отчет по проекту "Новогодние приключения"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Велиджанова Зейнеб Адильевна

конспекты НОД для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novogodnie_istorii.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Системная паутинка по проекту

 

Познание

Организация предметно - развивающей среды, связанной с темой.

Знакомить детей с историей ёлочной игрушки, материалами, из которых её изготавливают.

Чтение художественной литературы

Чтение С.Маршака "Двенадцать месяцев", В. Одоевский "Мороз Иванович".

Заучивание стихов: С. Маршак "Елка", "Декабрь", З. Александровой "Дед Мороз", Е. Ильина 'Наша елка", Я. Аким "Елка наряжается",

К. Чуковский "Елка", Е. Трутнева "Елка", Е. Серова "Новогоднее'

Коммуникация

НОД:Познание, Ознакомление с окружающим миром:

«Путешествие елочной игрушки».

«Путешествие в Германию», экскурсия по городам.

Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Хорошо – плохо».

Составление рассказов "Как мы встречаем Новый год дома".

Составление описательного рассказа о своей елочной игрушке.

Участие в конкурсе "Елочная игрушка".

Социализация

Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают, с традициями украшать ёлку.

Труд

Участие детей в украшении группы и ёлки к празднику.    

 

Безопасность

Консультация «О правилах безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды», «Зачем праздник делать грустным».

 

Здоровье

 

Физкультурные минутки

Физическая культура

Подвижная игра «Догони снежный ком», «Что мы делали не скажем, а что делаем покажем», «Емеля догони», «Провожаем старый год», (пение с движением)

Формы взаимодействия

с родителями

Консультации для родителей по привлечению детей к подготовке к празднику дома. Рекомендации по закреплению правил безопасности при украшении ёлки, при использовании гирлянды; просмотры мультфильмов «Снежная королева» и др.

Художественное творчество

Рисование на тему: «Моя любимая новогодняя игрушка».

Конструирование ёлочных игрушек из бумаги.

Эстетическая беседа «Особенности Филимоновской, Каргопольской, Абашевской росписей».

Музыка

Пение: «Зимушка хрустальная», «В лесу родилась елочка».

 Хоровод: «Чудесные деньки», «Дед Мороз и валенки», «Маленькой елочке».

 Танцы: «Танец снежинок», «Ледяные ладошки», «Танец снеговиков», «Новый год».

 

 Конспект НОД «Новогодние игрушки»

Программное содержание:

Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.
Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи. Повторить правила безопасности украшения елки. Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки. Совершенствовать технику рельефной лепки из соленого теста. Развивать творческие способности.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.

Словарная работа:

Самодельные игрушки, старинный обычай.

Материалы, инструменты, оборудование:

Плоскостные картонные шары на веревочке, соленое цветное тесто (красное, желтое, зеленое, синие, коричневое, белое), стеки, колпачки от фломастеров, тряпочка, стакан с водой, кисточка №2, бисер, бусины, угощение.

Содержание занятия:

Вводная часть:

Воспитатель:

Ребята, а нам письмо пришло. От кого же оно? Давайте откроем и узнаем, что в нем (распечатываю, достаю лист бумаги, читаю):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро наступит новый год. Мой верный друг снеговик привезет к вам в зал пушистую елку. Приготовил я вам игрушки на елку, да вот налетела злая вьюга и разбила все игрушки. Чем же сейчас украсить елку? Ребята, помогите, сделайте игрушки для новогодней елки. Заранее вас благодарю. Ждите меня на праздник. Ваш Дед Мороз».

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Деду Морозу?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А чем можно нарядить елку?

Дети:

Игрушками, хлопушками, гирляндами…

Воспитатель:

А украсить зажженными свечами елку можно? Что может случится?

Дети:

Пожар.

Воспитатель:

Правильно, конечно нельзя наряжать елку свечами.

Воспитатель:

А вот так красиво нарядил елочку Корней Чуковский, стихотворение так и называется «Про елочку»:

Были бы у елочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на елочке

Игрушки –

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на елочке

Флаги

Из пунцовой и серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на елочке

Матрешки

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что нынче ночью

У ворот

Постучался развеселый

Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что раньше был такой старинный обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…

Давайте и мы тоже украсим елку самодельными игрушками. Для этого нам понадобятся: плоский шар на веревочке, цветное тесто, бисер, бусинки, колпачки, стеки и ваша фантазия. Посмотрите, на эти шары (показываю картонные шары) красиво будут они смотреться на елке?

Дети:

Нет.

Воспитатель:

А почему?

Дети:

Они некрасивые…

Воспитатель:

А как их можно украсить?

