"Русские народные праздники" досуговая программа
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Приобщение воспитанников к культурным ценностям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_2programma777.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Досугавая программа

 (культурологической направленности)

(модифицированная)

возраст детей: 6-7 срок реализации: 1 месяц

Составители:Бурганова Алена Андреевна,  педагог дополнительного образования

Красноярск 2009 г.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.Лихачев).

Пояснительная записка

Направленность: культурологическая.

Актуальность

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в  деятельности, общении ребенка, его отношениях с другими людьми.

Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, вследствие чего изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими, в частности, со сверстниками и педагогами.

Немаловажное значение в учебной деятельности имеет расширение сферы общения. Важную роль играет, прежде всего, общение с одноклассниками. В младшем школьном возрасте могут закладываться основы школьной дружбы – чувство общности с теми, кто живет общей школьной жизнью. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеурочных занятий (совместные игры, занятия в творческих объединениях, походы в театры и музеи).

Помимо общения с одноклассниками, младший школьник в совместной деятельности взаимодействует непосредственно с педагогом, который в свою очередь создает условия не только для полноценного общения, но и для развития познавательной деятельности ребенка.

 Познавательная деятельность младшего школьника  преимущественно проходит в процессе обучения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Ребенок начинает воспринимать больше то, что говорит ему педагог, вследствие этого возникает уникальная возможность создать условия для становления у ребенка нравственных, эстетических, духовных качеств, которые в дальнейшем будут определять его развитие. Таким образом, началом, порождающим личность ребенка, может быть родная культура.

Исходя из вышесказанного, наша программа «Народный праздник»  основывается на следующих принципах:

         Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

          Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

          В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

         И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

          Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.

Основой, на которой составлена данная программа, является технология собственно проведения праздника. Предоставленная технология строится по принципу коллективного творческого дела. За основу взят один из видов КТД: художественное коллективное творческое дело.

        Создавая и воплощая замысел художественного коллективного творческого дела, где сплелись воедино поэзия, различные виды изобразительного искусства, вокал, музыка и хореография, ребята используют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими на уроках чтения, литературы, изобразительного искусства, а также на внеклассных коллективных и индивидуальных занятиях в школе и за ее пределами.

         

        Цель: Приобщение воспитанников к культурным  ценностям русского народа.

 

Задачи:  

Образовательные:

  • Формирование представление детей о русском народе: народном искусстве, народном календаре;
  • Ознакомление детей с элементами изобразительного искусства;
  • Обогащение и активизация словаря ребенка;

Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения детей к русским народным традициям, обычаям;
  • Воспитание ответственности детей за выбранное ими дело и предполагаемый результат.  

Развивающие:

  • Создание условий для развития активного восприятия детьми ценностей народной культуры средствами устного, музыкального, изобразительного творчества;
  • Создание условий для развития познавательного интереса воспитанников к русской традиционной культуре и творческого мышления;
  • Создание условий для развития активности, творчества и воображения воспитанников;
  • Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка.

         Место реализации программы: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Гусарово 11, МОУ Дом детского творчества (Школа искусств).

         

        Формы работы: фольклорный праздник, игра, выставка, занятия с элементами тренинга.

Методы работы: использование средств искусства (народного художественного творчества - предметов народного быта, костюмов); демонстрация наглядного материла, слайдовая презентация, беседа, карта успешности (опрос, анкетирование).  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

теория

практика

1.

Народная культура.

1.1.

Вот как было на Руси…

1

1

1.2.

Русское народное изобразительное искусство.

2

2

1.3.

Костюм как символ событийности праздника.

1

1

1.4.

Виртуальная галерея русского изобразительного искусства

1

1

2.

Коллективное творческое дело: Праздник русской березки.

2.1.

Этапы подготовки и организации мероприятия

2

4

2.2.

Декорация русского народного изобразительного искусства

1

1

2.3.

 Репетиционные занятия

1

3

2.4.

Праздник Русской березки

1

                     1

2.5

До свидания, Березка!

1

1

ИТОГО:

11ч.

15ч.

Содержание программы

  1. Народный культура (1час): история происхождения праздника; Русская Березка – символ Троицы. Формы проведения:  беседа, Средства: занятие с элементами тренинга, игра, рассказ.
  2. Русское народное изобразительное искусство (2 часа): занятие по изобразительной деятельности (пейзаж по представлению, венки, кукушечка). Декорация. Средства: демонстрация наглядного материала, беседа, рассказ, игра.
  3. Костюм, как символ событийности праздника (2час). Формирование представлений о русском народном костюме. Создание эскиза русского народного костюма. Формы проведения занятия: занятие по изображению русского народного костюма. Средства: демонстрация наглядного материала, беседа.
  4.  «Виртуальная галерея  русского народного изобразительного  искусства»  (1час.). Представление произведений русского народного искусства. Формы проведения: рассказ.  Средства: слайдовая презентация,
  5. Подготовка к мероприятию «Праздник русской березки» (4 часа). Коллективное планирование: распределение ролей и обязанностей, подготовка костюмов и реквизита. Репетиции. Оформление интерьера.
  6. «Русское народное изобразительное искусство» (плетение венков, украшение березки) - представление своих результатов. Декорация.  (1час). Форма проведения: выставка.
  7. Коллективное творческое дело: сюжетно-тематическая игровая программа «Праздник Русской березки». Формы проведения занятия: игры, хороводы, песни (1час).
  8. Подведение итогов праздника, обсуждение результатов проведения мероприятия. (1час). Формы проведения занятия: занятие с элементами тренинга.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

