Детский сад и семья
консультация (старшая группа) на тему

Детский сад: нужен ли семье и ребенку? Принимаем решение

Аргументы «за» и «против» детского сада - для обычной городской семьи

В начале нового учебного года традиционно много пишут о детском саде, привыкании к нему ребенка, адаптации и отношениях в детском коллективе. Гораздо меньше обсуждается тема "А нужен ли детский сад ребенку?". Попробуем рассмотреть именно этот вопрос. Если у родителей есть возможность выбора, то что же лучше для ребенка и семьи в целом: ходить в детский сад или не ходить?

Детский сад: нужен ли семье и ребенку? Принимаем решение

Решительно против

Есть семьи, считающие что дошкольные (и не только) детские учреждения — абсолютное зло для всех. В последние годы во всем мире и в нашей стране тоже растет число людей, которые предпочитают растить ребенка дома — и в дошкольном, и даже в школьном возрасте. Сначала они обходятся без детского сада, а затем часто практикуют семейное обучение или экстернат — ребенок прикреплен к определенной школе, получает там консультации и сдает экзамены, а всю школьную программу проходит дома.

Каковы же аргументы против сада у сторонников семейного воспитания и обучения?

1. Ребенок развивается "неправильно" — среди детей, а не среди взрослых.

Это абсолютно верная мысль в той своей части, что основным образцом для подражания, главной моделью поведения во всех жизненных ситуациях для ребенка должны быть близкие взрослые. И действительно важно, чтобы он мог достаточное время видеть папу и маму, общаться с ними, наблюдать за делами взрослых — чтобы эти образцы поведения получить.

Но значит ли это, что в детский сад ходить не надо? Не однозначно. Ведь если ребенок не посещает сад, из этого не следует, что он полноценно общается с родителями.

Я знаю семьи, которые отказывались от сада, при этом папа и мама были дома, но занимались работой удаленно. В результате всем было невесело: дети протестовали против того, что родители рядом, но недоступны. А родители очень уставали от постоянных скандалов и провокаций детей.

2. От того, что ребенок долго не дома, страдают внутрисемейные связи.

Еще одно распространенное возражение против сада. Но если ребенок с няней, внутрисемейные связи это не укрепит. Правда, не укрепит их и хождение в сад 40 часов в неделю и больше.

Однако не всегда, когда кто-то из родителей сидит с ребенком, это укрепляет связь. Мама может настолько устать от сидения дома, от "дня сурка", от постоянного занятия только с любимым малышом (малышами), что на качественное общение может не оставаться сил.

А еще домохозяйки бывают очень занятыми людьми. Помните маму из книжки про Мэри Поппинс? Каждый день у нее были важнейшие мероприятия. Кроме того, в условиях мегаполиса и плотной "развивающей программы" ребенка мама, сидящая дома, порой фактически работает еще и шофером на полную ставку.

И наоборот: иногда люди, которые работают вне дома и от этого испытывают чувство вины, общаются с малышами более качественно — вечером и в выходные.

На мой взгляд, вообще full-time и ненормированность пребывания ребенка — в саду, а родителей — на работе является неправильным для большинства семей. Умеренное хождение в сад, где воспитатели адекватны, скорее пойдет ребенку на пользу.

Если же вы от сада отказываетесь, социализирующий эффект других взрослых, специальных занятий, общения с ровесниками все же полезен ребенку. И это надо специально организовывать, особенно если в семье один-два малыша.

Пребывание ребенка-дошкольника вне семьи, на профессиональном языке "социализация" — это своего рода соль или пряность. Если этих веществ слишком много — пища неупотребима.

Серьезным аргументом "условно против" становится сейчас тот факт, что последние два года из-за нехватки мест в детских садах частичное посещение этих муниципальных учреждений (неполный день или неполную неделю) практически сведено на нет.

