СЕМИНАР по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ"
методическая разработка по теме

Набиуллина Миниса Сабировна

Я, продолжая семинарский цикл, посвященный нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, особое внимание уделяю традициям благопожеланий башкирского народа. Это и продолжение вековой народной традиции и обновление регионального компонента образовательного процесса ДОУ и вместе с тем социально-значимая инициатива широких слоев населения навстречу весне, обновлению, выражение надежды не только на личное благополучие близких, но и благополучие родного края, родного завода, всей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_blagopozhelaniya.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации муниципального района

Белорецкий район Республики Башкортостан

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 1 г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Согласовано

Старший воспитатель МДОБУ

детским садом № 1 г.Белорецк муниципального района

Белорецкий район

Республики Башкортостан

___________________Р.М.Костенкова

Утверждаю

Заведующий МДБОУ

детским садом № 1 г.Белорецк муниципального района

Белорецкий район

Республики Башкортостан

___________________Т.А.Иванова

 

СЕМИНАР 

по нравственно-патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста 

«благопожелания»

для педагогов города и района

Воспитатель высшей категории

Набиуллина Миниса Сабировна

Белорецк

2010

Цель семинара – практикума:

  • Совершенствовать методические условия приобщения дошкольников к старинным фольклорным формам
  • Обогащать социально-педагогический ресурс пропаганды народной культуры в широких общественных кругах
  • Развивать интегрирующие технологии в образовательной сфере

Содержание семинара:

  • Исполнение «ФАТИХА» (воспитатели МДОБУ детский сад № 1 Биргалина Г.Р., Набиуллина М.С.) 
  • Доклад «Народная мудрость башкирских женщин» (Набиуллина М.С.)
  • Выступление фольклорной группы «Лейсан» с обрядом «Благопожелания» (с.Шигаево)
  • Экспресс-опрос по благопожеланиям
  • Мастер-класс «Благие пожелания»
  • Шежере – практикум (слайд-шоу)

(воспитатель МДОБУ детский сад № 1 Тупицына О.В.;  преподаватель ЦВР Фасхетдинова Т.Р.)

  • Кубаир-беседа
  • Перекличка благопожеланий разных народов (родители ст.гр. «Солнышко»)
  • Видеостраница (выступления с благопожеланиями):
  • заместитель главы Администрации муниципального района Белорецкий район РБ  Тляубаев И.С.
  • заместитель председателя профкома ОАО БМК Гареева Р.А.
  • член Союза писателей РБ, автор многочисленных книг, поэтесса Зимина Н.Н.
  • Постановка «Пятничное чаепитие» (фольклорная группа «Ляйсан» с.Шигаево)
  • Кубаир «Восславим женщину» (композитор, певец, сказитель Салимов М.А.)

Я, продолжая семинарский цикл, посвященный нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, особое внимание уделяю традициям благопожеланий башкирского народа. Это и продолжение вековой народной традиции и обновление регионального компонента образовательного процесса ДОУ и вместе с тем социально-значимая инициатива широких слоев населения навстречу весне, обновлению, выражение надежды не только на личное благополучие близких, но и благополучие родного края, родного завода, всей страны.

        Алкыш – это благопожелания, особый, очень древний фольклорный жанр, освещающий многие эпизоды жизни. Благопожелания – это форма проявления к окружающим искреннего внимания, пожелания удач, счастья, всяческих благ в жизни. Это форма выражения добрых отношений к человеку является как бы синтезом приветствий и обращений, ибо в ней есть обращение и приветствие, уважение и приветливость.

Народная мудрость башкирских женщин

С ростом самосознания народов России, интереса к ее истории и культуре особое значение приобретает возрождение культурно-исторического наследия башкирского народа, одним из компонентов которого являются народные традиции, содержащие многовековую мудрость и опыт воспитания подрастающего поколения.

Эпоха перемен в которую вступило наше общество, привела к резким изменениям не только в области социальной политики, экономики, культуры, но в ценностных ориентациях личности. Проблема нравственной позиции индивида, его ответственности за судьбу и будущее своего Отечества актуальна как никогда. Российскому обществу нужны не только безотлагательные реформы, но и духовное очищение.