Дети:

Елочками, сердечками, снеговиком…

Воспитатель:

Молодцы, действительно наши шары можно украсить по – разному, но, чтобы нам хорошо работалось, давайте немного разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами ёлочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки. (кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев - вверх, вниз)

Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе)

Воспитатель:

А теперь каждый из вас пусть подумает: как он украсит свой шар, что для этого ему понадобится и может приниматься за работу (раздаю шары).

Основная часть занятия:

Включаю новогоднюю мелодию. Подхожу к каждому ребенку интересуюсь, что он будет лепить. Детям, затрудняющимся с замыслом, даю советы.

Заключительная часть:

Дети приносят свои работы на просмотр (кладут на стол).

Анализ занятия:

Воспитатель:

Ребята, кто запомнил: какими игрушками украшали елку в старину? Кому понравилось украшать сегодня елочные шары? А кому было трудно в работе?

Молодцы, у вас у всех получились необычные новогодние игрушки. До праздника у нас еще осталось несколько дней, поэтому наши игрушки успеют высохнуть, а потом мы украсим ими елку. Я думаю, ваши игрушки будут очень красиво смотреться на елке.

Конспект НОД «История новогодней игрушки»

 

Цель: интеграция социокультурных явлений и ценностей в сферу личностных интересов и опыта ребенка на материале из истории новогодней игрушки

Задачи:

  1. Уточнить представления об истории появления новогодней игрушки;
  2. Систематизировать знания детей о вариативных материалах необходимых для изготовления новогодних игрушек;
  3. Развивать эмоциональную сферу ребенка при восприятии музыкально-художественных произведений новогодней тематики;
  4. Стимулировать творческую активность в условиях свободного экспериментирования с художественным материалом и инструментами;
  5. Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье.

Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая

Словарная работа: новогодние украшения, традиции, история,  стеклодув, папье-маше, войлок.

Предварительная работа: чтение сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»; чтение и просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев»,  «Морозко», «Серебряное копытце»; рассматривание и беседа о елочных новогодних игрушках, оформление полочки с новогодними украшениями из разного материала.

Демонстрационный материал: письмо,  изобразительный ряд вариантов ёлочных игрушек, искусственная ёлка.

Раздаточный материал: вариативный материал для детский работ, инструменты: клей, кисти, ножницы, фломастеры, степлер; музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, палочки

Музыкальные произведения  для прослушивания: П.И.Чайковский фрагмент увертюры к балету «Щелкунчик», «Танец Феи Драже».

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята. Вы уже попрощались с новогодней ёлкой!

Дети: Нет.

Педагог: А почему она у вас тогда стоит без наряда?

Дети: варианты ответов.

Педагог: Посмотрите-ка, под ёлочкой лежит письмо. Интересно, для кого оно?

Дети: надо прочитать

Педагог: А на конверте написано, что оно для ребят. Значит, можно его прочитать.
«Дорогие ребята, я так с вами хотела проститься до следующего года, чтобы вы запомнили меня нарядной и красивой! Но, к сожалению, все мои украшения таинственным образом исчезли. Если бы вы могли помочь мне вернуть мой наряд!»

Педагог: Вот это да! Ёлочка - то у нас не простая, а сказочная. Как же мы сможем ей помочь?

Дети: Варианты ответов детей.

Педагог: Кто может подсказать, какое сейчас за окном время года?

Дети: Зима.

Педагог: Значит, и отправиться нам предстоит в зимнюю сказку. Вспомните, какие вы знаете зимние сказки?

Дети: перечисление сказок, с которыми дети знакомились. 

Педагог: Может быть, вы и подсказать можете, где происходили события, описанные в этих сказках. А напомнят вам об этом имена авторов сказок.

Дети: Варианты ответов («Двенадцать месяцев» (С. Маршак, Россия), «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен, Дания), «Морозко» (русская народная сказка), «Мороз Иванович» (Одоевский, Россия), «Госпожа Метелица» (братья Гримм, Германия), «Щелкунчик» (Э. Гофман, Германия)…).

Педагог: Кто напомнит, в какой из этих сказок рассказывается о празднике у новогодней ёлки?

Дети: Варианты ответов.

Педагог: Правильно, именно в сказке немецкого сказочника Гауфа «Щелкунчик», происходит волшебство около наряженной красавицы. Кто может подсказать, о ком из  главных героев говориться в начале сказки?

Дети: Мари и Фриц.

Педагог: Давайте мы подойдём к нашей гостье и попробуем представить, что могли бы увидеть Мари и Фриц на новогодней ёлке, которую им украсили родители. 
Детям даётся время подойти к ёлке и подумать.

Педагог: Что нам поможет увидеть убранство ели?

Дети: Варианты ответов. Музыка. 

