ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЕ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал по теме

Чижикова Марина Германовна

Целью моей работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования является формирование у детей способностей  выражать восприятие окружающего мира, совершенствование интеллектуальных и творческих способностейразвитие креативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_sposobnostey_i_darovanie_detey_-_kopiya.pptx2.62 МБ
Файл prezentatsiya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЕ ДЕТЕЙ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ… В.А. Сухомлинский воспитатель высшей квалификационной категории Марина Германовна Чижикова Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

РИСОВАНИЕ самостоятельная деятельность практическая деятельность творческая деятельность

Слайд 3

ЦЕЛЬ: формирование у детей способностей выражать восприятие окружающего мира, совершенствование интеллектуальных и творческих способностей развитие креативного мышления

Слайд 4

ЗАДАЧИ:

Слайд 5

Алгоритм знакомства детей с изобразительной деятельностью

Слайд 6

КАРТОТЕКА

Слайд 7

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Слайд 8

СТАРШАЯ ГРУППА

Слайд 9

ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Слайд 10

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости; Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Формируются навыки контроля и самоконтроля

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

В своей работе я широко использую  нетрадиционные техники в  изобразительной деятельности дошкольников.

Я думаю, что рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Целью моей работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования является формирование у детей способностей  выражать восприятие окружающего мира, совершенствование интеллектуальных и творческих способностейразвитие креативного мышления.

Начиная обучать детей рисованию со II младшей группы, я ставлю перед собой следующие задачи:

во-первых, необходимость  пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе к событиям нашей жизни.

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

После обследования детей, мною был разработан алгоритм знакомства детей с изобразительной деятельностью.

На I этапе я знакомлю детей с кисточкой и красками. Я им рассказываю о том, какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые), используя дидактические игры на определение цветов.  

На II этапе я показываю детям приемы закрашивания. Объясняю  последовательности действий при закрашивании красками, используя

дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».

На III этапе мы с детьми рассматриваем репродукции картин. Учимся определять, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.

На IV этапе я знакомлю детей с с нетрадиционными техниками рисования (набрызг, закрашивание поролоновым тампоном).  

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности  я для выработала следующие правила:

·  ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

·  у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;

·  сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;

·  рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;

·  нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение.  Поэтому в своей работе я часто использую интегрированные занятия, частью которых является включение нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Уже в возрасте 3 лет дети узнают  новые возможности рисования без кисточек:

  • Рисование пальчиками и ладошкой
  • Оттиск печатками из овощей и фруктов
  • Оттиск пенопластом, поролоном
  • Песком

Под моим руководством дети с удовольствием исследуют свойства воды  и красок. Я увидела, что им это интересно. Они задавали мне разнообразные вопросы, что позволило мне спланировать дальнейшую работу по использованию нетрадиционных техник рисования.

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Моя роль заключается в том, чтобы понять и принять разнообразные решения, показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.

Для того чтобы дети лучше запомнили техники рисования, мною была создана картотека. Карточки помогали детям легко ориентироваться в выборе средств  для рисования, а также напоминали им последовательность выполнения изображения

В средней группе дети стали более самостоятельные, ведь каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 В средней группе дети узнали  другие, новые техники рисования:

  • Набрызг
  • Оттиск смятой бумагой.
  • Отпечатки листьев.
  • Тычок жесткой полусухой кистью
  • Тампонирование ватными палочками, карандашом

Для старшей группы появилась картотека более сложных техник рисования.

  • Монотипия предметная
  • Монотипия пейзажная
  • Восковые мелки (свеча) + акварель.
  • Кляксография обычная.
  • Кляксография  с трубочкой.
  • Кляксография с ниточкой

Я знакомлю детей с восковыми мелками, техникой пастели и техникой рисования акриловыми красками. В рисунке дети учатся передавать движение, пластику предметов, обобщенную форму.  

Кроме этого дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.

Для достижения наиболее высоких результатов, в каждой возрастной группе я  привлекаю родителей. Они с удовольствием откликаются  на просьбу помочь оформить альбомы с иллюстрациями, участвуют в творческих выставках группы и ДОУ.

В будущем я планирую совместными усилиями с родителями создать «Творческую мастерскую»

Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования, я пришла  к выводу о том, что использование таких техник, помогает: создать ситуацию успеха у воспитанников,  сформировать устойчивую мотивацию к рисованию.

Рисунки детей красноречивее всяких слов и жестов, поэтому от их созерцания всегда остается глубокий след в душе.

Ведя наблюдения за изобразительной деятельностью детей с применением нетрадиционных материалов и техник, я отметила, что у детей повысились:

  • мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
  • пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие;
  • внимание и усидчивость;
  • изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость;

Кроме того, я увидела, что в процессе этой деятельности у моих детей формируются навыки контроля и самоконтроля.

В ходе изобразительной деятельности у детей развиваются такие интегративные качества, как любознательность, коммуникативные навыки, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту).

         Отслеживая динамику формирования вышеперечисленных мною интегративных качеств, я могу сказать, что уровень достижения детьми планируемых мною результатов по сравнению с началом учебного года повысился на 48 %.      

 Я думаю, что в дальнейшем проделанная мною работа в средней и младшей группе позволит, используя необычные материалы и оригинальные техники, научить детей в старшем возрасте рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже придумывать свои необычные техники, где дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Наблюдая, как дети раскрывают свои уникальные способности, за радость, которую им доставляет созидание. И они начинают чувствовать пользу творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев"

Доклад на методическом обединении о создании условий для творческого самовыражения,организации работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художе...

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, сни...

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Развитие мелкой моторики и её влияние на речь ребёнка...

Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"

Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев".

Статья, посвященная актуальности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

"Истоки способностей и дарование детей в старшей группе"

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев... Чем больше уверенности и изобретательности в движения детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческа...