проект "Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа) по теме

Маркова Ульяна Николаевна

Проект,в результате реализации которого происходит формирование у воспитанников нравственных ценностей и предпосылок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nravstvennost.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

«Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста»

подготовила: старший воспитатель

У.Н.Масленникова

г.Октябрьский, РБ

Актуальность темы

Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 раскрывается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Документ подтверждает, что социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на воспитание нравственности, на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих нравственных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Проблема воспитания нравственности в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада и предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми. В дошкольном возрасте воспитание нравственности реализуется не только в повседневной жизни, но и на занятиях по социально-личностному развитию. Задача, решаемая на данных занятиях, состоит в том, чтобы общечеловеческие нравственные ценности  стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

        В связи с вышеизложенным был сделан выбор темы проекта «Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста».

Тип проекта:

Практико-ориентированный

Цель проекта:        

Создание условий для развития у воспитанников нравствeнных качеств, моральных взглядов и мотивов поведения.

Задачи проекта:

-вызывать позитивный эмоциональный отклик на проявления социально значимых ценностей;

-развивать социально приемлемые эмоциональные реакции, адекватные ситуации проявления или игнорирования нравственных ценностей;

-способствовать открытому проявлению нравственного отношения к окружающим во взаимодействиями с ними;

-познакомить с общественно значимыми нравственными ценностями в отношениях, чертах характера, поступках вымышленных и реальных людей;

-дать знания о парных понятиях, характеризующих в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное нравственное начало: добро-зло, правда-ложь, труд-лень, безделье, щедрость-жадность и пр.,

-обогащать активный словарь посредством слов, обозначающих нравственные ценности и их антиподы;

-воспитывать соответствующие обстоятельствам положительное или отрицательное нравственное отношение в воображаемых и реальных ситуациях, основанное на эмпатии (понимании, сочувствии и содействии)  как проявлении нравственного отношения к окружающим;

-формировать умение проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально-нравственные отношения, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности, на  добре, истине, труде, щедрости;

-формировать целостную картину мира на основе первичных нравственных представлений;

-способствовать гармоничному развитию детской личности на основе социально-нравственных ценностей;

-воспитывать бережное отношение и интерес к природе, осознание себя как части природы;

-воспитывать чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям.

Участники проекта: проект разработан для детей 5-6 лет.

Сроки реализации проекта: 6 месяцев

  Ожидаемые результаты: 

У воспитанников сформированы нравственные ценности по отношению к себе, своей семье, сверстникам, взрослым, родному краю, природе.

Этапы осуществления проекта:

1) Подготовительный этап:

Диагностика.

 Отображение цели и задач проекта.

Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

2) Практический этап - реализация проекта: НОД, беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность.

месяц

неделя

Тема

Программное содержание

сентябрь

I

«Кто я такой?»

Развить самосознание детей: знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы). Формировать патриотические чувства. Воспитывать чувство толерантности.

II

«Зачем нужны правила?»

Закреплять и углублять знания детей о правилах. Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

III

«Как я чувствую мир»

Учить выражать в речи свое настроение, свои чувства, свое отношение к сверстникам и событиям. Формировать партнерские отношения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

IV

«Человек – часть природы»

Систематизировать знания детей о связи человека с природой, о том, что природа помогает человеку жить, трудиться, отдыхать, наслаждаться красотой. Воспитывать интерес к природе. Формировать бережное отношение к природе.

октябрь

I

«Красота лица и души»

Закреплять представления детей о добре. Формировать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. Развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

II

«Все мы разные»

Закреплять знания детей о народах, проживающих на территории Республики, их традициях, истории, культуре. Воспитывать чувство толерантности. Развивать умение терпимо относиться к мнению и интересам других.

III

«Друзья»

Учить проявлять интерес друг к другу, чтобы лучше узнать своих друзей; учить чувствовать настроение и желания друг друга. Формировать партнерские отношения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

IV

«В мире книг»

Продолжать приобщать детей к книжной культуре, расширять представления о разных видах книг. Закреплять навыки бережного обращения с ними. Воспитывать навыки культурного поведения (пропускать друг друга к стеллажам, вежливо передавать книгу, благодарить за услугу, обмениваться мнениями в доброжелательной форме). Совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждениям других, вежливо отстаивать свою точку зрения).

ноябрь

I

«Путешествие в природу»

Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы. Воспитать интерес к природе. Формировать бережное отношение ко всему живому.

II

«Легко ли быть справедливым»

Учить высказывать свое мнение о выполнении правил поведения; находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивая его с поведением героев сказок и мультфильмов. Формировать понятие «справедливость». Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

III

«Почему люди трудятся вместе»

Подвести детей к понятию коллективный труд, к выводу о его ценности, значимости, к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие. Воспитывать трудолюбие.