Под музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик». дети обходят ёлку и описывают, какие игрушки они представляют на ней. После чего воспитатель им предлагает присесть на ковёр.

Педагог: С игрушками, которые вы только что описали, ёлочка действительно получилась бы нарядной. Надо вам сказать, что обычай украшать зелёные ветви игрушками к нам пришел тоже из Германии. Как вы думаете, а чем могли в старину украшать ёлку? Ведь в те времена из стекла не научились мастерить елочные украшения, а пластика, пенопласта и других материалов ещё не изобрели.

Дети: варианты ответов.

Педагог: А хотите посмотреть, как по-разному  украшали ель в старину?

Дети: да.

Одновременно с фотографиями идёт рассказ воспитателя.

Педагог: Вы правы, когда ещё не было таких красивых и разнообразных игрушек как сейчас, люди украшали ёлку тем, что у них было. Это могли быть яблочки, орехи. Потом к украшениям добавились свечи, пряники и печенья. Позже стали изготавливаться и более долговечные украшения:  люди золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем металла. Тут были и бумажные цветы и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги возникали елочные феи, изящные звездочки, бабочки и забавные фигурки зверей, а из скрученных оловянных проволочек делали мишуру.

Есть легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй фее: якобы волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила их детям.

Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные шары из стекла, которые и украсили колючие ветки. Но, к сожалению, не все могли себе позволить такое украшение, оно было довольно дорогое. А чуда на праздник хотелось всем. Вот и наряжали ёлочку снежинками из фольги, войлочными шариками, вырезанными из дерева игрушками, вязаными варежками, носочками. Ведь потом многие из этих «украшений» могли сослужить хорошую службу ребятишкам. Ни один мороз не был страшен в таких «украшениях». Также на веточках могли появиться ангелочки. Ведь каждый человек верит, что у него есть свой ангел-хранитель. И, не забывая об этом, на ёлке можно было увидеть ангелов из ткани, бумаги, стекла. 

Кроме шаров, мастера научились выдувать из стекла другие формы: шишки, грибы, разных зверей и птиц, овощи и фрукты, герои сказок. Мне помниться ваша ёлка тоже была украшена игрушками, и все они были из разных материалов. Кто запомнил, из чего были сделаны украшения, пока они таинственным образом не пропали? 

Дети: Варианта ответов (стекло, фольга, пластик, пенопласт, пластмасса).

Педагог: Вы очень много знаете. А сможете ли вы использовать свои знания ведь просьбу нашей гостьи мы так и не выполнили. Как же мы всё-таки можем помочь ей? Пусть каждый предложит что-то своё.

Дети: Варианты ответов.

Педагог: Действительно, ведь украшения для  лесной красавицы мы можем сделать сами. Думаю, вы справитесь с этой задачей, и у каждого из вас получится своя неповторимая игрушка. А нашей ёлочке будет приятно, если мы её запомним нарядной, красивой. Выбирайте материалы и инструменты, которые помогу вам в работе.

Выбор материалов и инструментов детьми.

Педагог: Я думаю, что музыка вам подскажет, какое чудо вам сотворить.

Самостоятельная работа детей (изготовление новогодней игрушки). После изготовления игрушки дети украшают ей ёлку.

Педагог: Посмотрите, какая ёлочка у нас получилась! Она стала такая же как была у вас на празднике?

Дети: Варианты ответов.

Педагог: Как вы думаете, почему она не такая?

Дети: Варианты ответов.

Педагог: Да Вы очень постарались! Я думаю, что такие чудеса своими руками вы  сможете делать к любым праздникам дома и в детском саду. Предлагаю на память сфотографироваться всем вместе,  чтобы надолго запомнить ёлочку в волшебном наряде, ведь она этого так хотела!

Конспект НОД «История открытки»

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения  открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время.

Задачи.

Образовательные. Расширять и углублять знания детей об истории  появления открытки, к изменениям в разные временные периоды;

Развивающие. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и  создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения  детей друг с другом в исследовательской деятельности;

Воспитательные. Воспитывать интерес к  истории своей страны, к семейным традициям.

Материалы и оборудование к занятию:   журнальный столик для мини-музея и детских работ.

Демонстрационный  материал  Альбом с фотографиями, разными видами открыток,  с новогодними  открытками сделанными руками детей.     

Методы обучения: беседы, моделирование, рассказы, заучивание стихотворения.

 Предварительная работа с детьми.

