своему.

            Важным психическим процессом, без которого не возможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение.

            Накопления представлений и развитие воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством классическим и народным. Для развития воображения целесообразно использовать специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, создание разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простой фигуры, например круга или любого пятна, придавая ему черты того или иного предмета (солнцу – лучи, яблоку – черенок, шарику – ниточку, колесу – спицу, сковороде – ручку и т.п)

           Особое значение в развитии воображения имеет народно-декоративное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, дерево жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по - своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей.

          Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению интеллектуальных, познавательных потребностей, приобретению новых знаний о мире. Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима..Она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими возможностями для развития интеллекта ребёнка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, выделении сходства и различий, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, особенностями предметного и цветового решения каждого вида, как Дымковская роспись отличается от Филимоновской , а каким своеобразием характеризуется Хохлома!

            Дети познают и разные образцы и устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, сказки и другие. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок, перенос качеств характеризующих один предмет на другой в загадках, стимулирующих детей к проведению анализа, сравнения, благодаря чему у детей складывается красочный образ. Поняв механизм загадки, дети сами пытаются сочинить их.

            Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его народное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе. Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Необходимо так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могут свободно подойти  доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п.

            Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности детей в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается исполнение народной песни, танца,  если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

            Эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – залог успешного овладения этой деятельностью и развития детского творчества. Каждая деятельность, строящаяся на материале народного искусства, обладает способами, при посредстве которых она выполняется.

          Чтобы научить ребёнка  приемам работы народных мастеров, педагог сам должен постигнуть и овладеть ими.

            Говоря о ценностях  народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается ее терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью обрядов и красок, вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МЕСТО   НАРОДНОГО   ИСКУССТВА   В   ВОСПИТАНИИ   У   ДОШКОЛЬНИКОВ    ЧУВСТВА   ПАТРИОТИЗМА»

                               

Введение

          Россия – Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

            Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народно-прикладного искусства.  Только в этом случае народное искусство – это незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет УСТОЙЧИВЫЙ интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

          Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.

          МЕСТО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ  ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

            Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,  наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью ее истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряют в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

            Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует образованию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

           Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами  из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня, «Золото из Хохломы в воде не тонет  и в  огне не горит».

            По всей России славились прялки из Городца, потому, что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери  или к внучке, так же как песня, которую пели ещё прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой. А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы матрешки – мал – мала меньше, чем не забава спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

            Исследователи отмечают, что Богородские  мастера – игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а наоборот, проявляется благодаря специфики резьбы, а для пущей забавы, фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотком по наковальне или пилит дрова с мужиком.

            Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делали заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи своё место, каждому делу свой срок, старости - уважение и почет, младости – заботу и ласку.

            Народное искусство - как проявление творчества народа близко по своей природе к творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

            Условность образа, нацеленность на типичность, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского  творчества, в народном  искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенства кажущейся простоты,  формы - в Дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы  Хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в Гжельской росписи.

           Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развитие его художественно-творческих способностей.

            «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображения и чувства, что представляется само собой разумеющееся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Потому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности» (психолог С.М.Теплов).

            Исследователи народного искусства В.П.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, Н.П.Сакулина, Е.Д.Флерина и др.отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

           Коллективность творчества – важное качество, так как труд носит коллективный характер, изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.

            Традиционность – народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, колорит, композиционный строй, элементы.

            Традиции касаются и основных выразительных средств, технологий и т.п. Например, Хохлома традиционно имеет золотисто-тёплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка – Дымковская, Богородская – адресовалась ребёнку, чтобы его позабавить, развлечь.

            Следующая существенная черта народного искусства – его гуманность, человечное Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательней.

            ЯЗЫК народного искусства (изобразительного, речевого, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен и в нем заключается совершенство композиции. Т.Я.Шпикалова отмечает такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное оптимистическое  восприятие мира.

           Народное искусство, включая все его виды, обладает воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

            СЛУШАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  устного народного творчества, знакомясь с  народной  МУЗЫКОЙ, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров,  дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красная девица», «ясный сокол», «малые детушки».

            На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются  уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

           Народное искусство синкретично  по своему характеру, поэтому необходим  синтез разных видов народного искусства в воспитании детей.

            Приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая органическое единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятным и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное.

            Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем восприятие, лежащее в основе детского творчества, мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны.

          Народное искусство в педагогическом процессе детского сада.

                                               Направления:

- для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов. Учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно-прикладного искусства,  включение его в интерьер дошкольного учреждения создаст эстетическую среду;

- с целью ознакомления детей с народным искусством: слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассматривание изделий народных мастеров, росписи, вышивок.

- для развития детского творчества в качестве образцов, эталонов для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения.

            Именно такой подход к использованию народного искусства  в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном  богатстве, наших  исторических корнях.

          Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на занятиях, так и  в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

            Народное искусство было положено в основу различных вилок художественно-творческой деятельности, и эффективно способствовало развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания.

