Главные вкладки

    Сюжетно-ролевая игра - в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста
    консультация (старшая группа) на тему

    Гордеева Ирина Юрьевна

    Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социальные отношения между людьми. Для каждой творческой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Все многообразие детских игр можно разделить на две большие группы:

    Сюжетно – ролевые

    Игры с правилами

    Сюжетно – ролевые игры

    Игры на бытовые темы.

    Игры с производственной тематикой.

    Игры с использованием строительного материала, конструкторов.

    Игры с природным материалом (с песком, водой, снегом)

    Игры с общественно – политической тематикой.

    Театрализованные игры.

    Игры – забавы и развлечения.

    Игры с правилами

    Дидактические:

    Игры с предметами и игрушками

    Словесные дидактические игры

    Настольно – печатные игры

    Музыкально – дидактические игры

    Подвижные:

    Сюжетные

    Бессюжетные

    Игры с элементами спорта

    Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социальные отношения между людьми. Для каждой творческой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

    Игры с правилами – группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, и четко установленные правила. В них заранее последовательность действий.

    Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. При создании ребенком игрового образа требуется работа воображения, проявление творчества. Это роднит игры с правилами с творческими. Однако есть и существенное различие в их характере: в сюжетно – ролевой игре ребенок сам устанавливает правила в зависимости от роли, которую он выполняет так, как понимает ее и какие имеет знания; в играх с правилами строго следует готовому сюжету и четко установленными правилами.

    Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические и подвижные. Основная задача дидактических игр – умственное развитие ребенка, обучение знаниям, подвижных – совершенствование движений, развитие двигательной активности. Но это не значит, что подвижные игры могут использоваться только с целью физического воспитания, а дидактические – умственного развития. И те и другие способствуют развитию мышления, воображения, воли, совершенствованию физических качеств.

    У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать.

    Появляется желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью. Детей привлекает красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры они успешно используют свои технические умения. Могут договориться о теме игры, без конфликтов распределить между собой роли.

    Появляются игры более сложные как по содержанию и использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Постепенно развиваясь и усложняясь, они могут длиться неделю, две, месяц и т. д. в игре ребенок не просто воспроизводит жизнь, копируя ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев он вносит элемент творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов.

    Руководство длительной игрой имеет свою специфику. Это объясняет прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянного развития и усложнения содержания. Следовательно, чтобы поддержать интерес детей в игре, воспитатель должен постоянно давать им новые, конкретные знания.

    Наиболее полно и ярко раскрыть ребенку игровой образ помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.

    Длительные сюжетно – ролевые игры могут развиваться тогда, когда у детей сформированы умения играть большими группами, совместно добиваться поставленной цели, что означает умение выбрать тему, подобрать необходимые средства для отображения и развития замысла, распределить роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, определить правила и четко их выполнять и т. д. Кроме того, дети должны обладать конструктивными умениями и навыками.

    Увлекательная, сложная по содержанию игра удовлетворяет любознательность детей, их интерес к окружающей жизни.

    Воспитатель своими советами, вопросами, рассказами должен помочь детям соотнести новые знания с уже имеющимися, выработать самостоятельные решения по развитию сюжета игры.

    Руководство воспитателя в игре не должно подавлять инициативу и творчество детей, а, наоборот, всячески способствовать их развитию. Педагог, играя с детьми, является старшим другом, партнером, помогает использовать в игре знания, полученные на занятиях, при

    выполнении индивидуальных заданий и поручений; побуждает к взаимопониманию, чуткости, справедливости, дружескому участию и т. д.

    Воспитание творчества в игре – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Оно включает в себя влияние на его ум, характер, чувства. На основе рассказов взрослых, радио- и телепередач, чтения книг дети мысленно создают сюжеты самых разнообразных игр. «Путешествие в Антарктику», «Путешествие на атомоходе к Северному полюсу» и др.

    «Игра имеет важное значение в жизни

    ребенка, имеет то же значение, какое у

    взрослого имеет деятельность, работа,

    служба. Каков ребенок в игре, таким

    во многом он будет и в работе, когда вырастет.

    Поэтому воспитание будущего деятеля

    происходит, прежде всего, в игре… »

    А. С. Макаренко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей младшего дошкольного возраста".

    Материал предназначен для воспитателей, работающих с детьми 3-4х лет. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически р...

    Развивающие игры по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально-практическим путём, т.е. через игру....

    Игры по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста  - это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формрование психологической готовности, ответственного отношения к тр...

    Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

    Роль игры в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    Игра в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста....

    «Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....