Личностно-ориентированное воспитание дошкольников.
методическая разработка по теме

Ерина Светлана Александровна

Теоретико-практический семинар для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретико- практический семинар  на тему:

«Личностно-ориентированное воспитание дошкольников»

В настоящее время существует огромное множество различных технологий, систем и моделей обучения и воспитания. Личностно- ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике школ. Чем же отличается личностно -ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда?

Рассмотрим основные психодидактические идеи личностно -ориентированного обучения и воспитания.

  1. Идея        личностного подхода («всяк цветок со своим запахом»). Главная ценность — сам ребёнок, а не тот продукт, который от него можно получить. Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара — вот ценности личностно- ориентированного образовательного процесса. Для реализации идеи личностного подхода необходимо создание условий, образовательной среды для полноценного проявления личностных качеств ребёнка, решения его личных проблем, поиска самого себя, придания этому поиску культурных форм. Личностный подход основан не только на личности ребёнка, но и на личности педагога. Ценность педагога в этом плане -в его уникальности, непохожести, способности внести лично присвоенные смыслы в образовательный процесс.
  2. Идея выращивания («педагог - садовник») Знания, а через них - способности нельзя в человека внести, вдавить, их можно только «вырастить» Обучить человека можно всему, а получить образование можно только путём организации собственной деятельности, выращивания нового состояния, собственных способов работы.
  3. Идея деятельностного подхода («Дорогу осилит идущий») Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности.(«Плуг от работы блестит»). Именно деятельность стоит между обучением и развитием.
  4. Идея рефлексии («Остановиться, оглянуться»)

Анализ, осознание осуществлённой деятельности и самого себя в этой деятельности (рефлексия) - один из основных механизмов развития человека.

  1. Идея проблемности («Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши»).

Учебная проблема должна быть оптимальной трудности: слишком трудное и чрезмерно лёгкое задание не вызывает проблемной ситуации.

  1. Идея оптимизации («Искусство возможного»)

Оптимальная организация образовательного процесса - это лучшая в данных конкретных условиях. Такой подход становится особенно актуальным в условиях вариативного образования. Нельзя слепо переносить те или иные методы и технологии в условия конкретного класса, группы. Чужие технологии можно использовать, но для построения собственной. Технологию обучения или воспитания надо «выстрадать».

  1. Идея крупных блоков, модульный подход. («Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»)

Учебный материал на вводных занятиях подаётся крупными «мазками», без деталей («Скелет» темы, общая ориентировка). Затем осуществляется детальная отработка частей блока с опорой на обобщающие идеи.

  1. Идея сотрудничества, гуманного отношения к человеку («Сердце отдаю детям»)

Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка, удовлетворение и радость об общения., простота общения, но без фамильярности, искренность, доверие без попустительства, советы без навязчивости, ирония и юмор без насмешливости, доброжелательность без заласкивания, деловой тон без раздражительности, сухости, холодности.

  1. Идея системного подхода («Видеть за деревьями лес»)

Цельное, системное представление о личности и её развитии. Органичное сочетание методов обучения, не зацикленное на ту или иную концепцию. Ясность и чёткость понятий, определённость и конкретность мышления, осознание связи между предметами и явлениями, количество и качество процесса и продуктов труда.

       Система дошкольного образования тоже начала перестраиваться - поворачиваться от авторитарной к личностно ориентированной модели построения педагогического процесса. Её задачи особенные. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменение), либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются (воспроизводятся) с малым коэффициентом надёжности.

Модель личностно- ориентированного воспитания внедряется и апробируется в ДОУ. Каким же образом происходит это «внедрение»? Какие изменения произошли в ДОУ? Могу признать , что «не сразу и не без труда удалось педагогам прийти к выводу о необходимости в общении с детьми стать на другую позицию, принять личностно -ориентированную модель, исходить из интересов детей, перспектив их развития, признать за ними право на выбор. Изучая и применяя на практике разные способы общения, воспитатели поняли, что только сотрудничество с ребёнком, использование разных стилей общения с ним, предпочтение ситуаций, требующих от ребёнка активности, может приблизить к главной цели - становлению личности ребёнка».

Проведённая работа показала большие преимущества личностно- ориентированной модели организации педагогического процесса перед авторитарной. Целостный подход зависит от того, что лежит в центре педагогического процесса. Гуманизация процесса образования означает максимальное способствование тому, чтобы у ребёнка сложилась единая, интегральная, связная картина мира. Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям.

Педагоги должны обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития, что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и стратегическом планировании тактики обучения, предназначенной не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще», а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств.

Личностно- ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно - дисциплинарный подход к ребёнку, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе. Нужно внушить ребёнку мысли о самом себе, его уникальности, о желании сделать его жизнь радостной, по- настоящему счастливой. Главное в воспитании - это любить детей, развивать их способности, раскрывать в детях их индивидуальность.

Какие же стили личностно -ориентированной модели используются в работе с дошкольниками?

  1. Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения — это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

    2.Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3- ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3.Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте ( 4-ый  год жизни), когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа –заслужить авторитет «человека знающего».Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что:

  • вопрос вас заинтересовал;
  • вы знаете, где и как искать на него ответ;
  • вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.