  • Беседы. «Первые открытки», «Первые открытки в России»,  «Старинные открытки», «Виды поздравительных открыток», «Валентинки», « Новогодние открытки», «Шутливые открытки», «Эмоции на открытках», «Именные открытки»,  «Открытки военных лет».
  • Разучивание стихотворения  Комаровой Н.В. « Открытка»
  • Рисование. Рисование поздравительных открыток ко дню матери, новому году.
  • Аппликация. Изготовление новогодних открыток.
  • Организация выставки  новогодних  открыток

Ход      занятия.

   

    Воспитатель. На полках современных магазинов мы видим, самые разнообразные, яркие, красочные,  поздравительные открытки. Все они прекрасно и замечательно оформлены, на них, уже написаны добрые пожелания к очередному празднику. Открытка создает особое настроение, атмосферу праздника. Принято дарить и получать открытки в подарок, на праздники и различные памятные даты.

Ребята, а вы знаете: что такое открытка? Почему люди поздравляют друг друга? Как можно поздравить родителей и друзей? Где и когда появилась 1-я открытка? Когда появилась 1-я открытка в России? Из каких материалов изготавливали открытки? С какой целью люди приобретали открытки? Что обычно изображали на открытках?  Как изменилась открытка, какие открытки делают сейчас? Какие виды открыток существуют?

Мы стали собирать   разные открытки  старинные и современные, рассматривали и сравнивали поздравительные  новогодние открытки старинные и современные,  читали поздравительные тексты в открытках прошлого, и  современные поздравительные тексты.

С  открытки  начинается любой  праздник.  Ведь открытки появляются раньше других символов главного торжества в году, и даже беглое их рассматривание в магазине вызывает приятные эмоции,  радостные чувства, нежность, заботу.

Когда мы думаем о людях, которых хотели бы поздравить, выбираем для каждого подходящие сюжеты, подбираем слова, думаем, как выразить чувства, и за одно, вспоминаем добрые  пожелания, представляем, как будут читать наши пожелания, - и эти замечательные  моменты дорогого стоят.  

Мы узнали о существовании разных видов открыток. Это открытки. Старинные и современные. Авторские и отпечатанные в типографии. Музыкальные. Деловые и электронные. Большие и маленькие, открытки разной формы. Праздничные: Новогодние, Рождественские, Пасхальные. К знаменательным датам,  связанные с историей нашей страны. К празднику 8-е марта,  ко дню защитника Отечества, 1-е мая, ко дню Победы. С днем рождения, юбилейные. С днем ангела.  С днем свадьбы. Шуточные. Именные. Открытки для любимых папы и мамы, дорогих дедушки и бабушки, для дочки и сыночка, внука и внучки.

Главная функция открытки дарить людям радость!

Ребенок рассказывает  стихотворение

                                    Комарова Н.В.

       Открытка

 Открыточка, открытка

Огромная страна.

Как много интересного расскажет нам она.

Как Рождество встречали,

Как Новый год справляли.

Как модно одевались,

Как простенько питались.

Как деды воевали, как Родину спасали!

Как дружно все трудились и как трудом гордились!

Как раньше жили люди

и как живут сейчас.

1-й  ребёнок. Открытка - специальный вид почтового отправления изготовленного на плотной бумаге, картоне, и т.п. предназначенного для  короткого, открытого  письма.

2-й  ребёнок.  Изначально открытка называлась открытым письмом, но параллельно существовало название почтовая карточка.

3-й ребенок. Слово открытка произошло от словосочетания открытое письмо. Почтовая открытка имеет определенный размер.

4-й ребёнок. Единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным.

5-й ребенок. Первыми в истории появились поздравительные открытки. Самой ранней является «Валентинка».  Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне. Открытка посвящена святому Валентину. Её создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания своей жене.

6-й ребенок. В России открытка появилась в1872г. Впервые годы открытка закупалась за границей, а в России на них допечатывались надписи на русском языке и иногда добавляли российскую символику.

7-й ребенок. Первые Новогодние и рождественские открытки начали завозить в Россию в конце ХIХ века из Англии. Купцам приходилось их дорабатывать: переводить поздравления на родной язык.

8-й ребенок. Первые русские открытки были выпущены к Рождеству 1898 – 10 штук, все по акварельным рисункам петербуржских художников.

9-й ребенок. Первые открытки изготавливались вручную. Для их оформления использовались любые материалы, на которые хватало фантазии. Это бархат, бисер, шелк, сушеные цветы, кожа, резина. Поэтому открытки выглядели по-разному, оригинально и необычно.

10-й ребенок. Технический прогресс привел к тому, что открытки все меньше и меньше делались вручную, а стали печататься на фабриках.

11-й ребенок.  После революции выпуск открыток,  прекратили. В 40-е годы традиция отмечать Новый год и посылать открытки возродилась. Чаще всего открытки выпускались к знаменательным датам. Открытка стала отражать новую жизнь народа. На них изображали достижения советских людей, победы в труде.

