Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
статья

Фролова Светлана Ивановна

Статья о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юлина Светлана Ивановна

Воспитатель

 МДОУ д/с «Звездочка»

г. Балашова Саратовской области

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном учреждении

Нравственно - патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Сегодня термин «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, родной природе, Родине,  доброе отношение к другим людям. Патриотизм - не инстинкт, его необходимо воспитывать, он не передаётся на генетическом уровне.

Педагогическому коллективу в дошкольном образовательном учреждении необходимо уделять большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию. Нужно стараться создать атмосферу душевного комфорта, доброты и терпимости, вести активную работу по ознакомлению дошкольников с некоторыми сведениями из истории своего родного города, с его достопримечательностями, известными людьми города. Но воспитывая патриота  так же необходимо знакомить дошкольников с символами России, с шедеврами архитектуры главных российских городов.

Любовь к Родине - это необыкновенное чувство, хранящееся в глубине человеческой души. Это чувство проявляется от любви к родному краю до высокого гражданского чувства.

Воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, интереса и любви к родному краю наиболее эффективно проявляется в игре. Она способствует овладению способами познавательной деятельности, помогает усвоению, закреплению знаний. В работе с дошкольниками можно использовать такие дидактические игры, как: «Путешествие по городу», «Угадай и назови», «Праздники», «Путешествие из прошлого в настоящее»; русские народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Воробушки и кот», «Петушиные бои», «Салка на одной ноге», «Молчанка», «Телефон» и др.

Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники, такие как: «Начало всех начал»,  «Традиции русской семьи», «Народные праздники на Руси. Масленица», «Встреча весны. 8 марта», «Праздник осени», «День защитника Отечества», «Рождественские святки».

В связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, есть трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями. Поэтому в работе необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и наглядные предметы и материалы [2].  В дошкольном образовательном учреждении совместно с родителями создавать мини-музеи: «Русская изба», «Чудо-дерево», «Бабушкин сундук. Дети должны знать историю своей семьи, кем были их деды и прадеды. Каждый мини-музей — совместная работа воспитателя, детей и их семей. Ведь взаимосвязь с родителями важное условие нравственно-патриотического воспитания.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию своего народа воспитывает уважение, гордость за свою страну. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу, но в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей и не отражается вся полнота данного вопроса.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

— воспитывать у детей любви родному дому, семье, детскому саду, городу;

— воспитывать уважение к труду взрослых и сверстников;

— формировать бережное отношение к живой природе;

— развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

— расширять представления о крупных городах России и о своем родном городе;

— знакомить детей с гербом, флагом и гимном Российской Федерации;

— развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

— формировать терпимость и чувство уважения к другим народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Работу по воспитанию у малышей любви к своему городу и своей Родине нужно проводить с раннего возраста. Ведь любовь к своей стране всегда начинается с любви к своей малой родине.


Список использованной литературы

  1. А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2009.
  2. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...