Скорее "за"

Многие сегодняшние родители, которые сами выросли в детском саду, просто не представляют себе другого детства: даже если мама не работает и сидит дома, ребенок все равно ходит в сад — а как же иначе?

Действительно, сейчас в России подрастает уже третье поколение тех, кто ходил в сад. Первые детские сады появились в 20-е годы XX столетия, вскоре после революции. Цель их создания — освободить женщину для работы. Можно по-разному относиться к этой идее, но для многих семей это просто не обсуждаемая традиция. И если ребенок родился несадовским, пройдет немало времени, прежде чем эта традиция будет переупрямлена.

"Сама скорее довольна своим несадовским ребенком, хотя и тот, который в сад ходил, вынес оттуда больше плюсов, чем минусов", — говорит одна мама.

Разные дети — разный опыт. В этой области нельзя поставить "контрольный эксперимент", и посмотреть на одного и того же ребенка и на его развитие: вот он в сад ходил (все дошкольное детство), а вот нет. Дубли невозможны, а разных детей сравнивать между собой малоосмысленно.

Детский сад: нужен ли семье и ребенку? Принимаем решение

Приведем основные аргументы сторонников сада и их "звучание" в современных условиях большого города.

1. Для некоторых родителей посещение детского сада окружено определенным ореолом: "Там с ребенком занимаются! Мы так не сможем... Надо ходить".

Однако надо понимать, что все, касающееся занятий, зависит от конкретного сада и конкретного педагога. А еще от того, восприимчив ли ваш — не такой еще большой — ребенок к занятиям в группе. Или он лучше усваивает все индивидуально.

Особенно много вопросов появляется, если воспитатель на стандартную группу всего один, и в его же компетенцию входит и проведение развивающих занятий. Поэтому прежде чем отвести ребенка в сад "заниматься", разузнайте, действительно ли это дошкольное учреждение и конкретная группа предлагает что-то, кроме присмотра за детьми.

2. Детский сад готовит ребенка к школе.

Как правило, сегодня обычный сад не готовит к школе полностью — особенно если вы планируете обучать ребенка в школе, работающей по усложненной программе, с углубленным изучением чего-либо. В хороших школах, как правило, весь предшкольный год работают подготовительные занятия, и останутся ли у ребенка силы, а у вас — время на посещение сада — большой вопрос.

3. Маме надо работать.

У родителей бывают разные возраста и состояния. Разные взрослые по-разному ощущают и течение времени своей жизни, и темп взросления ребенка. И мамам, которые всласть наработались в молодости, а родили позже других, немыслимо желать снова выйти на работу и "сдать" малыша в сад. А есть матери, которые мечтают чего-то достичь в профессии, развить свой бизнес, достичь финансового успеха.

Есть те, кто ощущает дошкольное детство ребенка как период, который тянется невыносимо долго и тягостно. А некоторые ощущают, как быстро текут эти дни. Им жаль, что такого времени, когда малыш может спокойно никуда не ходить, уже не будет. Потому что начнется школа.

4. Опыт, который ребенок получает в саду, и смысл пребывания в нем в разных семьях тоже понимают по-разному. Решение ходить — не ходить зависит и от этого.

Если родители уверены, что сад учит стадному чувству — ответ будет один. Если же считают, что в саду ребенок пополняет социальный багаж — ответ будет другим.

Если родителям представляется, что садовская система делает из незащищенных деток послушных солдатиков, они примут одно решение. А если папа и мама считают, что сад готовит ребенка к адекватному взаимодействию со взрослыми и детьми, решение может быть иным.

Да, садовские и несадовские дети отличаются друг от друга. Но гораздо сильнее отличие не между теми, кто ходил и не ходил в сад, а между детьми, воспитанными в разных подходах к ним со стороны родителей. А то, насколько ребенок может и стремится быть лидером, больше зависит от врожденных особенностей, чем от социального опыта.