На наш взгляд, нравственная личность, демонстрирующая патриотизм и гражданственность, уважение к старшим, достоинство, мудрость, заботу, сострадание к людям, самоотверженность в служении стране, - решающая сила позитивных перемен в сегодняшней экзистенциальной ситуации.

Огромное значение в развитии современной личности играет использование всего богатства народной мудрости, содержащей бесценные идеи обучения и воспитания. Башкирские народные традиции служат источником развития гуманистической культуры человека.

Опыт носящего свидетельствует: невнимательное отношение к традициям своего народа, к его прошлому и настоящему означает разрушение связи между поколениями и наносит непоправимый урон нравственному формированию личности.

Возвращение к духовным истокам, возрождение народных традиций и привлечение их позитивного потенциала для решения наболевших вопросов в сфере культуры и духовности - составная часть проблемы формирования национальной культуры и возрождения народной мудрости, как главной духовной парадигмы процветания России и других народов Земли.

Вся эта система народного воспитания испокон веков регулировалась и совершенствовалась женщиной. Снижение статуса женщины привело к забвению башкирских народных традиций. Отрицание народной обрядовой школы в целом привело к умалению роли, места женщины в общественной жизни. Мы считаем, что творение, совершенствование, соблюдение целостности народной школы, традиций, обычаев, обрядов реализовывалось собранием мудрых женщин. Идеологическим его центром был «Ак ина коро» - союз Белой Матери. Сюда входили женщины пожилого возраста. Это были женщины-мудрецы, целительницы, накопившие огромный жизненный опыт. С течением времени название этого союза закрепилось за столь же почитаемыми женщинами-повитухами. Их почти повсеместно по одной аналогии священного белого цвета называют -«Белая бабушка», «Белая мать». Собрания мудрых женщин в остаточной форме сохраняется в обычае «Иома сэй» - пятничных чаепитий. В чаепитиях в священный день женщины произносят благопожелания, дают советы молодым снохам, рассказывают поучительные истории, читают хадисы пророка Мухаммеда. Этот день, благодаря усердию женщин, до сих пор в сознании людей сохраняет свою логическую семантику и воспитательное значение.

Высокий статус женщины-башкирки регулировался древними мировоззрениями, мифологическими, культовыми представлениями народа об инэй заты - родительницы. Культ матери, исходящий от верований в божественную детородную магическую силу женщины лег в основу многих обрядов башкир. Хранительницей традиций и обычаев была мудрая женщина. Башкирские женщины являются поборниками сохранения традиций и обычаев, как гаранта духовности и мудрости, ими совершаются поклоны Природе, имянаречения, свадебные торжества, благопожелания.

Каждый   семейно-бытовой   обряд   разыгрывается   в самостоятельных ритуалах, имеющих целостную структуру:  начало, кульминацию и конец празднества, он сопровождается богатой обрядовой поэзией с участием женщины. Например, рождение ребенка в башкирской семье всегда воспринималось как большой праздник. Женщины приветствовали нового члена рода, желали ему благополучия, счастья. Основные воспитательные принципы получили свое поэтическое выражение в хамаках и благопожеланиях в форме лаконичных, но полных глубокого смысла народных изречений:

И мальчик хорош, здоров –

От отца благое перенял.

И девочка хороша, здорова –

С молоком матери впитала .

Как видим, благопожелание колыбельной свадьбы «бишек туйы» выливаются в афористические выражения, глубокая народная мудрость передается поэтическими изречениями пословично-поговорочного характера. В хамаках отразился многовековой опыт и мудрость народа.

Например, пожелания невесте во время брачного обряда являются олицетворением народной мудрости и идеалов нравственности, поэтическими правилами морального поведения женщины в обществе. Назидания - напутствия содержат большую воспитательную цель. Обычно напутствия произносила мать девушки или ее бабушка - повитуха. Примечательно, что нравоучения, произносимые для невесты, основываются на древних поверьях и приметах. Во многих случаях благопожелания невесте - это опоэтизированные приметы и поверья:

За водою поведут –

Пустые ведра не поднимай,

Неблагополучною тебя

Назовут тогда, доченька.

