Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания
статья на тему

 

В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих принципов всего дошкольного образования: только на её основе могут полноценно личность дошкольника, раскрыться его особенные, уникальные способности». («Концепция дошкольного воспитания», 1989)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kosenkovoy_l.a..doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Косенкова Лариса Александровна

 воспитатель, первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района — детский сад «Алёнушка»

Новосибирская область, город Куйбышев

Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания

В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка индивидуальности ребёнка признаётся одним из основополагающих принципов всего дошкольного образования: только на её основе могут полноценно личность дошкольника, раскрыться его особенные, уникальные способности». («Концепция дошкольного воспитания», 1989)

Для того, чтобы каждый ребёнок мог раскрыться как личность, проявлять свои индивидуальные интересы и свободно выдвигать собственные инициативы, он должен чувствовать себя в атмосфере социального и эмоционального комфорта. Зная это, я считаюсь с интересами детей, позитивно поддерживаю их замыслы; помогаю детям, когда они об этом просят, даже если считаю, что ребёнок уже может и должен делать это сам. Часто в своей речи употребляю ласковые слова, обращаюсь к детям всегда по имени; совместно с детьми в группе поём детские песенки по их желанию; стараюсь в группе говорить не громко и не быстро. Перед сном слушаем детские песни, сказки.

Чтобы дети в течение всего дня были чем-то заняты, в группе создана комфортная развивающая среда, с разнообразием сменяемых деятельностей и материалов. Всё помещение группы не имеет чётких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одной деятельности к другой. Дидактические игры расположены в доступных для детей местах. Организована зона эмоциональной разгрузки, где дети весь свой внутренний негативный мир могут передать в рисунках, таким образом, как бы избавляясь от него. Здесь же дети рассматривают семейные фотографии в альбомах, что способствует их эмоциональному благополучию. В зелёной зоне ребята учатся ухаживать за растениями, наблюдают за их ростом. Открывая бабушкин сундук, дети надевают на себя костюмы и украшения, которые им нравятся, а затем устраивают представления, проводят музыкальные конкурсы. В полном распоряжении детей находится зона творчества, где они пишут и рисуют мелом, фломастерами, карандашами, красками, лепят из пластилина, создают как коллективные, так и индивидуальные композиции.

В группе сложились свои традиции: День рождения детей – в этот день имениннику дарят подарок от всей группы,а дети и взрослые говорят добрые слова и комплименты. Обязательное условие – «Каравай».

Круг добрых воспоминаний – в конце дня мы садимся  с детьми в кружок на ковре и говорим «о хорошем». Благодаря этому в группе создаётся атмосфера взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребёнка.

Кроме того, существуют свои правила:

  1. Поровну распределять между всеми детьми сладости, что создаёт атмосферу равных прав, показывает, что ребёнка любят, также как и всех остальных.
  2. Общим делом заниматься за общим столом. В это время мы сдвигаем столы и садимся  лепить, рисовать, строить. К нам постепенно присоединяются и другие дети. Тем самым у всех сохраняется ощущение спокойной работы рядом с другими. Дети заимствуют друг у друга идеи и способы её реализации. Это создаёт и дружелюбную атмосферу.
  3. Личная  неприкосновенность – нельзя бить и обижать других детей.
  4. Уважение личной собственности – нельзя без разрешения брать чужие вещи.
  5. Уважение деятельности и её результатов – нельзя разрушать плоды труда других детей.
  6. Каждый имеет право высказать свои мысли и предложения.
  7. Каждый имеет право быть выслушанным.
  8. Каждый имеет право выбора.

Всё это помогло мне объединить детей, наладить дружеские взаимоотношения, партнёрства между детьми, детьми и мной, так как среда способствует индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности. Дети научились выслушивать друг друга и анализировать свои поступки и поступки других детей.

Каким ребёнок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи. Именно семья и взаимоотношения в ней оказывает решающее влияние на формирование личности ребёнка и его отношения к миру. Воспитатель только дополняет семейное воспитание. Такая взаимная направленность требуется согласованности действий. Основные направления в моей работе с семьёй:

  1. Составление характеристик семей (состав родителей, сфера их деятельности, образовательный и социальный уровень).
  2. Предложение помощи в разрешении каких-либо ситуаций; индивидуальные консультации по интересующим вопросам; родительские собрания; тематические беседы, лекции.
  3. Распределяю уровни участия родителей в жизни группы: оказание разовой помощи(создание предметно-развивающей среды); оказание помощи в определении основных направлений в работе группы: участие в разовых акциях, тематических праздниках, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях).
  4. Организация диагностической работы по изучению семей (родительские сочинения, анкетирование, «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Что рисует Ваш ребёнок?», вопросники.
  5. Приобщение родителей к педагогическому процессу.
  6. Совместные чаепития, выставки детских работ.

Благодаря этому  у меня сложились хорошие взаимоотношения с родителями, мы всегда понимаем друг друга; они мои постоянные помощники в любой деятельности.

Дети нашей страны должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребёнка. Поэтому свою образовательно-воспитательную работу я строю так, чтобы каждый ребёнок получил шанс стать настоящей личностью и испытываю огромную радость, когда вижу, как самый застенчивый ребёнок, преодолев смущение и робость, весь, покраснев, выступает перед родителями, а после этого счастливо улыбается, так как для него это выступление становится источником радости и удовлетворения.