12-й ребенок.  В тяжелые годы Великой Отечественной  Войны  открытка приносила весточки с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала им новости из далекого, но такого родного дома.

13-й ребенок. В послевоенные годы открытки стали еще более яркими и праздничными.

Дед Мороз и Снегурочка вернулись на открытки лишь в 60 годы.

14-й ребенок. По старинным открыткам можно узнать,  как изменялась мода прошлого века, как жили и праздновали праздники люди разных слоев населения.   

15-й ребенок. С помощью открытки  можно проследить историю страны, семьи. По открыткам можно узнать, как изменялась  военная мода, военная техника. По открыткам с видами природы можно узнать природу других краев. По открыткам с видами  городов можно  познакомиться достопримечательностями  разных городов, узнать много интересного и полезного.

16-й ребенок. На сегодняшний день открытка переживает свое возрождение. Сегодня открытки  все реже   высылают почтой, но они по-прежнему остаются неизменными спутницами  любого праздника.

17-й ребенок. Открытки часто дарят лично, поэтому большое распространение     получили открытки, сделанные своими руками.

      Воспитатель. Вот сколько нового и интересного мы узнали об открытках, правда, ребята?! Вместе мы изготовили новогодние открытки. Вкладывали свое старание, умение, загадывали свои сокровенные желания. Ведь  именно в новый год хочется верить, что сказочный мир,  изображенный на открытках существует на самом деле, и какая - то частица,  входит в дом вместе с ним.

Презентация детьми своих открыток.

    Заключение.  

Воспитатель. Собирайте открытки….Дарите открытки….Получайте открытки в подарок и на память… Ищите именно свою, оригинальную и уникальную, которая сможет донести получателю  ваши эмоции и настроение, сообщить то, что не всегда можно выразить словами. Дарите открытки чаще, дарите открытки просто так, чтобы выразить свои чувства, удивить, поделиться радостью.

Конспект НОД «Путешествие в город Великий Устюг к Деду Морозу»

Программное содержание:

Познание:

1. Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения новогодней елочки.

2. Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

3. Обобщить представление детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе.

4. Развивать познавательность, наблюдательность, активность.

5. Воспитать в детях любовь к природе.

Коммуникация:

1. Продолжать учить детей составлять слова из набора букв, упражнять детей в звуковых анализах слов.

2. Развивать память, внимание, речь, фантазию, умение в определенной логической последовательности излагать свои мысли.

3. Развивать желание, общаться между собой в непринужденной обстановке.

4. Тренировать запоминание стихов, подбирать рифму.

5. Воспитывать активность, любознательность, организованность.

Словарная работа:  ввести в активный словарь детей слова «опочивальня», «гардеробная».

Материал и оборудование: елочка, снежок, новогодняя открытка, картинки о зиме, мешочек с новогодними игрушками, магнитофон, аудиозапись (звуки хрустального колокольчика), лучики от снежинки с разноцветными словами.

Предварительная работа: познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки; подготовка к предстоящему Новогоднему празднику, рассматривание иллюстраций с Дедом Морозом; заучивание стихотворений, наблюдение за зимними явлениями в природе;  рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж. Чтение книг Андрея Усачева «Школа Снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке»

Работа с родителями: конкурс елочек, новогодних игрушек; плакат «Традиции Нового года разных стран»

Ход НОД:

Дети заняты своими любимыми играми.

Воспитатель: Ребята, вы ничего не заметили в группе?

Дети: Елочка стоит на столе.

Воспитатель: Интересно, кто нам ее принес?

Дети: Дед Мороз, помощники снеговики, Снегурочка.

Воспитатель: А давайте мы с вами, порадуем гостью и расскажем о ней стихотворение.

Ребенок:

Перед праздником зима

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зеленом

Ей зеленый цвет к лицу

Елка знает это

Как она под Новый год

Хорошо одета! (Т.Волгина)

Воспитатель: Замечательно! Ребята, посмотрите, открытка под елочкой лежит, может быть, она нам подскажет, откуда появилась елочка в нашей группе? (воспитатель зачитывает)

Конечно же, эта елочка от Дедушки Мороза. Он приглашает нас в гости в город Великий Устюг. Ему очень хочется познакомить вас с другими елочками.

А чтобы оказаться у Дедушки  Мороза в гостях, закройте глазки и произнесите волшебные слова: «Снип, снап, снуры, буры, базилюры (звучит музыка, показ картинки – терем)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это за здание, на что оно похоже?

Дети: Это здание похоже на дом, избу, коттедж, терем.