Напутствия, назидания, пожелания, высказываемые невесте в момент отъезда в дом жениха, - отражение нравственных принципов, не теряющих своего значения  и  сегодня.  Основная  функция  благопожеланий  -  настроить на благополучие в семье. Напутствия произносила обычно сноха невесты. Мотив напутствий имеет выраженную нацеленность на добрые дела:

Отец и мать тебя вырастили,

Уму-разуму научили.

Снохою в другой ты дом войдешь

И с умом этим жизнь пройдешь.

От нас ты уже уйдешь,

Сама свою жизнь поведешь.

И свекру и со свекровью

Почести окажешь.

Живи в согласии с зятем,

Женою ласковою будь.

Как почитала отца и мать

И с мужем почтительною будь .

Благопожелания продолжают сохраняться в свадебном быту башкир, только изменилось их содержание, обновилась тематика. Воспитательная функция благопожеланий, таким образом, определяет идейную, эстетическую установку благопожеланий как своеобразных поэтических кодексов нравственного поведения. В них вырисовывается также идеал добропорядочной и благонравной девушки, свято почитающей обычаи и дух своего рода и обязанной достойно жить в чужом роду.

Особое наставление давали мудрые женщины невесте как будущей воспитательнице своих детей, хранительнице семейного очага. Утверждая нравственные качества как самые предпочтительные, лучшие женщины стремятся воспитывать подрастающее поколение в духе народных идеалов о подлинной красоте. Народная мудрость в деле воспитания молодых гласит: «Красота - жизнь в согласии и мире с любимым», «Много на земле красивых, но любимый лишь один», «С милым рай и в шалаше» и т.д. глубокой народной мудростью проникнуты пословицы о любви, о семейной жизни, призванные воспитывать молодежь на опыте старшего поколения.

Женщина-глава празднеств, посвященных природным циклам. Приход весны, нового года санкционировались при участии и организации женщины как символа и источника плодородия. Проводились народные праздники «Воронья каша», «Кукушкин чай», «Первый травостой» (сбор трав и коллективные трапезы). Заводили, организовывали эти природные праздники и определяли их суть женщины. Посевные весенние будни также отмечены женским началом. В первую пашню женщины раскатывали яйца в знак урожая, ранней весной на лоне природы проводились игрища, называемые «Девичьи игры». Множество гор помимо своих названий имеют обрядовые названия «девичья гора».

Женщина - главная целительница, провидица. Она должна была обладать искусством сохранения семьи, детей от дурного влияния недобрых сил, глаз, слов, проклятий. Она являлась главной шаманкой, родовой заклинательницей болезней, змей. Грамота исцеления природой должна была учиться каждая женщина -предводительница народной школы этикета, воспитания. Акбикэ - так называлась старшая и уважаемая всеми женщина, она обучала молодых девушек обрядам, манере одеваться, петь, танцевать. По достижении определенного возраста женщины пожилого возраста устраивали «осмотр девушек», собрав их на лоно Природы, определяя их состояние здоровья, созревание к замужеству и т.д.

Женщина - главная законодательница правил, мудрец. За ее инициативой укреплялись механизмы защиты и выживания рода.

Все праздники, собрания, посвященные санкционированию статуса человека (свадьба по случаю для рождения человека, имянаречения, первый шаг, первое слово, свадьба брачного союза -калым туй, ритуала погребально-поминального цикла) также санкционирование бытовых, природных периодов - все обрядования имели женское начало. Слово женщины ценилось как благословительное.

Женщина - хранительница культа. Исполнения молитвенных слов, благопожеланий,   религиозных   напевов,   обрядовых   песнопений, танцев, ритуальных эпизодов, как необходимо важные компоненты жизневедения, в древности осуществлялись ею. Она знала и хранила специальные формулы обращения к Тэнгри, Природе.

