Статья "Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности."
статья по теме

Мешкова Елена Олеговна

Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ

Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением  позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   и, зачастую, оздоровительные задачи.

1. Развитие речи. 

 Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка, овладение речью не самостоятельная задача. Среди многих речевых функций дошкольника, самая главная – общение с окружающими, переход к внеситуативной форме общения, где к речи предъявляются новые требования и стимулируют ее дальнейшее развитие.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи  в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и  прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций,   свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

1.1. Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, поскольку овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется  освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией в которой происходит общение. Развитая лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением  в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

  1. Формирование грамматического строя речи.

Грамматика это «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя  в речи, делает  интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

  1. Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. В процессе ознакомления с петербурговедением еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается орфоэпически правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется выразительность и плавность речи, дикция, воспитывается культура речевого общения.

  1. Развитие связной речи.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание. В связной речи, развивающейся посредством восприятия литературных произведений детей, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства опыта, развивается основная функция связной речи – коммуникативная (осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет  с успехом совершенствовать речевые умения и навыки детей:

  • беседа, как метод обучения диалогической речи;
  • обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
  • обучение творческому рассказыванию;
  • формирование связных высказываний типа суждений.
  1. Физическое и валеологическое  развитие.

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей в условиях ДОУ и дома, закаливающих процедур, специальных упражнений для развития двигательных умений и навыков с учетом рекомендаций медиков и индивидуально-личностного подхода, увеличение двигательной активности детей в течение дня.

Одна из основных задач сформирована в программе воспитания «Петербургская концепция» 1993 года – формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Средствами к достижению цели являются образец поведения взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

В основные методы следует включить и ознакомление с литературными произведениями. Различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи  Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе может почувствовать, что может управлять своим здоровьем. Цель произведений о здоровом образе жизни – дать ребенку знания, заинтересовать его и предоставить  возможность на практике познать функции организма.

  1. Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание –целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течение времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, выражения отношений к людям, к природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение к личности определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать  у детей гуманные чувства.

4. Изобразительная деятельность.

      Связь этих двух дисциплин с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат восприятия увиденного,  услышанного,  прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

5. Трудовое воспитание.

Между петербурговедением  и трудом возникают следующие отношения:  иллюстративные материалы, художественные произведения о Санкт-Петербурге, блин, участие в трудовых мероприятиях на участке ДОУ имеют в своей основе моральной содержание. В них через художественные образы воспитывается трудолюбие, гордость за достижение положительных трудовых результатов,  к результатам труда. Дети, оценивая действия и поступки персонажей, отражают это в своей деятельности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами: гуманность, патриотичность, трудолюбие, мораль.

Преобладающими в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости и положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Известный и самый значимый метод – пример взрослого (воспитателя, родителей). Методы и средства применяются не изолированно,  а в комплексе, во взаимосвязи.

  1. Художественная литература.
  2. Иллюстративно-познавательные материалы.
  3. Природа Санкт-Петербурга.
  4. Собственная деятельность детей.
  5. Окружающая обстановка.
  6. Беседы.
  7. Подборки материалов по теме.
  8. Рассказывание воспитателя.
  9. Аудио-, слайды-, видеоматериалы.

В целях устойчивого формирования у детей интереса к данному виду деятельности  и нравственно-патриотического воспитания  в группе должен иметь место уголок петербурговедения. Это спокойное, удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы, заниматься изобразительной деятельностью.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

  • удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
  • эстетичность оформления – уголок петербурговедения должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет исторической личности, блин, писателя, предметы петербургского и народно-прикладного искусства;
  • в уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются материалы, книги, виды Санкт-Петербурга, репродукции с картин известных художников;
  • хорошо иметь рядом шкаф для хранения иллюстративных материалов, книг и альбомов.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Материал к ММО  «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»...

Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности.

В статье представлены воспитательные и образовательне задачи, которые возможно решить с помощью пербурговедения....

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.Жизнь каждого челов...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...