4. В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок и морализования, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения - внеситуативно-личностный.

    Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, ибо только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа. Начиная с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).

    В рамках личностно- ориентированного подхода должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. К обучению по программе желательно приступать только после того, когда большинство детей уже адаптировалось в группе. Форма организации обучения - повседневные бытовые обучающие ситуации в индивидуальном общении педагога с ребёнком: это самостоятельная практическая деятельность; это обучение с небольшой подгруппой детей; групповые беседы; коллективные занятия.

   Типы мотивации - самые различные. Это игровая мотивация, мотивация общения, мотивация личной заинтересованности, учебная мотивация. С помощью мотивации воспитатель побуждает детей охотнее усваивать новое.

Задачи воспитателя-выявить задатки , способствовать раскрытию « внутренних сил» ребёнка , заложенных в нём природой. Необходимо быть «наблюдателем», изучающим и руководящим помощником ребёнка в его стремлении к движению вперёд, в стремлении к саморазвитию, обогащению опыта, к активности,  к труду.

  Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.

Каковы же критерии эффективности ЛОО - процесса в школе? Рассмотрим их по двум позициям: по учащимся и по педагогам. По педагогам они будут одинаковы и в школе и в ДОУ, а вот по детям, они, конечно, несколько различны (см. приложение 1).

Каким образом можно «отследить» личностный рост ребёнка? Как можно хоть частично «собрать», «запечатлеть» его образовательные продукты? Один из путей - создание портфелей достижений ребёнка.

Пример продуктивного взаимодействия с семьями детей - оформление портфелей (папок) достижений ребёнка.

Реализация проекта «Это-мы»

Родители вместе с детьми на отдельных листах, красочно оформленных, отвечают на вопросы:

Моя фотография

  1. Как меня зовут?
  2. Я родился.        
  3. По гороскопу я        
  4. Моя мама        
  5. Мой папа        
  6. У меня есть        (дедушка, бабушка, брат, сестра ...)
  7. Что я люблю?        
  8. Мои друзья        
  9. Моя любимая игрушка        

10.Моя любимая сказка        

11 .Я радуюсь, когда        

12.Я огорчаюсь, если        

13 .Что бы я хотел иметь дома?                

  1. Моё любимое блюдо        
  2. Мои успехи        
  3. Моё самое заветное желание        

Дата        

Карточки оформляются в виде цветка, бабочки, матрёшки и т.д. Также вместе с родителями может быть оформлено родословное древо, ведь ребёнку ,с самого раннего детства ,надо давать знания о своих предках, воспитывать у них уважение к своему роду. В портфолио отмечается всё самое положительное. При выпуске ребёнка, этот портфель передаётся родителям или учителю, у которого будет обучаться ребёнок.

Приложение 1

1 группа Традиционная , учебно - дисциплинарная модель взаимодействия с детьми.

Выразите отличительные признаки данной модели по следующим позициям:

  1. Цель
  2. Взаимодействие
  3. Способы общения
  4. Тактика общения

5.Позиция педагога

2 группа. Личностно ориентированная модель взаимодействия с детьми.

Выразите отличительные признаки данной модели по следующим позициям:

  1. Цель
  2. Взаимодействие
  3. Способы общения
  4. Тактика общения
  5. Позиция педагога

Приложение 2

План практической работы ( в качестве детей на семинаре выступают педагоги)

1. Работа в группах («Парашют для яйца») - 10 минут

Материалы: скотч, трубочки для коктейля, лист бумаги, пластиковый стаканчик, яйцо.

Задание: изготовить модель, конструкцию для яйца так, чтобы при спуске со второго этажа оно не разбилось. После «запуска» :

Это пример работы в группах, где вы сознательно или подсознательно распределили роли, кто-то был организатором, кто-то подавал идеи, кто-то был исполнителем. Групповая работа - это очень интересная и продуктивная форма работы. Наблюдая за работой детей в группе, воспитатель может получить для себя очень ценную информацию о каждом ребёнке. Очень ценна работа в группах и в плане общения детей друг с другом. Работа в группах - отдельный разговор, но эта форма обязательно должна использоваться в работе с детьми.

2. Работа в группах

1.Задание: ответить на вопрос: Почему ДОУ называются детским садом? (обобщение - интерпретация в русле JIOO)

 2. Защита моделей по признакам.

. 4. Изобразить представляемую вами модель (при помощи бумаги, фломастеров, художественного слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения.

Презентация на тему:"Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения ". Весь материал представлен в виде схем, кратких описаний, которые содержат в себе задачи ,основу  гуманистической ...

Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...

Личностно-ориентированное воспитание дошкольников

Личность человека формируется с первых лет жизни...

Личностно-ориентированная модель воспитания

Статья про новые подходы в воспитания....

Самообразование на тему: "Личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО"

Изучение особенностей личностно-ориентированной модели воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО...

Проект: «Личностно-ориентированный подход к дошкольникам через педагогические технологии «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ»

Внедрение в работу новых технологии для нового поколения «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ», направленных на формирование самостоятельности  и инициа...

Отчет по самообразованию на тему: " Личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО "

Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А. Шопенгауэр)Узловым пунктом совре...