IV

«Красота речи»

Развить осознанное отношение к красоте и звучности русского языка. Познакомить со словом «вульгаризм». Формировать представление о родном языке. Вызывать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.

декабрь

I

«Привычки хорошие и плохие»

Продолжить формировать у детей понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка». Развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

II

«Таланты»

Учить видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться успехам другого. Формировать уважительное отношение друг к другу; учить преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

III

«Мы не дадим обиде проснуться»

Помочь детям понять, что значит обида; проанализировать вместе с ними причины их обид (что является для детей самым обидным, почему больше всего они обижаются на тех, кто несправедлив). Воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

IV

«Надо ли уметь извиняться»

Углубить представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю  потребность. Создать условия для деятельности, побуждающей к активному речевому общению. Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи.

январь

I

«В мире доброты»

Углублять представления детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию своей внутренней позиции.

II

«Я глазами других»

Учить оценивать индивидуальные качества друг друга. Формировать уважительное отношение друг к другу; повышать самооценку детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

III

«Человек среди природы»

Закреплять и углублять знания детей о природе. Развить у детей понимание взаимозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе. Формировать желание защищать и беречь природу. Воспитывать интерес к природе.

IV

«Жадность – не радость»

Закреплять представления детей о таких чертах характера, как щедрость и жадность. Формировать негативное отношение к такому моральному качеству, как жадность, и позитивное – к такому нравственному качеству, как щедрость. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Детский бал «Мы принимаем гостей»

3) Заключительный этап:  

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Анкетирование родителей

Используемые  диагностические методики

В структуре работы с воспитанниками по воспитанию нравственности выделено пять тем: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «В среде сверстников», «Я и природа», «Я и моя Республика».  С целью обследования детей разработан ряд критериев по данным темам.

Тема «Я и моя семья»

Показатели развития:

-Знает принцип родословной, откуда берутся отчество и фамилия, свой статус в семье, место работы родителей.

-Понимает необходимость качественного выполнения культурно-гигиенических действий.

-Знает алгоритм общения, желание что-то сделать для членов семьи.

-Осознает своего и чужого состояния.

-Чувство собственного достоинства, вежливость, правдивость, скромность.

-Развитая самооценка, самоконтроль, стабильное эмоциональное состояние.

Тема «Мир взрослых»

Показатели развития:

-Знает общий ход возрастного развития человека.

-Понимает значимость труда взрослых, взаимозависимости людей в труде и жизни.

-Доброжелательное отношение к взрослым, пожилым, инвалидам.

-Знает алгоритма общения.

-Знает, что можно, что нельзя без разрешения взрослых.

-Видит связь между поведением и настроением взрослого.

-Понимает многообразие социальных ролей взрослого.

-Понимает необходимости книг, театров, музеев.

-Понимает связь настроения человека с музыкой, природой.

-Охотно выполняет правила.

-Наличие положительных навыков и привычек.

Тема «Среди сверстников»

Показатели развития:

-Контактность, активность в общении.

-Знает нормы общения; готов поделиться, договориться, помочь.

-Умеет учитывать настроения сверстника, умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, позе, интонации.

-Знает о любви и дружбе, о понятии «друг».

-Умеет уступать, считаться с другими, избегать конфликтов.

-Умеет оценивать свои и чужие поступки, сравнение себя и других с героями книг, фильмов.

-Понимает возможные последствия своих неосторожных действий для других; дискомфорт при нарушении норм.

-Ответственность.

-Понимает правила, их гуманистический смысл.

-Знает и использует моральные оценки: добрый, честный, смелый, заботливый, внимательный.

Тема «Я и природа»

Показатели развития:

-Проявляет устойчивый интерес к миру природы.

-Испытывает отвращение к безобразному отношению к природе, попытка помочь природе.

-Следует правилу «не навреди», охотно помогает природе.

-Понимает зависимость хороших и неблагоприятных условий жизни в зависимости от отношения людей к природе.

-Знает, в чем сходство и различие человека и животных.

-Знает правила поведения в природе.

-Знает, что «человек – существо разумное».

-Любит ухаживать за растениями, животными.

Тема «Я и моя Республика»

Показатели развития:

-Имеет представление о своем крае как части России, об истории родного города и края, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях.

-Владеет представлениями об основных традиционных ремеслах, промыслах.

-Имеет общее представление об особенностях декоративно-прикладного искусства родного края.

-Проявляет интерес к истории своего города (республики)

-Осознанно применяет знания о своем родном крае в разных видах деятельности.