Принимаем решение

Итак, перед семьей, решающей вопрос о посещении сада, должны стоять три группы вопросов:

  1. Какой он — наш ребенок?
  2. Кто мы как семья? Годится ли нам сад?
  3. О каком саде идет речь?

Есть семьи, для которых отдать малыша в детский сад было бы совсем странно. Но есть и такие, для которых не отдать, если есть возможность — абсурдно.

Также и дети есть абсолютно садовские, ни дня не могущие прожить без коллектива, даже если у них есть брат или сестра. А есть — их немного — стопроцентно несадовские, для которых находиться в группе сверстников — сплошное мученье.

Крайних, резко выраженных случаев, по законам статистики, меньшинство. Основной процент семей где-то посередине. И ответственность за выбор, что же больше подходит вашей семье, не стоит перекладывать на специалиста. Потому что именно вы владеете полнотой информации о своих особенностях и склонностях ребенка.

У психологов нет волшебного фонаря, за один прием насквозь просвечивающего человека (взрослого или ребенка) и определяющего, что же ему подходит больше. Конечно, у грамотных специалистов есть опыт и образование, но эти "экспертные фильтры" не должны перекрывать того, что говорит вам собственная интуиция.

Очень хорошо, чтобы решение принимала не только мама и не только женская фракция семьи (мама с бабушкой). Выбор садовского или несадовского пути развития ребенка — значительное, "стратегическое" решение. В том, каким оно будет, должен участвовать папа.

По возможности стоит учитывать особенности и интересы не только кого-то одного. Например, мамы: ей не хочется выходить на работу, а значит, ребенку в сад не надо. Или ребенка — он общительный, и потому вся семья стоит на ушах, чтобы отвозить его вовремя в сад, расположенный далеко и неудобно.

Сейчас ситуация с социализацией дошкольников все же довольно мягкая, и можно, приложив долю фантазии и логистических способностей, сконструировать вариант развития, подходящий и удобный для всех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sad.docx237.25 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад: нужен ли семье и ребенку? Принимаем решение

Аргументы «за» и «против» детского сада - для обычной городской семьи

В начале нового учебного года традиционно много пишут о детском саде, привыкании к нему ребенка, адаптации и отношениях в детском коллективе. Гораздо меньше обсуждается тема "А нужен ли детский сад ребенку?". Попробуем рассмотреть именно этот вопрос. Если у родителей есть возможность выбора, то что же лучше для ребенка и семьи в целом: ходить в детский сад или не ходить?

Решительно против

Есть семьи, считающие что дошкольные (и не только) детские учреждения — абсолютное зло для всех. В последние годы во всем мире и в нашей стране тоже растет число людей, которые предпочитают растить ребенка дома — и в дошкольном, и даже в школьном возрасте. Сначала они обходятся без детского сада, а затем часто практикуют семейное обучение или экстернат — ребенок прикреплен к определенной школе, получает там консультации и сдает экзамены, а всю школьную программу проходит дома.

Каковы же аргументы против сада у сторонников семейного воспитания и обучения?

1. Ребенок развивается "неправильно" — среди детей, а не среди взрослых.

Это абсолютно верная мысль в той своей части, что основным образцом для подражания, главной моделью поведения во всех жизненных ситуациях для ребенка должны быть близкие взрослые. И действительно важно, чтобы он мог достаточное время видеть папу и маму, общаться с ними, наблюдать за делами взрослых — чтобы эти образцы поведения получить.

Но значит ли это, что в детский сад ходить не надо? Не однозначно. Ведь если ребенок не посещает сад, из этого не следует, что он полноценно общается с родителями.

Я знаю семьи, которые отказывались от сада, при этом папа и мама были дома, но занимались работой удаленно. В результате всем было невесело: дети протестовали против того, что родители рядом, но недоступны. А родители очень уставали от постоянных скандалов и провокаций детей.

2. От того, что ребенок долго не дома, страдают внутрисемейные связи.