               

  • Знание основных характеристик народного календаря, народного искусства.
  • Знание основных элементов изобразительного искусства.
  • Умения использовать наглядный материал, соотносить с собственными представлениями.
  • Проявление таких личностных качеств как: уважение к русским народным традициям, обычаям, ответственность, активность.
  • Умение воспринимать ценности народной культуры средствами устного, музыкального, изобразительного творчества.  

Способами проверки будет являться карта успешности детей (входной итоговый и  промежуточный контроль), рефлексия, беседа, игра.

Условия реализации программы

   

Условиями реализаций программы будут являться:

  • кадровое обеспечение: руководитель ИЗО студии, педагог-организатор;
  • материально-техническая база: компьютер, принтер, ксерокс, проектор, музыкальный центр, большие колонки, микрофоны; канцелярия: ватман, краски Гуашь, клей, ножницы, скотч, нитки, иглы, маркеры, бумага, грамоты.

Приложение 1

План – конспект занятия - 1

Тема занятия: «Вот как было на Руси…» Горница (посиделки).

Форма занятия:

Цель: Создание предпраздничной атмосферы; знакомство с историей  Троицы через рассказ, беседу и игру.

Задачи:

  • Создать условия для комфортного общения при обсуждении русского народного праздника Троица.
  • Обобщить знания детей о таком русском народном празднике как Троица.

Время, отведенное на работу: 1 час

Предлагаемый образовательный материал или информация: книга о русских народных праздниках, наглядные материалы (открытки, картинки, фотографии с изображениями данного праздника), музыкальное оформление – старинный вальс «Березка».

Игровая или творческая часть занятия: знакомство друг с другом, ассоциации с праздником, игра.

  1. Организационная часть.

«Здравствуйте ребята! (Приветствие детей). Очень приятно видеть вас на нашем занятии. Для начала давайте познакомимся, все вместе встанем в круг и начнем наше знакомство, но начнем мы его не обычно.

 Упражнение "Познакомимся"

Цель: знакомство участников друг с другом. Дать возможность участникам лучше узнать друг друга перед совместной работой.

Ход: членам группы предлагается представиться. Каждый участник, представляясь, называет свое хобби, девиз жизни.

Теперь я предлагаю вам вместе со мной представить, что мы находимся в большой деревянной избе, где вкусно пахнет пирогами, а за окошком стоит стройная березка, которая загадочно за вами наблюдает – ведь приближается весенний радостный праздник, праздник, посвященной березке, праздник Троицы».

  1. Ход занятия.

«Скоро этот праздник придет и к нам. Далее идет игра в ассоциации. (дети говорят, с чем они могут сравнить этот праздник, что происходит в этот день, что должно быть на столе и т.д.) Большое спасибо за ваши ответы, вы все, безусловно, правильно ответили».

  1. Основная часть.

«Ребята, а вы знаете, как появился этот праздник и как издревле его праздновали на Руси? (ответы детей; экскурс в историю праздника, звучит фоновая музыка – вальс «Березка»).

«Этот праздник русские люди отмечают в начале лета, через семь недель после праздника Пасхи. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Что же это за праздник - Троица, и как ее праздновали в старину?

         Ранее Троица очень широко праздновалась в народе. Этот праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. Седьмая неделя после Пасхи называлась "зелеными святками", "русальей" или "семиковой". Неделя завершалась в воскресенье празднованием Троицы.

Суббота - день поминовения предков. С утра весь народ шел на кладбища, украшал могилы ветками березы, цветами и травой. Вспоминали усопших добрыми словами и оставляли на могилах угощение: яйца и пироги.

Вопрос: А как вы думаете, почему именно символом Троицы является Березка? (обсуждение)

В воскресенье на празднике Троицы главная роль отводилась березке - символу расцвета природы. Береза считалась "хорошим" деревом, дающим положительную энергию. Ее нельзя было корчевать, рубить без дела: это считалось большим грехом.

С березой связано много поверий. Считалось, что она оберегает дом от грома и молний, а капустные грядки - от гусениц. Верили, что погибшая девушка превращается в березку

Березка-красавица. Это девица. Как девушка украшается, т.е. вот эти атласные ленты разноцветные, так и березка - символ красоты.
С этим праздником связаны некоторые народные приметы: если на Троицу дождь, то будет хороший урожай грибов.

Также накануне праздника вязали березовые веники для бани. А еще в ночь под Троицу на Руси девушки гадали. И гадания были особые. Например, кружатся в хороводе, отпускают руки, кто в какую сторону упадет - оттуда и жениха ждать.

Вопрос: А догадываетесь ли вы, какой цвет присущ этому празднику?
Цвет праздника Троицы - изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль».