Воспитатель: Да, ребята, это терем Деда Мороза, опишите его.

Дети: У терема два входа, это большое помещение, много окон, на крыше видны купола, похожие на пирамидки, к ним прикреплены звездочки. На крыше лежит снег. Терем огорожен узорным, белым забором.

Воспитатель: (под волшебную музыку)  Дети, еще раз обратите внимание, какой терем у Деда Мороза большой и волшебный, гостеприимный  и уютный. Каждый, кто сюда попадает впервые, удивляется, что это и есть тот самый терем, в котором детство живет.

Ну что, ребята, заглянем в «комнату елочек», что вы можете сказать о них?

Дети: Елочки разной высоты, серебристого и зеленого цвета. Самая высокая елочка, украшена новогодними игрушками. Перед елочкой стоят два стула, для Деда Мороза и Снегурочки. В комнате елочек, есть подарки для детей, мягкие игрушки.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что одна из елочек украшена, а давайте и мы с вами украсим нашу елочку, но будем украшать теми игрушками, в названии которых есть звук [р] [р].

Дидактическая игра: «Укрась елочку».

Цель: развивать фонематический слух, закреплять умение подбирать слова со звуками [р] [р] в начале, в середине и в конце слова.

Воспитатель: Какая елочка, красавица, ну просто, чудо! А вы знаете, что в  России традиции украшения новогодней елки появились благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы, гостивший в Рождество, у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это забавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В двенадцать часов ночи, Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, начался салют в честь новогоднего праздника. Люди верили, что украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Украшали елку игрушками из орехов, рябины, из спичек делали ангелочков, соломенные звездочки, деревянных лошадок, овечек из ваты, из ткани кукол-красатулек. О злых силах давно забыли, но елка по-прежнему символ новогоднего праздника.

Воспитатель: Ребята, а когда вы думаете о новогоднем празднике, что вы представляете?

Дети: Деда Мороза, Снегурочку, подарки, гостей, елку, хлопушки, новогодние игрушки, карнавал.

Воспитатель: Хотите узнать, кто из сказочных героев придет к вам на карнавал?

Дедушка Мороз выслал вам лучики от снежинок, прочитайте разноцветные слова на них и узнаете, кто к вам придет на карнавал. (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно же, и Дедушка Мороз придет к вам на карнавал, вы конечно очень ждете, этого праздника!

Физкультурная минутка

Я хотела бы вам предложить поиграть в пальчиковую игру «Новый год»:

-  Ждали праздника мы долго (трем ладошки о ладошки)

-  Наконец пришла зима, в гости елку привела (пальцы идут по коленям)

- К елке все мы подошли, хоровод завели (пальцы показывают елочку, указательные пальцы сцепляются)

- Покружились, поплясали (круговые движения кистями рук)

- Даже чуточку устали (кисти рук опустить, расслабиться)

- Дед Мороз скорей приди, нам подарки принеси (ладони прижать, потом протянуть).

Воспитатель: Ну а сейчас, мы с вами продолжим путешествие, и перед нами опочивальня Деда Мороза. Конечно же, днем, вы Деда Мороза в опочивальне не застанете, потому что он хоть и волшебник, но режим соблюдать старается. Опишите опочивальню, что вы видите?

Дети: Покрывало морозным узором вышито, подушки сложены пирамидкой, ровно семь – на каждый день недели – своя особенная, есть очень большая подушка – праздничная. Возле кровати, Дедушка Мороз оставляет свои пушистые и теплые домашние тапочки.

Воспитатель: Вы сказал, что покрывало вышито морозным узором, а хотите посмотреть, какие рисунки Дедушка Мороз нарисовал на стекле?

Коммуникативная игра: «Рисунки на стекле» (дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, что они видят). 

Цель: развивать воображение, внимание, наблюдательность.

Воспитатель: Замечательно, молодцы. Ребята, есть у Дедушки Мороза «Комната важных дел».  Как вы думаете, почему она так называется?

Дети: Дедушка Мороз читает письма от детей и взрослых, готовит подарки.

Воспитатель: Займемся и мы с вами важными делами.

Игра «Придумай загадку». 

Цель: Развивать словарный запас ребенка, мышление, умение согласовывать прилагательные с существительными.

Воспитатель: Придумайте и загадайте друг другу загадки о зиме, помогут вам в этом картинки с изображением (снеговик, лыжи, коньки, снежинки, лед, Дед Мороз)

Дети:

- Невидимый художник на стекле нарисовал? (Дед Мороз)

- Белые, пушистые только не душистые?  (снежинки)

-  С метлой стоит, но не подметает? (снеговик)

-  Четыре коня везут меня? (лыжи)

- Что происходит только зимой с речкой и озером? (вода превращается в лед)

Воспитатель:  Молодцы!  Ребята, а вы знаете, Дедушка Мороз любит играть в снежки, давайте и мы с вами поиграем (дети ловят снежок и называют признаки зимы).