Женщина - одаренная исполнительница, хранительница народного искусства пения, танца, слова, творческой мысли глубокой художественно одаренной натуре ее, до сегодняшнего дня в памяти народа сохраняются все основные формы, жанры фольклорного искусства (эпос, легенды, песни, сказки, верования, народная хореография).

Мудрость и высокий статус женщины - матери у башкир был обусловлен и тем, что она не только рожает, но и охраняет, защищает, оберегает дитя. Потому, очевидно, - и возникли пословицы и поговорки типа «Умрет мать - высохнет твоя река», «У кого нет отца, тот полсироты, у кого нет матери, тот - круглый сирота». О том, что в представлениях башкир мать, женщина выполняет охранительную, защитную функцию, свидетельствуют и названия мифических образов : мать воды, хозяйка горы. В башкирской мифологии мать воды охраняет воду, хозяйка горы -гору. В башкирском фольклоре существует множество легенд и преданий о том, как после ухода матери или хозяйки воды источник высыхал, исчезал.

Таким образом, главная воспитательная идея фольклорных произведений заключается в том, что без защиты, охраны матери перестают существовать даже природные объекты.

Мудрость женщины был обусловлен еще тем, в силу объективных причин у башкир мать и другие женщины были главными воспитателями молодого поколения. Межплеменные войны, борьба в теми или иными захватчиками, многовековая борьба за независимость, позднее кантонная система управления приводили к тому, что башкирские мужчины почти не бывали дома, мало занимались своими детьми. Поэтому основную роль в воспитании молодого поколения играла мать и другие женщины семьи и рода. Мать и повитуха первыми пожеланиями закладывали ему программу развития. Женщины, пришедшие на чай младенца, были первыми представителями общества, которые принимали ребенка в данное сообщество. Мать, бабушка, сестры, тетки через колыбельные песни, прибаутки, игры приобщали ребенка к родному языку, культуре, закладывали менталитет, основы этничности. Повседневное общение с матерью и другими женщинами семьи, участие в женских праздниках «Грачиная каша», «Кукушкин чай», «Чай младенца» и т.д. закладывали основы характера и ценностные ориентации. Женщины в башкирском обществе выполняли не только материнские функции. Они были хранителями и передатчиками из поколения в поколение народной культуры, включающей в себя народную медицину, нормы морали, права, идеологию, знания. Кроме собственной матери, бабушек, сестер, все женщины ради, как уже говорилось выше, через обрядовые праздники участвовали в трансляции башкирской культуры, менталитета в новое поколение. Самое главное, пожилые женщины рода, аула через совместные трапезы, традиционные языческие и религиозные праздники, обряды, совместный труд, посиделки и т.д. передавали свои знания, опыт молодым женщинам, девушкам, девочкам - будущим женам, матерям, хозяйкам, организаторам обрядов и праздников, хранительницам и передатчикам народной культуры, из поколения в поколение осуществляющим связь времен. Такая естественная социализация способствовала сохранению башкирской культуры, языка, менталитета, в целом этничности и генофонда народа, несмотря ни на какие политические, социальные, экономические и другие беды. На наш взгляд, этот фактор способствовал росту статуса башкирской женщины в обществе.

В традиционном обществе женщина была незаменимой и в хозяйстве. Кроме чисто домашних дел, связанных с приготовлением пищи, чистотой и уютом в доме, ей приходилось участвовать в уходе за скотом, в заготовке сена и дров, сборе и обработке урожая. Позднее ни одна земледельческая работа не обходилась без участия женщины. В годы бесконечных восстаний, освободительных войн башкирская женщина брала на свои хрупкие плечи не только исполнение, но и организацию всей хозяйственной жизни семьи и рода.

Кроме вышеизложенных основных факторов, мудрость башкирской женщины обусловливали дипломатические браки во время родоплеменных междоусобиц, культ предков, родителей и пожилых у башкир, почитание мудрости, ума и красоты. Об этом свидетельствует произведения устного народного творчества и исторические романы. Напомним предания о Бэндебике, мудрой женщине-башкирке, чья слава была известна во всей Средней Азии, тюркском мире.

