Совершенствование взаимодействия родителей и детей, как средство воспитания толерантности
статья по теме

Косыч Лариса Анатольевна

Актуальность данного материала о проблемах толерантности в том. что необходимо наладить диалог и взаимопонимания, искать взаимоприемлемые компромиссы начиная с взаимоотношений детей, родителей и окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование взаимодействия родителей и детей, как средство воспитания толерантности

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в российском обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая способность к адаптации в новых условиях.

Во все времена, начиная с античности, проблемы семьи занимали передовые умы человечества. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. На современном этапе его развития возникают проблемы, которых не было раньше. Одной из таких проблем является нарушение толерантности во взаимоотношениях родителей и детей.

Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социальных условий, но и в силу внутренних процессов развития. В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая "ниша" с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.

Организация и совершенствование работы детского сада с семьей важнейшее направление повышения эффективности воспитательной работы, с детьми начиная с дошкольного возраста.

Данные, полученные учеными, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Значение семьи подтверждает также и изучение детей с нарушениями поведения, нуждающихся в психиатрическом лечении. На их судьбе пагубно сказались семейные конфликты, алкоголизм отца или матери, крупные просчеты в воспитании.

С семьей тесно связано духовно - нравственное, психическое и физическое здоровье человека.

Неврозы детей напрямую связаны с семейными конфликтами, которые не только дезорганизуют, разрушают семью, но и служат основой накопления девиантного потенциала ребенка. Прочная, нормальная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие семейные традиции, является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка, насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, пьющая семья, или, наоборот, нейтрализоваться нормальной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей.

Дети в благополучных семьях не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, DVD-дисков. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье, совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации.

Толерантность   -   понятие   сложное   и   многогранное.   Если   рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, на мой взгляд,

определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.

Часто между детьми и родителями возникают конфликты из-за того, что взрослые не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.

Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие - отклонения в поведении различного характера.

Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое «неудобное обстоятельство», осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи.

Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей - это безразличное отношение взрослых, к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка, его развитие и поведение в целом.

Толерантность во взаимоотношениях между членами семьи - это способность реализовывать свои личные проблемы с гибкостью, а также умение уважительно относиться к позициям и ценностям других членов семьи.

Еще одна сторона толерантности во взаимоотношениях детей и родителей - это совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи.  Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей является непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка. Семья тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими, и корректируются оценки своих действий и поступков человека, основой реализации принятых им решений, совершенных действий и поступков.

Задача воспитания толерантности у детей и их родителей становится одной из основных задач организации воспитательной работы детского сада с семьей.

В практической деятельности педагог должен не только воспитывать толерантность, но и сам обладать ею; он должен защищать интересы семьи и помогать ей в решении возникающих проблем.

Работа с семьей по воспитанию толерантности не должна ограничиваться стенами дошкольного учреждения, для этого можно использовать такие формы работы, как например: маршрут выходного дня; газета: «где провел выходные»; работа с библиотекой, и т. д. все это предполагает тесное взаимодействие детей и родителей.

Для более эффективной работы по развитию толерантности необходимо создание перспектив дальнейшего сотрудничества.

Необходимо также подчеркнуть, что проблема воспитания толерантности во взаимоотношениях детей и родителей - проблема сложная, для эффективного решения которой необходим комплексный подход и взаимодействие психологов, педагогов, медиков и других специалистов. Толерантность являет собой основу педагогического общения родителя и ребенка, ребенка и воспитателя, воспитателя и родителей. Сущность, которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся, культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей....

Сценарий консультации для родителей детей 5-6 лет группы комбинированной направленности с ОВЗ На тему: «Эффективное взаимодействие родителей и детей по средствам совместных занятий физической культуры в домашних условиях».

Аннотация.  Сценарий построен в информационно-игровой форме для родителей. В ходе консультации родители выполняют коррекционно-развивающие и оздоровительные упражнения....

«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры  межнационального общения черезтанцы разных народовЗадачи: формиро...