Игра: «Признаки зимы»

Цель: закреплять знания о природных явлениях зимой.

- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, суровая, холодная)

- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий, снег укрыл всю землю).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по терему Деда Мороза заканчивается. Заглянем в особую комнату -  «Комнату желаний». Представьте что вы сели за этот стол, покрытый белой вышитой скатертью, глазки свои закрывайте и в звон колокольчика хрустального вслушайтесь, какое желание загадаете, оно обязательно исполнится, главное, чтобы добрым оно было. Путешествие наше с вами закончилось, ну а вы можете написать письма со своими пожеланиями Деду Морозу в город Великий Устюг, родители вам в этом помогут.

Беседа «Знакомство с историей происхождения сказочных персонажей —

Деда Мороза и Снегурочки»

Программное содержание: Познакомить с историей происхождения сказочных персонажей - Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Материалы к занятию: Картинки с изображением Снегурочки в голубом и белом одеянии, картинки с изображением Деда Мороза в голубом и красном одеянии; картинки с изображением праздника Нового года; мультфильм "Когда зажигаются елки".

Ход.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (зима) Какой праздник приближается? (Новый год) Без каких сказочных героев не обходится Новый год? (Деда Мороза и Снегурочки).

Новый год, первый день года с древних времен считается у большинства народов одним из главных праздничных дней. У нас в России Новый год приходится на 1января. Праздник встречи Нового года сопровождается различными обрядами, которые складывались веками. В день Нового года принято устраивать торжественные приемы, общественные гулянья на улицах, обмениваться подарками, поздравлениями. Наряжать и украшать новогоднюю елку. Главные герои Нового года это Снегурочка и Дед Мороз.

Воспитатель:  Дети, а кто мне скажет, кто такой Дед Мороз?

Дети: Дед Мороз - сказочный персонаж, олицетворяющий зимние морозы; кузнец, сковывающий воду.

Воспитатель: А кто из деток знает, как выглядит Дед Мороз? И что он носит в своем мешке?

Дети: Дед Мороз дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Он одет в красную либо синюю шубу, расшитую узорами, шапке, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. (показ больших картинок Деда Мороза в различных по цвету одеждах).

Воспитатель: На чем передвигается Дедушка Мороз? (Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком. (показ картинок)).

Воспитатель: А что за спутница сопровождает нашего Деда Мороза (Снегурочка)

Дети, вы знаете, что по замыслу писателей Снегурочка изначально была дочкой Деда Мороза, и только позднее другие литераторы превратили ее во внучку.

Воспитатель: Дети, в каком наряде Снегурочка приходит к нам на праздник?

Костюм Снегурочки создавался очень долгое время. Мы привыкли видеть ее в голубом наряде, на самом деле одежды Снегурочки издревле всегда были белыми. На голове она носила восьмилучевой венец, богато вышитый жемчугом и серебряными нитями. (показ изображения на картинке Снегурочки). Впрочем, какого цвета ни был бы ее костюм, мы всегда рады видеть ее, приходящей к нам всего раз в году.

Физминутка.

Снежный ветер нам дует в лицо (изображаем ветер),

Мы шагаем по сугробам легко (поднимаем и сгибаем ножки в коленках),

Ведь мы очень рады зиме (изображаем радость),

Улыбнемся, ребята, вдвойне (улыбаемся друг другу).

Воспитатель: Новый год, друзья, это волшебное время. Мы с вами с нетерпением ждем этого праздника; когда мы попадем в сказку, и сами будем творить  чудеса. А чудеса - это добрые красивые слова, подарки и сюрпризы, которыми мы порадуем близких и друзей.

Итог.

Воспитатель: Ребята, а о каком волшебном празднике мы с вами сегодня беседовали? Кто главные герои Нового года?

В преддверии Нового года, чтобы получить заряд хорошего настроения, давайте посмотрим добрый мультфильм "Когда зажигаются елки".

Конспект НОД с использованием пластилинографии

Елочка - красавица

Программное содержание: Расширять знания детей об истории новогоднего праздникаРазвивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).  Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

Материал для работы: Плотный картон с силуэтом елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук.

Ход занятия.

1.Организационная часть.

Педагог проводит словесную игру (стихи Е. Благининой):

Есть одна игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник… (Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от… (елки).

Ветви слабо шелестя

Бусы яркие… (горят).

И качаются игрушки –

Флаги, звездочки… (хлопушки).