Таким образом, мудрость башкирской женщины в традиционном башкирском обществе был обусловлен выполнением, во-первых, материнской функции, во-вторых, функции транслятора этичности и народной культуры, в-третьих, значительным трудовым вкладом в хозяйственную и общественную жизнь, в-четвертых, выполнением дипломатической роли в междоусобных войнах, распрях и т.д. Благодаря своей мудрости башкирская женщина выполняет прямую роль в жизни башкирской семьи и общества.

С обрядом «Благопожелания» выступит фольклорная групп «Ләйсән».

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

Руководитель семинара:  

- А теперь, уважаемые друзья, я нисколько не сомневаюсь, что вы не просто грамотно и со знанием дела ответите на ряд моих вопросов, но и внесете новый смысл, новое содержание, новые оттенки настроения этой важной теме «Благопожелания». (Перекличка благопожеланий от участников семинара).

- Человек, еще не родившись получал благопожелания близких людей.

На русской свадьбе невесте говорили: «Будь счастлива, богата и впереди горбата»; На башкирской свадьбе «За водою поведут – пустые ведра не поднимай, неблагополучную тебя, назовут тогда, доченька».

- С какого периода жизни человека начинаются благопожелания? 

- Назовите современные формы обиходных благопожеланий?   (на здоровье, дай Бог, Алла бирһә, и вам того же, всего доброго, благодарю, благодарствую) (Перекличка современных благопожеланий от участников семинара).

- Какие вы знаете благопожелания, адресованному младенцу?

- Какие благопожелания уместны за столом?

- Какие благопожелания вы произнесли молодоженам?

- Какие благопожелания у вас найдутся для меня и моих воспитанников? (благопожелания от участников семинара)

- Благодарю всех за душевное воплощение в современных реалиях старинной фольклорной формы. Именно в этом и состоит связь веков: передача духовных, душевных реалий, языковых форм,  историко-культурных знаний, глубинных, нравственных чувств и устремлений.  

        Прикасаясь к истокам нравственной состоятельности, мы можем осознанно и по праву надеяться на лучшее будущее и учить детей добру. Этнографическая группа  «Ләйсән» на достоверной основе подлинно народной культуры покажет нам постановку «Пятничное чаепитие».

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Постановка «Пятничное чаепитие»

        Статус «Ак инәй» обращен свое сущностью и к педагогу, и к врачу. Наша профессия, уважаемые коллеги, тоже связывает поколения, культуры и времена.

        Продолжает наш семинар традиционная рубрика цикла встреч, посвященных нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Шәжәрә-практикум».

        Будет очень хорошо, если и вы, уважаемые коллеги, начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями наших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частице         того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. Я предоставляю слово воспитателю нашего детского сада О.В.Тупициной.

«Шәжәрә-практикум». 

(слайд-шоу Тупицыной О.В.)

Руководитель проекта: 

- Со свои проектом «Шәжәрә» вас познакомит Таслима Равильевна Фасхутдинова, руководитель башкирского объединения, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы. (слайд-шоу).

        - Обратите внимание, какое интересное решение авторы нашли для своего проекта. Давайте поблагодарим гостей сегодняшнего заседания и пожелаем им счастливо продолжить свою родословную.

- А сейчас проникновенный хор благих пожеланий вплетаются голоса чеченки, татарки, русской. (выступление родителей ст.гр. «Солнышко»)

- Продолжит эту замечательную перекличку наши необыкновенные, одаренные, знающие гости. Я убеждена, что у вас красиво прозвучат благопожелания не только группе «Солнышко», но и всему детскому саду….

- Великолепному старинному городу Белорецк…..

- Речке белой….

- Нашему БМК….

- друг другу

- А теперь, дорогие гости, очень важный момент нашей встрече. Особые благопожелания нашим ветеранам и защитникам Родины, их семьям, их матерям. (благопожелания участников семинара)

- С волнением и радостью предлагаю вам послушать записи, которые очень сильно вас касаются.

(Видеоклип) (Вопросы)

Руководитель семинара: «Что бы вы хотели благожелать участникам семинара?».

