Игра в жизни детей раннего возраста.
статья по теме

Статья о  психологическом сопровождении естественного развития детей; о развитие коммуникативных способностей, развитие психических и познавательных процессов.Опыт работы воспитателя Чернопятовой Елены Григорьевны высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_detey_rannego_vozrasta.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в жизни детей раннего возраста.

Я работаю воспитателем группы раннего возраста с 1983 года и с уверенностью могу сказать, что я не ошиблась в выборе своей профессии. Мне доставляет большое удовольствие общаться с малышами, ведь дети раннего возраста совершенно необыкновенны. Первые три года жизни ребёнка оставляют неизгладимый след в душе ребенка. 3а это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он научиться видеть мир, понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми, ходить, говорить и многое, многое другое. Именно в первые годы жизни ребенка закладывается его отношение к людям, к себе, к миру.

Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь этого человека. Здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребенок не получит в своем младенчестве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.

     И от того, каким окажется первый опыт, первая самостоятельно задуманная и реализованная игра, зависит и от меня. Это я должна помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям, и сделать игрушки живыми, настоящими и еще многому, многому другому. И пройти этот путь мы должны вместе с малышом. И у меня есть счастливая возможность радоваться его успехам и сопереживать о его неудачах. Трудностей в нашей работе не мало. Но радости и удовлетворения гораздо больше.

Вот он Лева, прижавшись к маме, пришел первый день в ясли. В глазах боль, слёзы, боязнь остаться без мамы. У мамы тревоги еще больше. И с этого момента я должна стать для него и мамой, я бабушкой, и другом. И от меня зависит, какие я слова найду именно для этого малыша, чтобы он мне поверил, что Я его уже люблю и сделаю все, чтобы ему было тепло и уютно. И я буду рядом, когда он произнесет первые слова, предложения. Это он будет так смешно делать «пружинки и фонарики» на музыкальном занятии, это он будет на понятном только мне и ему языке объяснять , что ему надо, в полной уверенности, что я пойму. Это он потом с гордостью скажет: «Я мальчик, Лев Владимирович!»

А какую радость испытываешь, когда Юля, еще не раздеваясь, громко говорит: «Григорьевна, ведь я уже пришла!» - Выхожу, а глаза девочки сияют, в них столько счастья!!

В этом возрасте им просто необходимо чувствовать со стороны взрослых любовь. А когда на празднике Антон забыл слова и с такой надеждой смотрел не на маму, а на меня, что только я могу ему помочь, подсказать, улыбнуться.

Общение с детьми приносит мне радость.

Я люблю малышей за их бесконечное «почему», за их такие милые мордашки и умненькие глазки.

Очень приятно, когда на улице встречаешь своих бывших воспитанников и слышишь: «А я помню, как Вы меня гладили по голове!».

Когда я прихожу домой к своим воспитанникам, то я чувствую себя желанным гостем и человеком, который необходим родителям и их малышам. Это меня вдохновляет и радует. Ощущение того, что я нужна им, даёт мне возможность убедиться в том, что моя профессия самая лучшая, и что я счастливый человек.                              

Каждый ребенок неповторим, и так важно осознавать, что в твоих руках его жизнь и душа, и от тебя зависит насколько радостным и содержательным будет каждый день, прожитый в детском саду. Мне, как воспитателю очень важно, чтобы моим маленьким воспитанникам было душевно, тепло и интересно.

В этих целях я использую в своей работе народный фольклор. Малыш чутко откликается на потешки, поговорки и попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребенка. Они забавляют, радуют его, организуют его поведение.

Работая с детьми раннего возраста, я придаю особую значимость народному фольклору. Особенно помогает мне фольклор в первые дни жизни малыша в период адаптации, когда малыш скучает по дому, маме, ему трудно общаться со сверстниками, часто чувствует себя не очень уютно. Художественное слово помогает установить первоначальный контакт воспитателя с малышом. Но здесь важно правильно подобрать потешку, погасить отрицательные эмоции, дать возможность почувствовать малышу, что его любят, заботятся о нем.