           Известно, что восприятие ребёнка (зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образцы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт ребёнка, который. Как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступят во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей.

            Если эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных  мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических оценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребенком красивым (например, красиво вьется стебелек по боковой поверхности мисочки, – хохломское изделие ,– а сверху и снизу стебелька расположены красные клубнички, или гроздья рябины, изящные завитки и травка, тонкая и нежная, а затем предлагается детям охарактеризовать узор), то дети постепенно начинают познавать красоту окружающего и давать развернутую эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно  обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений, и особенно объектов природы, дающей богатый материал для творческой фантазии и взрослому художнику, и ребёнку.

            Другим  психическим  процессом,  имеющим  важное значение для успешного  осуществления художественно-творческой деятельности, является  МЫШЛЕНИЕ.  Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышление ребёнка психологи выделяют такие его стадии, наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

            Развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребёнком в различных  видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений – главное достоинство.

            Для развития этого вида мышления большое значение имеют сами художественные деятельности, широко включаемые в педагогический процесс. Особенно важно использовать в этих целях, как показывает наша работа, народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в  доступном для детского понимания виде, способствует развитию наглядно-образного мышления ребёнка.

             Так, например, малыш, с которым взрослый играет с его пальчиками:

«Пальчик-мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

А с этим братцем песни пел»,

             Уже видит перед собой не пальчики, а образы братцев и называемые в игре их совместные действия.

            Или, слушая и повторяя потешку:

«Пошел Коля на торжок,

Купил Коля пирожок.

Самому ли съесть,

Или Оленьки снесть?»,

            Дети представляют всю содержащуюся в ней картинку в образах, о чем свидетельствуют и детские рисунки на эту тему, в которых каждый изображает ситуацию, изложенную в потешке, по-своему.

            Важным психическим процессом, без которого не возможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение.

            Накопления представлений и развитие воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством классическим и народным. Для развития воображения целесообразно использовать специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, создание разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание простой фигуры, например круга или любого пятна, придавая ему черты того или иного предмета (солнцу – лучи, яблоку – черенок, шарику – ниточку, колесу – спицу, сковороде – ручку и т.п)

           Особое значение в развитии воображения имеет народно-декоративное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, дерево жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по - своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей.

          Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению интеллектуальных, познавательных потребностей, приобретению новых знаний о мире. Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима..Она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими возможностями для развития интеллекта ребёнка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, выделении сходства и различий, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, особенностями предметного и цветового решения каждого вида, как Дымковская роспись отличается от Филимоновской , а каким своеобразием характеризуется Хохлома!

            Дети познают и разные образцы и устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, сказки и другие. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок, перенос качеств характеризующих один предмет на другой в загадках, стимулирующих детей к проведению анализа, сравнения, благодаря чему у детей складывается красочный образ. Поняв механизм загадки, дети сами пытаются сочинить их.

            Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его народное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе. Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Необходимо так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время изобразительной деятельности дети могут свободно подойти  доске, мольберту, столу воспитателя, чтобы лучше рассмотреть изделия народных мастеров, иллюстрации в детских книгах и т.п.

            Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности детей в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается исполнение народной песни, танца,  если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

            Эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – залог успешного овладения этой деятельностью и развития детского творчества. Каждая деятельность, строящаяся на материале народного искусства, обладает способами, при посредстве которых она выполняется.

          Чтобы научить ребёнка  приемам работы народных мастеров, педагог сам должен постигнуть и овладеть ими.

            Говоря о ценностях  народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается ее терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности. испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью обрядов и красок, вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

                         СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

           

          Тема: « Необходимость приобщения детей к истокам русской народной культуры».

                                        Подготовила воспитатель Агафонова Е.Н.

       «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди  других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках,  литературе,  языке, живописи…

          Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

                                                                              (Д.С.Лихачев)

          Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сто веков.

            Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого народа.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, кроссворды и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастером, человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  1. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведении птиц, насекомых и растений.
  2. Очень важно  ознакомить детей с  народной декоративной росписью. Она,  пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

            Именно так можно представить ступени развития личности культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

           

 Конспект  занятия познавательного характера

Тема: «Приходи на посиделки»

                           

                                                              Подготовила воспитатель Агафонова Е.Н                                                          

                                                 

               Тема: «Приходи к нам на посиделки»

     Цель: Приобщать детей к истокам русской народной  культуры, познакомить с «посиделками». Рассказать о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки,  частушки). Расширять словарный запас детей.  Учить слышать напевность народных прибауток.

                                          Ход занятия.

             Воспитатель: После сбора урожая молодежь устраивала посиделки. Начинали посиделки с  Покрова (14 октября), а заканчивались к весне.

           Что же делала молодежь на посиделках?

      Девушки собирались и пряли или шили. За работой  они пели песни. Парни тоже приходили с работой – лапти плели, корзины, веревки вили.

