Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),
возраст- 7,5 лет.
Форма проведения: индивидуальная.
Предварительная работа: работа в музыкальном зале перед зеркалом с проработкой парно-противоположных направлений (отраженных). Узнавание схематических изображений предметов (посуда). Работа проводилась совместно с мамой. Заняти епроисходило в различных помещениях ДО ( кабинет дефектолога, музыкальный зал). Научить применять на парактике полученные ранее знания, перевести их в умния и навыки. Развивать навыки самостоятельного поведения в знакомых ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект , ОВЗ | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора.
ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1375
Дошкольное отделение. СП 5.
Тема: " Накроем стол для гостей"
Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями; возраст- 7,5 лет.)
Подготовлено и проведено : учителем-дефектологом (тифлопедагогом) Лезжовой О.В. г. Москвы, ЮАО. |
Тема: «Накроем стол для гостей».
Форма проведения: индивидуальная (возраст 7,5 лет, слабовидящий, легкая умственная отсталость, органическое поражение ЦНС)
Предварительная работа: работа в музыкальном зале перед зеркалом с проработкой парно-противоположных направлений (отраженных). Узнавание схематических изображений предметов (посуда).
Цели:
-Развивать навыки ориентировки в микро-пространстве.
- Учить моделировать пространственные отношения.
- Обучать располагать и находить предметы в реальном пространстве, по схемам.
- Развивать умение определять парно-противоположные положения после поворота на 900.
- Показать относительность пространства.
Задачи:
Коррекционные:
- Учить располагать предметы по схеме.
-Учить самостоятельно располагать предметы по инструкции.
- Закрепить лево-право стороннее восприятие пространства.
- Учить словесно описывать место нахождение предмета.
- Развивать внимание и логическое мышление.
- Развивать графомоторные навыки.
- Развивать зрительные функции глаз.
Общеобразовательные:
Закреплять навыки счета.
Закреплять знание столовых принадлежностей.
Воспитательные:
Закреплять навыки вежливого поведения, культуры сервировки стола.
Содержание коррекционной работы:
Средства коррекции: Очки, подбор дидактического материала и методик проведения занятия, использование ТСО (ТОПАЗ, компьютер); ИКТ; комплекс зрительных гимнастик для снятия зрительного напряжения, смены поз в работе и проведение подвижных игр. Обращение внимания за временем использования ребенком в работе зрительного контроля.
Оборудование:
Демонстрационный материал: ТСО « Топаз», контурные изображения приборов большого размера, лента широкая желтого цвета, куклы мягкие игрушки, набор игрушечной посуды
Раздаточный материал: карандаши, заготовка для графической работы, лист А4 схема накрытого стола, контурные рисунки предметов, набор столовой посуды, лист в крупную клеточку, мышиный хвост для подвижной игры.
Словарная работа:
Вилка, ложка, нож, чайник, сахарница, конфетница, посуда, сервировка, чашка чайная, блюдце, салат-салатник, угощение, гости.
Руководство учебно-познавательной деятельностью :
Формирование сенсорного опыта:
Задается игровая ситуация для пополнения сенсорного опыта и мотивации действий при ориентировке в микро и макро-пространстве.
Формирование приемов и способов умственной деятельности:
Формирование навыков полисенсорного восприятия окружающего пространства. Формирование умения анализировать полученную разным путем информацию о предметном наполнение окружающего пространства. Тренировка зрительной памяти.
Коррекционная направленность методов обучения и воспитания:
-поэтапное изложение материала, постоянное проговаривание, сочетание зрительного, тактильно – двигательного и слухового восприятия пространства.
-Постоянное повторение пройденного материала из-за плохой долговременной памяти.
- В ходе моделирования особое внимание необходимо уделить обучению ориентировке в пространстве, прежде всего, ограничивающем площадку. При этом следует развивать координацию движений, оценку ребенком положения предметов.
Ожидаемый эффект компенсации дефекта:
Совершенствование навыков ориентировки в микро-пространстве, замкнутом пространстве при передвижение. Формирование основ для ориентировки в свободном пространстве.
Предварительная работа: работа в музыкальном зале перед зеркалом с проработкой парно-противоположных направлений (отраженных).
Подвижная игра на ориентировку в процессе передвижения и фиксацию взора « Мышка - бежала».
На полу выложен круг из ярко желтой ленты, по которому предлагается бежать ребенку - он мышка (напоминается, что мышка это животное, кратко ее характерные признаки). Мышка держится за свое правое ушко. Периодически останавливая ребенка у него спрашивается что от него слева, справа. Постоянно акцентируя внимание , что положение предметов относительно и меняется при повороте на 900 и 1800 .
лента лево Бежит ребенок. Право
Ход занятия
1.Организационный момент ( задается мотивация) Ребенок подзывается к столу ему показывается записка от мамы, в которой она просит сервировать (накрыть) стол пока она сходит в магазин за угощение для приглашенных гостей. Предлагается вспомнить, что необходимо сделать, чтобы взять нужное количество предметов для сервировки стола (сосчитать.. ). Предлагается компьютерная игра с рядом операций материальных действий, для напоминания алгоритма счетных действий.
Работа с ИКТ интерактивная игра « Добавляй, считай, сопоставляй». Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными способами.
2. Дидактическая игра « Сервируем стол». Ребенок по оставленной мамой схеме накрывает на стол.
Схема 1.
2.Дидактическая игра « Рассади гостей». Ребенку говорится, что стол сервирован, начинают приходить гости их нужно рассадить каждого на свое место. Ему предлагается карточки с силуэтами кукол и мягких игрушек. Дается устная инструкция кто, где сидит. Ребенок находит объемную игрушку по силуэту и сажает ее в определенное заданием место.
3. Упражнение на ориентировку на поверхности листа, умения сличать схему и реальное пространство. Просится отметить на схеме место расположение гостей; и рассказать, как она расположена относительно выбранного предмета.
4.Проводится зрительная гимнастика « Траектории» со сменой статической позы + элементы су-джок терапии.
4.Дидактическая игра « Что изменилось». Меняется местами гости или посуда.
5.Итог:
Приходит мама с угощением разливается чай, раскладываются фрукты и конфеты. Ребенок рассказывает, как он все хорошо сделал и выполнил ее задание. Начинается чаепитие.
Домашние задание. Проработать дома варианты сервировки стола для завтрака, обеда и ужина. Давать ребенку самостоятельно выполнять знакомые операции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по математике: "Ориентировка в пространстве" на неделе "Игры игрушки" в подготовительной группе.
План-конспект по математике в подготовительной группе.Приобщение детей к творческой позновательно-исследовательской деятельности; обучение детей ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, в зрит...
Конспект занятия по ориентировке в пространстве детей со сложной патологией зрительного анализатора. Индивидуальное занятие. Слабовидящий ребенок 7 лет. Тема: "Ферма"
Обучение ориентировке в пространстве , использование детьми схем....
Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"
Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....
планы конспекты занятий по ориентировке в пространстве
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая з...
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
Конспект по математике "Ориентировка в пространстве"
Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:· Воспитывать наблюдательность·...
Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у бабушки Федоры. Посуда».
Занятия по ориентировке в пространстве направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети с нарушениями зрен...