-Осознает возможность своего участия в сохранении и приумножении культурных достижений.

-Имеет первоначальные представления  о национальных, этнических и расовых различиях между людьми.

-Проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность в получении информации о них.

-Проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремиться к познавательно-личностному общению с ними.

-Владеет способами поведения, адекватными культурным ценностям народа, знает о необходимости их защиты и приумножения.

Методам обследования:

-наблюдения в повседневной жизни и обсуждение реальных жизненных ситуаций, обращение к детям за советом, как следует поступить в том или ином случае;

-чтение произведений художественной литературы и беседы этического содержания;

-рассказы по сюжетным картинам;

-совместные режиссерские игры взрослых и детей, в которых проигрываются ситуации, требующие морально-нравственной оценки и направленные на выявление личного отношения дошкольников к ним.

Анализ полученных в ходе реализации проекта результатов

Констатирующий эксперимент, проведенный в начале проекта позволил определить на каком уровне у детей воспитана нравственность. По сформированности нравственных норм и правил всех воспитанников оказалось возможным разделить на три группы.

Первая группа детей с высоким уровнем социально-нравственного развития (7 детей). У детей сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум, умеют общаться со взрослыми и сверстниками, усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Воспитанники используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна; дети способны принять общую цель и условия, стараются действовать согласованно, выражают живой интерес к общему результату. В их поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: они стремятся сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В поведении и отношении к окружающему у детей проявляются черты общей гуманистической направленности. Они выражают сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относятся к животным, растениям. Их чувства приобретают социально – нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у детей чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Воспитанники начинают осознавать свои возможности, достижения, умеют оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей: добро – зло, справедливо – несправедливо, хорошо – плохо. У детей сформировано чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям.

7 детей – 35% от общего количества воспитанников

Вторая группа (9 детей) со средним уровнем социально-нравственного развития. У детей недостаточно сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум. Воспитанники используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна; однако дети не всегда способны принять общую цель и условия, действовать согласованно. В их поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: они стремятся сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость, но не всегда это имеет успех. В поведении и отношении к окружающему у детей проявляются черты общей гуманистической направленности. Они выражают сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относятся к животным, растениям. Их чувства приобретают социально – нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил не всегда вызывает у детей чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Воспитанники не всегда правильно оценивают свои и чужие поступки с позиции общих ценностей. Не всегда проявляют интерес к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики.

9 детей – 45%.

Третья группа (8 детей) с низким уровнем воспитанности нравственности. У детей не сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум, они не умеют общаться со взрослыми и сверстниками, не в полном объеме усвоили основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Дети редко проявляют интерес к сверстникам, испытывают трудности в общении. Словарный запас бедный: не используют и знают слов, обозначающих нравственные ценности. В их поведении и взаимоотношениях не наблюдаются волевые проявления: вспылчивы, капризны, не всегда адекватны. Дети не способны на сочувствие, отзывчивость, не выражают желание помочь. Равнодушно относятся к животным, растениям. Социально-нравственные чувства у детей данной группы не устойчивы. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у детей чувство раздражения, нарушение их оставляет детей равнодушными. Воспитанники не осознают свои возможности, достижения, не умеют оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей. У детей не сформировано чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям.

4 ребенка – 20%

 

    Диаграмма 1: Уровень  нравственности у воспитанников на подготовительном этапе проекта.

Через шесть месяцев реализации проекта был проведен контрольный эксперимент с целью проследить как повысился уровень нравственности у воспитанников. Были получены следующие результаты:

- 13 детей– 65% показали высокий уровень нравственности; 7 детей– 35% - средний уровень сформированности нравственных норм и правил. Детей с низким уровнем нравственности выявлено не было.

      Диаграмма 2: Уровень  нравственности у воспитанников на заключительном этапе проекта

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ»

1.Фамилия, имя ребенка__________________________________________

2.Чувствовали ли Вы, что ребенок получает новые знания?

Да_________         Нет__________       Частично_________

3.Использует ли ребенок полученные знания, умения, навыки дома?

Да_________         Нет__________       Частично_________

4.Изменился ли ребенок по отношению к сверстникам?

Да_________         Нет__________       Частично_________

5.Изменилась ли эмоциональная отзывчивость ребенка?

Да_________         Нет__________       Частично_________

6.Оценивает ли ребенок адекватно свое поведение?

Да_________         Нет__________       Частично_________

7.Изменился ли по Вашему мнению микроклимат в группе?

Да_________         Нет__________       Частично_________

8.Хотели бы Вы продолжения работы по воспитанию нравственности у детей?

Да_________         Нет__________       Частично_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...

Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»

Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»    Воспитатель: Галеева Т. Г....

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...