Личностно-ориентированное воспитание дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Личность человека формируется с первых лет жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lichnostno-orientirovannnoe_vospitanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад «Алёнушка» управления образования администрации Куйбышевского района Новосибирской области

Личностно-ориентированное воспитание дошкольников        

Медведева Светлана Александровна

воспитатель второй квалификационной категории

Куйбышев 2013г


Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют не преходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Личность человека формируется с первых лет жизни. Каждая черта психики играет определенную роль в сложной структуре личности. В самые ранние года жизни нервная система ребёнка наиболее пластична. В это время легче всего вырабатываются навыки, поэтому многие психологи и педагоги считают, что в раннем возрасте формируются основы личности. В дальнейшем развиваются те качества, которые были заложены в раннем детстве. Именно поэтому большое значение имеет готовность педагога, работающего с дошкольниками, воспринимать детей как личность. В общении с детьми дошкольного возраста я придерживаюсь принципа: «Не рядом и не над, а вместе». Моя цель – содействию становления ребёнка как личность. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребёнка к миру, чувство радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка.

Воспитатель должен не подгонять развитие каждого ребёнка к определенным канонам, а предупреждать возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможности их роста. Знания, умения и навыки рассматривать не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Наблюдая поведение и реакции нескольких детей одного возраста, находясь на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них индивидуальность. Однако, индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребёнка доминируют одни качества, а у других – другие. Индивидуальность ребёнка зависит от :

  • Врожденных биологических задатков;
  • Влияние среды, в которой живет ребёнок;
  • Личной активности ребёнка;
  • Воспитательного воздействия окружающих людей.

   В соответствии с этим, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям:

  1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. «Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний, умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков».
  2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.
  3. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты. « В конце занятия побуждаю детей высказывать своё личное мнение по таким вопросам как : «Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко и почему? Что вы хотели бы узнать по этой теме ещё?». Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться  рефлексировать свою деятельность.
  4. Принимать ответственность за себя и своё окружение. « Вовлекая детей в процесс обсуждения и самостоятельного соблюдения общепринятых норм и правил поведения, постепенно передаю функцию контроля в руки самих детей». Строить с другими людьми отношения.
  5. Сотрудничества. Личностно – ориентированная методика стремится научить каждого ребёнка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через разные формы работы на занятиях , в частности, попарную и подгрупповую. Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия между собой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребёнка.

Создавая условия для развития индивидуальности детей, в группе организовала комфортную, изменчивую и вариативную развивающую среду с разнообразием сменяемых деятельностей и материалов. Всё помещение группы не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одной деятельности к другой. Дидактические игры расположены в доступных для детей местах. Организовала зоны:

  • Эмоциональной разгрузки, где дети весь свой негативный внутренний мир могут передать в  рисунках, таким образом, как бы избавляясь от него. Здесь же дети рассматривают семейные фотографии в альбомах.
  • Зеленую зону, здесь ребята ухаживают за растениями, наблюдают за их ростом, ведут календарь погоды. Приобретённые экологические знания помогли детям осмыслить, что рядом находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть они сами.
  • Зону творчества, где дети пишут и рисуют мелом, фломастерами, карандашами, красками, лепят из пластелина, создают как коллективные, так и индивидуальные композиции. Здесь дети рассматривают изделия декоративно- прикладного искусства, репродукции картин разных жанров. Решение задач по художественно- эстетическому воспитанию детей осуществляется посредствам связи с социумом: экскурсии в художественную и музыкальную школы, в центральную детскую библиотеку, Дворец культуры, краеведческий музей.
  • Физкультурную зону, где дети имеют возможность полазить по гимнастической лестнице, поиграть, используя нестандартное оборудование. Я приучаю детей находиться в помещении в облегченной одежде, обеспечиваю длительность их пребывания на улице, провожу закаливающие процедуры, массажи, упражнения.
  • Зона интеллектуального развития, в которой дети разгадывают геометрические головоломки, распознают математические символы, закрепляют знание цифр, путем опроса друг друга по числовому ряду.
  • Театральную зону, где разместила маски, атрибуты, различные виды театров. Активизирую речь детей через: игры- занятия, дидактические игры ведь своевременное и правильное овладение ребёнком  речью является важнейшим условием полноценного психического развития.

 Планируя свою работу на занятиях, опираюсь на следующие принципы построения учебного плана:

  • Вариативность (использование на занятиях различных заданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждому ребёнку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей).
  • Гибкость (по ходу занятия вношу в намеченный план необходимые изменения, исходя из наблюдений за деятельностью детей).
  • Открытость  (использование субъективного опыта детей на занятии, обратная связь). Конечно, делаются лишь первые шаги по формированию у детей этих важных личностных качеств. Цели личностно- ориентированного образования являются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. И только при хорошо налаженном педагогическом общении детей и педагога последнему удаётся выяснить, как «вписывается» этот мальчик и девочка в детский коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидуальных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность ребёнка, интегрированная в коллективе или вообще не сулившая в нём адаптироваться. Так если ребёнок не высоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к определенной ущербности, устойчивой потери уверенности в успехе. Повторяющиеся неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжёлыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически указывает ребёнку на его неудачи, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьёзную ошибку, если оставляет без внимания психологию этого ребёнка, примирившегося с подобным положением вещей.

Только бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к её перспективам, дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которая будет способствовать пробуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения.

Презентация на тему:"Личностно -ориентированная модель воспитания и обучения ". Весь материал представлен в виде схем, кратких описаний, которые содержат в себе задачи ,основу  гуманистической ...

Взаимодействие взрослого и ребенка дошкольника в контексте личностно-ориентированного воспитания

 В Концепции дошкольного воспитания декларируется необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Более того, «всемирная поддержка и...

Личностно-ориентированное воспитание дошкольников.

Теоретико-практический семинар для педагогов ДОУ....

Личностно-ориентированная модель воспитания

Статья про новые подходы в воспитания....

Самообразование на тему: "Личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО"

Изучение особенностей личностно-ориентированной модели воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО...

Проект: «Личностно-ориентированный подход к дошкольникам через педагогические технологии «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ»

Внедрение в работу новых технологии для нового поколения «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ», направленных на формирование самостоятельности  и инициа...

Отчет по самообразованию на тему: " Личностно-ориентированная модель воспитания современных детей в соответствии с ФГОС ДО "

Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А. Шопенгауэр)Узловым пунктом совре...