        Сейчас большинство старинных русских народных праздников к нам возвращаются и праздник Троицы в том числе. Этот праздник необычен. Особенно, когда соблюдаются все обычаи и традиции. Очень хорошо, когда такой праздник проходит на свежем воздухе, природе. Ведь праздник Троицы не просто праздник – это время, когда человек объединяется с природой».        

Сейчас мы с вами уже знаем, что за праздник Троицы существует. Вы хорошо знаете, что лес, его любое растение – это тоже живое. И что человек должен находиться в гармонии с природой.

        Но не только в русские народные праздники проходили различные обряды и обычаи. Игра на Руси всегда оставалась неотъемлемой частью любого праздника.

        Сейчас мы предлагаем вам поиграть и немного разогреться.

Первая игра называется «Растеряхи».

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

         

  1. Заключение.

    «Вот и подошло к концу наше занятие. Теперь вы наверняка знаете, что же это за праздник и как его праздновали раньше на Руси. Мы же, в свою очередь, теперь будем готовиться к этому празднику основательно. А сейчас давайте подведем итоги: что вам особенно запомнилось о празднике Троице, о березе, что понравилось из нашего занятия, а что не очень. Как вы считаете, что можно добавить в наши занятия?» (рефлексия)

 


Приложение 2

План-конспект занятия – 2

        Тема занятия: Символы русского народного праздника Троица

Цель: познакомить детей с символами русского народного праздника Троица посредством изобразительной деятельности;

Задачи:

  • Обобщит полученные знания детей о русском народном празднике Троица;
  • Создать условия для свободного выбора символа праздника.

        Время, отведенное на работу: 1 час

        Предлагаемый образовательный материал или информация:  фото, рисунки с изображением символов праздника (березка, кукушка, лето, венки...)

        Игровая или творческая часть занятия: выбор детьми предполагаемого сюжета своего будущего рисунка; рассказ с последующим обсуждением, установка на подготовку к выставке.

  1. Организационная часть.

«Добрый день, ребята!

 Давайте вспомним о празднике Троица. Что является символом праздника? Как проходил праздник? (обсуждение)

 Сегодня наше занятие посвящено русскому народному изобразительному искусству. Вам будет предложен наглядный материал по теме «Русское народное искусство» - это рисунки с изображением березки, природы, кукушки, венков – главных символов Троицы. По ним вы сможете выбрать себе сюжет своего рисунка».

  1. Основная часть.

Ребятам предлагается наглядный материал. Проходит выбор сюжета рисунка. Подготавливается рабочее место. Проходит необходимая консультация педагога по изобразительному искусству.

10-15 минут отводится на перемену. В это время проводится игра.  

        Белки, орехи, шишки

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

  1. Заключительная часть.

Подводятся итоги занятия (на какой стадии работы над рисунком находятся каждый из воспитанников).

Приложение 3

План-конспект занятия – 4

        Тема: «Праздник Русской березки»

        Цель: создать условия для организации совместной деятельности по подготовке к русскому народному празднику Троица.

        Задачи:

  • Создать условия для комфортного взаимодействия, общения при организации мероприятия;
  • Способствовать воспроизведению русских народных пословиц, поговорок;
  • Содействовать развитию творческих способностей детей;

        Время, отведенное на работу: 1 час

Предлагаемый образовательный материал или информация: музыкальное оформление, карточки с названиями животных.

Игровая или творческая часть занятия: занятие с элементами тренинга.  

Организационная часть:

Упражнение "Здравствуйте"

         Цель: приветствие участников, выявления эмоционального состояния.

         Ход: Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Пусть каждый по кругу произнесет слово «здравствуйте» по своему.

Обсуждение: оценка участниками подтекста, который каждый вкладывал в приветствие.

Основная часть:

Упражнение "Найти пару"

Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; творческое взаимодействие с другими членами группы; развитие у членов группы установки на взаимопонимание; развитие умений выразить себя невербальными средствами.

Время: 10 минут.

Оборудование: полоски бумаги с названиями животных.

Ход: играющим раздаются полоски бумаги, на которых написаны названия животных. Не разговаривая, каждый должен найти свою «пару»: такое же животное. Пары становятся в круг. Каждая пара изображает свое животное, остальные должны отгадать, что это за животное.

Ребята, так как близится наш праздник, и он вот-вот наступит, нам необходимо с вами вспомнить разные пословицы и поговорки, которые являются неотъемлемой частью этого праздника, а также и других русских народных праздников.

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию аукцион пословиц и поговорок. Тот, кто последний называет пословицу или поговорку, тот победитель. Но наша главная задача сейчас – это вспомнить их, чтобы потом на мероприятии увеличить свои возможности выиграть приз от Русской березки.

Аукцион пословиц.

Заключительная часть:

Упражнение "Танец отдельных частей тела"

        Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

        Материалы: Музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.

        Ход: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей практикум) М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  2. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ под. ред. В.В. Петрусинского// В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. М.: ОАО «ГАЗ», 1997
  4. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений. М.:ТЦ «Сфера», 2002
  5. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  6. http://www.childpsy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной култьутры, традициям "Русская народная изба"

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...