Еще одно распространенное возражение против сада. Но если ребенок с няней, внутрисемейные связи это не укрепит. Правда, не укрепит их и хождение в сад 40 часов в неделю и больше.

Однако не всегда, когда кто-то из родителей сидит с ребенком, это укрепляет связь. Мама может настолько устать от сидения дома, от "дня сурка", от постоянного занятия только с любимым малышом (малышами), что на качественное общение может не оставаться сил.

А еще домохозяйки бывают очень занятыми людьми. Помните маму из книжки про Мэри Поппинс? Каждый день у нее были важнейшие мероприятия. Кроме того, в условиях мегаполиса и плотной "развивающей программы" ребенка мама, сидящая дома, порой фактически работает еще и шофером на полную ставку.

И наоборот: иногда люди, которые работают вне дома и от этого испытывают чувство вины, общаются с малышами более качественно — вечером и в выходные.

На мой взгляд, вообще full-time и ненормированность пребывания ребенка — в саду, а родителей — на работе является неправильным для большинства семей. Умеренное хождение в сад, где воспитатели адекватны, скорее пойдет ребенку на пользу.

Если же вы от сада отказываетесь, социализирующий эффект других взрослых, специальных занятий, общения с ровесниками все же полезен ребенку. И это надо специально организовывать, особенно если в семье один-два малыша.

Пребывание ребенка-дошкольника вне семьи, на профессиональном языке "социализация" — это своего рода соль или пряность. Если этих веществ слишком много — пища неупотребима.

Серьезным аргументом "условно против" становится сейчас тот факт, что последние два года из-за нехватки мест в детских садах частичное посещение этих муниципальных учреждений (неполный день или неполную неделю) практически сведено на нет.

Скорее "за"

Многие сегодняшние родители, которые сами выросли в детском саду, просто не представляют себе другого детства: даже если мама не работает и сидит дома, ребенок все равно ходит в сад — а как же иначе?

Действительно, сейчас в России подрастает уже третье поколение тех, кто ходил в сад. Первые детские сады появились в 20-е годы XX столетия, вскоре после революции. Цель их создания — освободить женщину для работы. Можно по-разному относиться к этой идее, но для многих семей это просто не обсуждаемая традиция. И если ребенок родился несадовским, пройдет немало времени, прежде чем эта традиция будет переупрямлена.

"Сама скорее довольна своим несадовским ребенком, хотя и тот, который в сад ходил, вынес оттуда больше плюсов, чем минусов", — говорит одна мама.

Разные дети — разный опыт. В этой области нельзя поставить "контрольный эксперимент", и посмотреть на одного и того же ребенка и на его развитие: вот он в сад ходил (все дошкольное детство), а вот нет. Дубли невозможны, а разных детей сравнивать между собой малоосмысленно.

Приведем основные аргументы сторонников сада и их "звучание" в современных условиях большого города.

1. Для некоторых родителей посещение детского сада окружено определенным ореолом: "Там с ребенком занимаются! Мы так не сможем... Надо ходить".

Однако надо понимать, что все, касающееся занятий, зависит от конкретного сада и конкретного педагога. А еще от того, восприимчив ли ваш — не такой еще большой — ребенок к занятиям в группе. Или он лучше усваивает все индивидуально.

Особенно много вопросов появляется, если воспитатель на стандартную группу всего один, и в его же компетенцию входит и проведение развивающих занятий. Поэтому прежде чем отвести ребенка в сад "заниматься", разузнайте, действительно ли это дошкольное учреждение и конкретная группа предлагает что-то, кроме присмотра за детьми.

2. Детский сад готовит ребенка к школе.

Как правило, сегодня обычный сад не готовит к школе полностью — особенно если вы планируете обучать ребенка в школе, работающей по усложненной программе, с углубленным изучением чего-либо. В хороших школах, как правило, весь предшкольный год работают подготовительные занятия, и останутся ли у ребенка силы, а у вас — время на посещение сада — большой вопрос.

