Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лезжова Ольга Владимировна

Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),

возраст- 7,5 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

 Предварительная работа: работа в музыкальном зале перед зеркалом с проработкой парно-противоположных направлений (отраженных). Узнавание схематических изображений предметов (посуда). Работа проводилась совместно с мамой. Заняти епроисходило в различных помещениях ДО ( кабинет дефектолога, музыкальный зал). Научить применять на парактике  полученные ранее знания, перевести их в умния и навыки. Развивать  навыки самостоятельного  поведения в знакомых ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект , ОВЗ206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного индивидуального  занятия  по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке  детей со сложной патологией зрительного анализатора.

ГБОУ СОШ  с углубленным изучением английского языка №1375

Дошкольное отделение. СП 5.

Тема: "  Накроем стол для гостей"

Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями; возраст- 7,5 лет.)

                                               

                                     

Подготовлено и проведено :                                    учителем-дефектологом (тифлопедагогом) Лезжовой О.В.

г. Москвы,  ЮАО.

                                                           

Тема: «Накроем стол для гостей».

Форма проведения: индивидуальная (возраст 7,5 лет, слабовидящий, легкая умственная отсталость, органическое поражение ЦНС)

 Предварительная работа: работа в музыкальном зале перед зеркалом с проработкой парно-противоположных направлений (отраженных). Узнавание схематических изображений предметов (посуда).

 Цели: 

-Развивать навыки ориентировки в микро-пространстве.

- Учить моделировать пространственные отношения.

- Обучать располагать и находить предметы в реальном пространстве, по схемам.

- Развивать умение определять парно-противоположные положения после поворота на 900.

- Показать относительность пространства.

Задачи:

Коррекционные: 

- Учить располагать предметы по схеме.

-Учить самостоятельно располагать предметы по инструкции.

- Закрепить лево-право стороннее восприятие пространства.

- Учить словесно описывать место нахождение предмета.

- Развивать внимание и логическое мышление.

- Развивать графомоторные навыки.

- Развивать зрительные функции глаз.

Общеобразовательные:

Закреплять навыки счета.

Закреплять знание столовых принадлежностей.

Воспитательные:

Закреплять навыки вежливого поведения, культуры сервировки стола.

Содержание коррекционной работы:

Средства коррекции: Очки, подбор дидактического материала и методик проведения занятия, использование ТСО (ТОПАЗ, компьютер); ИКТ; комплекс  зрительных  гимнастик для снятия зрительного напряжения,  смены поз в работе и проведение подвижных игр. Обращение внимания за временем использования ребенком в работе зрительного контроля.

Оборудование: 

Демонстрационный материал:  ТСО « Топаз», контурные изображения приборов большого размера, лента широкая желтого цвета, куклы мягкие игрушки, набор игрушечной посуды

Раздаточный материал: карандаши, заготовка для графической работы, лист А4 схема накрытого стола, контурные рисунки предметов, набор столовой посуды, лист в крупную клеточку, мышиный хвост для подвижной игры.

Словарная работа:

Вилка, ложка, нож, чайник, сахарница, конфетница, посуда, сервировка, чашка чайная, блюдце, салат-салатник, угощение, гости.

Руководство учебно-познавательной деятельностью :

Формирование сенсорного опыта:

Задается игровая ситуация для пополнения сенсорного опыта и мотивации действий при ориентировке в микро и макро-пространстве.

Формирование  приемов и способов  умственной деятельности:

Формирование навыков полисенсорного восприятия окружающего пространства. Формирование умения анализировать полученную разным путем информацию о предметном наполнение  окружающего пространства. Тренировка зрительной памяти.

Коррекционная направленность методов обучения и воспитания:

-поэтапное изложение материала, постоянное проговаривание, сочетание зрительного, тактильно – двигательного и слухового восприятия пространства.

-Постоянное повторение пройденного материала из-за плохой долговременной памяти.

-  В ходе моделирования особое внимание необходимо уделить обучению ориентировке в пространстве, прежде всего, ограничивающем площадку. При этом следует развивать координацию движений, оценку ребенком положения предметов.

Ожидаемый эффект компенсации дефекта:

Совершенствование навыков ориентировки в микро-пространстве, замкнутом пространстве при передвижение. Формирование основ для ориентировки в  свободном пространстве.

Предварительная работа: работа в музыкальном зале перед зеркалом с проработкой парно-противоположных направлений (отраженных).

P1000870

Подвижная игра на ориентировку в процессе передвижения и фиксацию взора « Мышка - бежала».

На полу выложен круг из ярко желтой ленты, по которому предлагается бежать ребенку - он мышка (напоминается, что мышка это животное, кратко ее характерные признаки). Мышка держится за свое правое ушко. Периодически останавливая ребенка у него спрашивается  что от него слева, справа. Постоянно акцентируя внимание , что положение предметов относительно и меняется при повороте на 900  и 1800 .

                      лента               лево    Бежит ребенок.         Право

P1000875

Ход занятия

1.Организационный момент ( задается мотивация)  Ребенок  подзывается  к столу ему показывается записка от мамы, в которой она просит сервировать (накрыть)  стол пока она сходит в магазин за угощение для приглашенных гостей. Предлагается вспомнить, что необходимо сделать, чтобы взять нужное количество предметов для сервировки стола (сосчитать.. ). Предлагается компьютерная игра с рядом операций материальных действий, для напоминания алгоритма счетных действий.

P1000740 P1000741 

Работа с ИКТ интерактивная игра « Добавляй, считай, сопоставляй». Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными способами.              

2. Дидактическая игра « Сервируем стол».   Ребенок по оставленной мамой схеме накрывает на стол.

        

Схема 1.

2.Дидактическая игра « Рассади гостей».   Ребенку говорится, что стол сервирован,  начинают приходить гости их нужно рассадить каждого на свое место. Ему предлагается карточки с силуэтами кукол и мягких игрушек. Дается устная инструкция кто, где сидит. Ребенок находит объемную игрушку по силуэту и сажает ее в определенное заданием место.

3. Упражнение на ориентировку на поверхности листа, умения сличать схему и реальное пространство.  Просится отметить на схеме место расположение гостей; и рассказать, как она расположена относительно выбранного предмета.

4.Проводится зрительная гимнастика  « Траектории» со сменой статической позы + элементы су-джок терапии. 

 

P1000940

4.Дидактическая игра « Что изменилось». Меняется местами гости или посуда.

5.Итог:

Приходит мама с угощением разливается чай, раскладываются фрукты и конфеты. Ребенок рассказывает, как он все хорошо сделал и выполнил ее задание. Начинается чаепитие.

Домашние задание. Проработать дома варианты сервировки стола для завтрака, обеда и ужина. Давать ребенку самостоятельно выполнять знакомые операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по математике: "Ориентировка в пространстве" на неделе "Игры игрушки" в подготовительной группе.

План-конспект по математике в подготовительной группе.Приобщение детей к творческой позновательно-исследовательской деятельности; обучение детей ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, в зрит...

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"

Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет  с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....

планы конспекты занятий по ориентировке в пространстве

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВОМ Представьте, что вы находитесь на улице незнакомого вам города. У вас в руках карта этого города, и вы пытаетесь найти ту улицу, на которой находитесь. Для многих такая з...

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Конспект по математике "Ориентировка в пространстве"

Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:·        Воспитывать наблюдательность·...

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у бабушки Федоры. Посуда».

       Занятия по ориентировке в пространстве направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения.  Дети с нарушениями зрен...