Тляубаев И.С.: «Мне хотелось бы от имени Администрации муниципального района Белорецкий район и как от руководителя общественной организации Исполкома Курултая Башкир нашего города и района поприветствовать вас на данном мероприятии. Родители доверяют вам воспитание юного гражданина Республики Башкортостан, нового гражданина Российской Федерации - это высокие слова, но на деле так и есть, так как именно вы закладываете ростки хорошего, доброго, вечного в души наших детей.  Желаю, чтобы росло благополучие в ваших семьях, удачи в этом благородном деле воспитания подрастающего поколения, увеличения заработной платы и уважения в обществе. Пусть в вашей жизни будет больше радости, успеха, дружбы и надежды.

Руководитель семинара: «Дети и взрослые гр. «Солнышко» составили послание с благопожеланиями градообразующему предприятию родного города, которое занимает важное место в жизни Белорецка и где работают их родители, бабушки и дедушки.         А теперь ответное послание участникам семинарского цикла по нравственно-патриотическому воспитанию, в том числе заседанию, посвященного старинной фольклорной форме – благопожеланиям».

Гареева Р.А.: «Белорецкий металлургический комбинат является градообразующим предприятием. Мы знаем, что для того, чтобы пришли полноценные, умные, грамотные люди на комбинат мы должны уже сегодня  заниматься с детьми и рассказывать о том, что профессии, которыми владеют их родители, очень важны для города. Уважаемые воспитатели, воспитание детей и работа с детьми должна продолжаться в любой, пусть даже в сложной ситуации. Пожелаю, чтоб вы и дальше продолжали работу по патриотическому и интернациональному воспитанию, так как город наш многонациональный и необходимо, чтобы все чувствовали единение. Здоровья вам, благополучия и хороших деток, потому что это будущее нашего города и района».

Руководитель семинара: «Мы желаем Вам долгих лет жизни, здоровья, творческих успехов и радости. В Вашем творчестве большое место занимает сопереживание к человеку, природе, городу. Вашему перу принадлежат замечательные женские образы, и вся Ваша поэзия проникнута благопожеланиями добра, сочувствия, радости. Мы хотели бы, чтобы именно Ваше проникновенное слово прозвучало как послание человека, как духовно и душевно одаренного, творчески состоятельного и женщины с большой буквы.

Зимина Н.Н.: «Я только что закончила работу над книгой «По псалмам Давида». Псалфит Давида включает в себя 151 псалом. На каждый псалом у меня своё стихотворение. Это не значит, что я перелагаю псалмы Давида, а это просто аналогия, мои размышления,  мои чувства, мои сопереживания, мои пожелания читателю. И вот, коль у вас вот такая тема благопожеланий, я и начну со стихотворения, которое прочитаю…

Творение Бога, земные просторы,

Быстрые реки, высокие горы...

По воле господней и я здесь живу,

Землю топчу, мну под солнцем траву.

Кто же достойный взойти прямо к небу,

Кто не жалел для голодного хлеба,

И перед ближним своим не лукавил,

Ставил добро самым главным из правил,

И не запачкал своей чистоты,

И не жалел для других доброты?

Вот это и есть мое пожелание. В любой религии главная заповедь – это «возлюбить ближнего своего, как самого себя». Вот этой любви нам сейчас и не хватает, но мы к ней должны стремиться. Любить маленького, любить взрослого, любить старого, любить окружающий мир, и только любовь может принести гармонию в этот мир. Тогда не будет зла, не будет каких-то противоречий. Любовь всё побеждает! Вот самые мои главные пожелания.

Звучит кубаир «Восславим женщину»

        Вы, наверное, поняли, что автор в своём кубаире восславил женщину и посвятил ей самые лучшие благопожелания. Если мы найдем важные, красивые, сильные слова, то они создадут нужное настроение, творческий посыл, и благоприятные устремления всех членов вашей семьи. Пусть в вашей жизни будет больше радости, любви и доброты. Спасибо всем участникам семинара «Благопожелания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в шко...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...