3. Маме надо работать.

У родителей бывают разные возраста и состояния. Разные взрослые по-разному ощущают и течение времени своей жизни, и темп взросления ребенка. И мамам, которые всласть наработались в молодости, а родили позже других, немыслимо желать снова выйти на работу и "сдать" малыша в сад. А есть матери, которые мечтают чего-то достичь в профессии, развить свой бизнес, достичь финансового успеха.

Есть те, кто ощущает дошкольное детство ребенка как период, который тянется невыносимо долго и тягостно. А некоторые ощущают, как быстро текут эти дни. Им жаль, что такого времени, когда малыш может спокойно никуда не ходить, уже не будет. Потому что начнется школа.

4. Опыт, который ребенок получает в саду, и смысл пребывания в нем в разных семьях тоже понимают по-разному. Решение ходить — не ходить зависит и от этого.

Если родители уверены, что сад учит стадному чувству — ответ будет один. Если же считают, что в саду ребенок пополняет социальный багаж — ответ будет другим.

Если родителям представляется, что садовская система делает из незащищенных деток послушных солдатиков, они примут одно решение. А если папа и мама считают, что сад готовит ребенка к адекватному взаимодействию со взрослыми и детьми, решение может быть иным.

Да, садовские и несадовские дети отличаются друг от друга. Но гораздо сильнее отличие не между теми, кто ходил и не ходил в сад, а между детьми, воспитанными в разных подходах к ним со стороны родителей. А то, насколько ребенок может и стремится быть лидером, больше зависит от врожденных особенностей, чем от социального опыта.

Принимаем решение

Итак, перед семьей, решающей вопрос о посещении сада, должны стоять три группы вопросов:

  1. Какой он — наш ребенок?
  2. Кто мы как семья? Годится ли нам сад?
  3. О каком саде идет речь?

Есть семьи, для которых отдать малыша в детский сад было бы совсем странно. Но есть и такие, для которых не отдать, если есть возможность — абсурдно.

Также и дети есть абсолютно садовские, ни дня не могущие прожить без коллектива, даже если у них есть брат или сестра. А есть — их немного — стопроцентно несадовские, для которых находиться в группе сверстников — сплошное мученье.

Крайних, резко выраженных случаев, по законам статистики, меньшинство. Основной процент семей где-то посередине. И ответственность за выбор, что же больше подходит вашей семье, не стоит перекладывать на специалиста. Потому что именно вы владеете полнотой информации о своих особенностях и склонностях ребенка.

У психологов нет волшебного фонаря, за один прием насквозь просвечивающего человека (взрослого или ребенка) и определяющего, что же ему подходит больше. Конечно, у грамотных специалистов есть опыт и образование, но эти "экспертные фильтры" не должны перекрывать того, что говорит вам собственная интуиция.

Очень хорошо, чтобы решение принимала не только мама и не только женская фракция семьи (мама с бабушкой). Выбор садовского или несадовского пути развития ребенка — значительное, "стратегическое" решение. В том, каким оно будет, должен участвовать папа.

По возможности стоит учитывать особенности и интересы не только кого-то одного. Например, мамы: ей не хочется выходить на работу, а значит, ребенку в сад не надо. Или ребенка — он общительный, и потому вся семья стоит на ушах, чтобы отвозить его вовремя в сад, расположенный далеко и неудобно.

Сейчас ситуация с социализацией дошкольников все же довольно мягкая, и можно, приложив долю фантазии и логистических способностей, сконструировать вариант развития, подходящий и удобный для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»

Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....

Проект - Опыт работы по взаимодействию с семьей «Детский сад и семья – вместе весело шагать.»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: воспитатель Файзуллина Наталья ПетровнаПродолжительность проекта: долгосрочный.Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый, коллективный....

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников.

 Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В...

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...