Работая с малышами, я большое внимание уделяю развивающим играм так, как считаю, что это самый благоприятный возраст для развития умственных способностей детей. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80%, и что ключ

к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт в первые три года жизни. Главное - развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни.

Работая с детьми, я наблюдала, что они ежедневно и даже ежечасно вынуждены заниматься творчеством, решать многие новые для них задачи самостоятельно.

Никита К., 1 год 6 месяцев. В группе подвешены игрушки выше руки ребенка. Мальчик подошел, рукой не достать. Взял другую игрушку, попытался этой игрушкой раскачать шарик. Не получилось. Пошел играть. Через несколько минут опять подходит, посмотрел, затем взял стульчик, подставил и достал шарик. И был очень доволен.

На первый взгляд простое действие, но как сосредоточенно работал его ум. И здесь важно предоставить малышу свободу в выборе деятельности и ее последовательности.

Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот предлагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. У трехлетних детей начинают проявляться элементы творческого воображения. Однако в условиях группового занятия малыши не всегда свободны в своих творческих проявлениях, и без специального руководства их воображение может не получить должного развития.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука пишет: «Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере, и

что единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

Вот почему я уделяю особое внимание интеллектуальным играм.

В них ребенку не навязывается определенная программа обучения, он погружен в мир игры, в которой волен выбирать сферу деятельности.

Малышу не объясняется новая игра, он вовлекается в нее сам с помощью сказки, подражает старшим и участвует в коллективных играх.

Освоение новой игры, как правило, требует активного участия педагога, а в дальнейшем может заниматься сам. Перед малышом ставятся разные задачи, которые постепенно усложняются.

Ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно, если он не может справиться с заданием, надо вернуться к более простому. Сам думает, ищет путь к решению задачи.

Помочь думать - это только вопросом.

Мише Ч. 2 года ему не удавалось построить дорожку для куклы Кати на занятии, он не мог понять, что кубики должны быть приложены друг к другу. Он находил правильно цвет, а составлял как угодно. Тогда я сказала: «Миша, сделай так, чтобы кубики взялись за руки и прижались друг к другу плечиками. Вот как ты с Леночкой!» Взяла и поставила их рядом, а они взялись за руки, моментально к ним подошли и Даша с Таней. Все взялись за руки. Я говорю: «Вот какие у меня дружные дети! Теперь Миша ты сделай, чтобы твои кубики

дружили!» И Миша выполнил  задание, все были очень рады.

При проведении развивающих игр обязательно должна быть творческая и добрая атмосфера. Ребенок находит

свое решение, опираясь на свой жизненный опыт. Деятельное участие всех детей к занятию. Получать ответ от каждого ребенка, как умеет, так и делает. Смена видов деятельности для предупреждения утомления и поддержание интереса. Атрибуты должны быть на каждого ребенка. Очень важно помнить о первых впечатлениях от игры. Поэтому, когда знакомлю детей с новой игрой, то обязательно обыгрываю ситуацию, а не просто выставляю кубики на стол. Я говорю: «Дети, посмотрите, что нам принесла, в подарок кукла Катя. Кубики! Смотрите, какие они красивые. Давайте посмотрим, что из них можно построить». И делаю 2-3 постройки, а глаза у детей становятся любопытные.

Большое внимание уделяю дидактическим играм, делаю много пособий. Изготовлены пособия по методу М. Монтессори.

Развивающие игры соответствуют требованиям сегодняшнего дня - подготовке людей, мыслящих свободно, неординарно, владеющих способам решения разнообразных задач, действующих логично и самостоятельно.

Елена Григорьевна Чернопятова

воспитатель ГБДОУ № 23

Московского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Значение игры в жизни детей раннего возраста"

Значение игры в жизни детей раннего возраста....

Педагогический проект средней продолжительности по теме "Игрушки. Игра в жизни детей" ранний возраст

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первы...

Роль игры в жизни детей раннего возраста

По мнению многих педагогов, игра имеет огромное значение в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра с...

" Игра в жизни детей раннего возраста"

Играйте с детьми, учите детей играть....

Родительское собрание в группе раннего возраста "Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста".

Представлен конспект родительского собрания в группе раннего возраста по теме "Игры и игрушки для детей раннего возраста"....

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»....