          В долгие зимние вечера самое время рассказывать истории да сказки. Вот и говорили: «Мели Емеля, твоя неделя».

          Какие бы вы рассказали сказки, какие знаете? Какие частушки? (Прослушивание записей с частушками)

        А сколько сочинялось пословиц, поговорок, загадок, небылиц! Разными прибаутками тешили старики малых ребят:

Дядя Федя съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

«мама»

Стучит бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке –

Туды ж по дорожке…

            Дети рассматривают иллюстрации  к прибауткам художника В.Васнецова.

   Воспитатель: Собирались на посиделки в деревенской избе. В ней было  много необычного, незнакомого нам. Я загадаю загадки, а вы найдите ответ на этом макете деревенской избы:

Сверху дыра, снизу дыра,

А в середине , огонь да вода. (самовар)

Новая посудина, а вся в дырках. (сито, решето)

Три братца пошли на речку купаться,

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (ведра с коромыслом)

Смастерили из досок , и надели поясок,

И хранит посуда эта, с грядки собранное лето. (бочка)

Стоит попадья, тремя поясами подпоясана. (кадка)

Черный конь скачет в  огонь.(кочерга)

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает, Сам в угол идет. (ухват)

-Черныш-загорыш! Куда поехал?

- Молчи, кручёно-верчено,

Там же будешь. (чугунок и горшок)

С ушами. Да не слышит. (ушат).

          ПОСЛОВИЦЫ  И  ПОГОВОРКИ

                О семье, воспитании детей и счастливом доме.

В каком народе живёшь, того обычая держись.

Ждешь плодов от дерев, ухаживай за саженцем.

Жить по воле, закончить жизнь в поле.

Не надобен и клад, коли в семье лад.

Ненаказанный ребёнок накажет своих родителей.

Родись не богат, не красив, родись счастлив.

Своя воля страшнее неволи.

Что посеешь, то и пожнёшь.

                       О  ДОМЕ,  ГОСТЕПРИИМСТВЕ

Руки да душа – горница хороша.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Дом без печи – нежилой дом.

Доброму гостю – особая честь.

Стол – Божья ладонь, а хлеб – Божий дар.

Конь на крыше – в избе тише.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Нежданный гость лучше жданных двух.

Пошли Бог гостей – и хозяин будет сытей.

Девица в терему, точно яблочко в раю.

                                           О СИЛЕ СЛОВА

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Ласковое слово и кость ломает.

Не давши слово крепись, а давши – держись.

Речь – серебро, молчание – золото.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Что сказано, то сделано.

ОБ ОСНОВНЫХ ЗАНЯТИЯХ КРЕСТЬЯН, ОТНОШЕНИИ К ТРУДУ И ПРАЗДНОСТИ

Делу время – потехе час.

Праздный человек на грех натолкнётся.

Кончил дело – гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Весною день год кормит.

Цыплят по осени считают.

Землю пашут, руками не машут.

Зерно в колоске, не спи в холодке.

Хочешь есть калачи, не спи на печи.

Хлеб – всему голова.

Ржаной хлебушко – калачам дедушка.

Щи да каша – пища наша.

Умелые руки голодными не останутся.

     Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

            Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – всё лишь  зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

            Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе  со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

           Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят  ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитывают эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е воспитывать качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

            Таким образом, базой для формирования  любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.

            На следующем этапе можно уже сообщать ребёнку определённые знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме ,об улице, на которой он живет, о районе, о городе и наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.

            Важной составной частью по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к  традициям и обычаям народа, страны, искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них , принимать их, привыкать к ним.

          Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывать детям свою любовь к Отечеству.

            Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в  стране и детском саду.

            Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из, тех  кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

            В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны – более доступными для ознакомления. Эти социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представления о равенстве всех народов, живущих на Земле.

            Такой подход не исключает задачу приобщения ребёнка к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.

                                                   

ЛИТЕРАТУРА

С.А.Козлова; Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика.

Э.Е.Алесеев. Фольклор в контексте современной культуры.

Т.С.Комарова. Народное искусство в воспитании детей.

Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

О.Л.Князева; М.Д.Махонева, Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

О.А.Ботякова; Л.К.Зязева;С.А.Прокофьева. Российский этнографический музей – детям.

П.Ф.Каптерев. Об эстетическом развитии в воспитании.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

«Место народного искусства в воспитании у дошкольников чувства патриотизма»

«Народное искусство в педагогическом процессе детского сада»

Сообщение для родителей на тему: «Необходимость приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Конспект  «Приходи на посиделки»

Пословицы и поговорки:

      - о семье

      - о долге и гостеприимстве

      - о силе слова

      - об основных занятиях крестьян, отношении к труду и праздности.

Сообщение: «Воспитание начал патриотизма и гражданственности»

Список используемой литературы.

Оглавление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место народного искусства в воспитании детей детского сада

Доводы о небходимости знакомства детей дошкольного возраста с народным искусством: росписями, сказками,игрушками, музыкой-как средством формирования внутренней культуры и сохранения традиций....

Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

 Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.          ...