сюжетно - ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста.
статья (младшая группа) на тему

На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия надо показать и объяснить. Например, педагог говорит: «Таня хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, предай ее малышу. Как правило, ребенок начинать действовать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ РАНЕЕГО ВОЗРАСТА.

На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия надо показать и объяснить. Например, педагог говорит: «Таня хочет спать, я сейчас заверну ее в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, предай ее малышу. Как правило, ребенок начинать действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложку».

    Для игр следует подбирать простые сюжеты с одни - двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее; мама катает в коляске дочку, кормит ее. Сюжет воспитатель придумывает сам или использует литературные тексты.  Хороши на начальных этапах стихи А. Барто из цикла «Игрушки».

Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при этом привносят в игру что – то свое, знакомое по собственному опыту.

Не всегда малыши могут самостоятельно перенести действия, показанные воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия («И кукла, и зайка тоже хотят спать»).

Полезно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом внимание детей нужно направлять на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, воспитатель предлагает: «Давайте и мы погладить белье нашим куклам! Где у нас утюг?». Так в  сознании детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Когда малыши научатся выполнять несколько связанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям общее название. Например, девочка, играя с куклой, смазывает ей руку лекарством, ставит градусник. Педагог подсказывает: «Ты лечишь куклу».

Теперь можно начать вводить в игры понятные детям роли. Педагог фиксирует внимание ребенка на сходстве его действий с действиями взрослых: « Ты, как доктор, лечишь». До игры или в начале ее предлагает малышу: « Доктору нужен белый халат, возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор». Так воспитатель формирует у детей начальные навыки ролевого поведения; учит их связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли.

Конспекты сюжетно – ролевых игр

«Кукла Маша у нас в гостях»

Программное содержание:

- закрепить знания детей о чайной посуде

- Активизировать их речь

- формировать навыки поведения за столом, общения с гостей

-  воспитывать приветливость, заботливость.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления – чаепития куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, придвинуть стул.

Ход игры. Игра проводиться в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает, что кукла Маша обещала сегодня прийти в гости.

Воспитатель. Как мы встретим Машу?

Саша. Скажем: «Здравствуй!»

Воспитатель.  Да, скажем «Здравствуй, Маша!».  И сделаем поклон головой (показывает).  А как мы предложим Маше стул? Посмотрите, дети, как нужно предложить стул. Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Маша, пожалуйста».

Раздается стук в дверь.  Няня вводит большую куклу Машу. Маша здоровается. Дети отвечают так, как показывал воспитатель.

Воспитатель. Сашенька, предложи, пожалуйста, Маше стул.

Саша с готовностью несет стул и говорит: « Садись, Маша, пожалуйста!»

Воспитатель.  Мы рады , Маша, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Машу чаем!

Саша. Маша, чай пить!

Воспитатель. Нужно сказать: «Садись, Маша, чай пить».

Саша повторяет приглашение, Маша благодарит.

Воспитатель. Катя, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку. Коля, расставь, пожалуйста, посуду на столе.  Налей кукле Маше чай из чайника. (Коля наливает).  А чем мы будем угощать куклу? Конфетами и печеньем. (Катя ставит тарелку с угощением перед куклой).

Кукла Маша пробует чай, и он ей кажется невкусным.

Воспитатель. Маша, почему тебе не нравится наш чай?

Маша. Он несладкий.

Воспитатель. Дети, а что мы забыли поставить на стол? Правильно, сахарницу. Коля, положи кусочек сахара в чашку Маша. (Коля  выполняет просьбу воспитателя). Молодец. Маша, а сейчас вкусный чай?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный сервиз входит сахарница – посуда для сахара.

Кукла Маша благодарит детей за угощение и приглашает тоже попить чай с конфетами и печеньем. Все дети садятся за стол и пьют чай. За столом воспитатель напоминает, какую посуду необходимо приготовить для чая. После чаепития Маша прощается с детьми и уходит.

   

«Кукла Лена обедает»

Программное содержание:

  - закрепить знания детей о столовой посуде;

  - активизировать их речи;

 - воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые действия. Отобрать предметы, относящиеся к столовой посуде. Накрыть стол к обеду.

Ход игры.

Игра проводиться в игровом уголке. На столе, поставленном в стороне, стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Лена сидит за столом.

 - Дети! Лену надо покормить обедом, - говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла. – А здесь стоит посуда, - указывает на другой стол. – будем играть так: на стол нужно ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки – грозят пальчиком.

 - Вова, что ты поставишь Лене на стол?

 - Я поставлю вот это.

  - Как это называется?

  - Тарелка для супа, глубокая.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит перед куклой тарелку. По просьбе воспитателя другие дети находят таким же образом все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелку глубокую и мелкую, ложку, вилку, чашку. Правильно их называют и расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками.

В конце игры воспитатель просит детей пожелать кукле Лене приятного аппетита, а после обеда предлагает одному из детей убрать все со стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Сюжетно-ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста

На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым действ...

Сюжетно-ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста

На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым действ...

Сюжетно-ролевая игра - в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социаль...

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте....

Сюжетно-ролевые игры в системе воспитания детей раннего возраста

Статья об особенностях сюжетно-ролевых игр детей раннего возраста...

«Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

Организации сюжетной игры в детском саду и её роль в формировании элементарных представлений об окружающем мире. Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важ...