Воспитатель: О чем мы с вами сейчас  будем говорить? Без чего не бывает Нового года? (Елки, Деда мороза, Снегурочки).

Воспитатель: Конечно, ну, какой же Новый год без ёлки? Представить себе новогодний праздник без лесной красавицы, наверное, невозможно. Запах свежей хвои и смолы, разноцветные гирлянды, шары, серпантин и непременно звезда на макушке ели. А ведь история ёлки в России насчитывает всего-то около полутора сотен лет. В это трудно поверить, зная богатство русских лесов: ёлку с уверенностью можно назвать хозяйкой русского леса наряду с рябинками и березками.

Воспитатель: А когда появилась традиция праздновать Новый год с елкой? Кто знает?

Воспитатель: Правильно, молодцы! Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать 1 января встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно елку стали украшать в Новогоднюю ночь?

Воспитатель: Да, умнички! Ель издавна играла заметную роль в культурной традиции. С природными свойствами ели связаны представления о храбрости, смелости, доходящей до безрассудства. Одновременно ель была символом верности, бессмертия, долголетия. Величественность дерева говорила о надменности и царских достоинствах.

Воспитатель: Чем принято украшать елку? (ответы детей)

Воспитатель: Вот, видите, сколько вы знаете! В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала звезда. (Показ картинок с изображением новогодних елок)

Воспитатель: А вот как рассказывает о лесной красавице в своем стихотворении Раиса Кудашева

Ёлка.

Гнутся ветви мохнатые

Вниз к головкам детей;

Блещут бусы богатые

Переливом огней;

Шар за шариком прячется,

А звезда за звездой,

Нити светлые катятся,

Словно дождь золотой…

Поиграть, позабавиться

Собрались дети тут

И тебе, ель-красавица,

Свою песню поют.

Все звенит, разрастается

Голосков детских хор,

И, сверкая, качается

Елки пышный убор.

Воспитатель:  А давайте и мы на мгновенье отправимся на новогодний праздник и немного поиграем.

Пальчиковая игра « На елке» В. Волина

Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз 
Нам подарки преподнес.

(Ритмичные хлопки в ладоши).

(«Шагать» средним и указательным пальцем по столу).

Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один 
Золотистый мандарин.

(Ритмичные хлопки в ладоши).
(Загибать на одной или обеих руках пальцы,
начиная с большого).

2. Практическая работа.

Воспитатель: Долго придется нам ждать до следующей зимы, чтобы вновь полюбоваться сказочным нарядом лесной красавицы. Поэтому сегодня предлагаю вам изобразить при помощи пластилина новогоднюю елку.

Этапы изготовления.

1. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, выложить ими контур елки. А затем заполнить пластилином этого же цвета внутри готового силуэта. Взять немного белого пластилина и сделать мазки (иней) поверх веток елки.

2. Та же работа проводится с видимым стволом елки.

3. Украсить елочку разноцветным бисером, блестками и бусинами.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ваша картинка с елочкой может быть подарком для родителей, бабушек и дедушек, друзей. А может просто стать украшением комнаты к Новогоднему. празднику.

Маленькая ёлочка. В. Шипунова

На пушистой ёлочке

Сказочный наряд:

Колкие иголочки

Серебром горят.

Ёлке очень нравится

Мишура цветная.

Наша ты красавица,

Гостьюшка лесная!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключения в новый год! Сценарий для подготовительной группы детского сада по мотивам телевизионной сказки "Новогодние приключения Маши и Вити"

Действующие лица: Дед Мороз. Баба Яга, Кощей, Кот, Леший — взрослые; Маша, Витя, Снегурочка — дети. Под музыку дети входят в зал. Встают у стульчиков. 1 ребенок: Сегодня весело у насМы Новый год ...

отчет о проведении новогоднего праздника "Новогоднее приключение"

презентация о проведении Новогоднего праздника в ввиде отчета...

Методическая разработка "Семейная гостиная" в форме творческого отчета "Приключения клоуна Клепы в детском саду"

Методическая разработка «Семейная гостиная» в форме творческого отчета «Приключения клоуна Клепы в детском саду»...

Отчет по проекту «Зимние каникулы – Приключения Снеговика»

Каждый из нас любит в это время года выйти на улицу поиграть в снежки, вылепить снеговика, покататься на санках, лыжах, коньках; прогуляться по зимнему парку, полюбоваться зимней природой.У нас в детс...

Отчет по теме :«Неделя космических приключений»

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики - памятную дату, посвященную первому полету человека в космос.День Космонавтики, как и любая важная дата календаря, празднуется в детском саду р...

Отчет по проекту «Зимние приключения Колобка»

Отчет по проекту «Зимние приключения Колобка»....