Формирование навыков безопасного поведения на занятиях по речевому развитию
консультация (подготовительная группа) по теме

Патрушева Алла Даниловна

Консультация для педагогов ДОУ содержит принципы педагогической работы, содержание обучения по правилам безопасного поведения на дороге

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения на занятиях по речевому развитию.

        Всем известно, что навыки и умения, сформированные в детстве, остаются на всю жизнь. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

        Современный детский сад осуществляет образовательную деятельность на  основании приказа Минобрнауки  России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».         Знакомство с основами безопасного поведения на улице осуществляется во всех видах детской деятельности. В образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

        Подробнее хотелось бы остановиться на формировании навыков безопасного поведения на занятиях по речевому развитию.

Цель  работы:

 - формировать у детей умения и навыки,  приобщать дошкольников к правилам безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде;

В своей педагогической деятельности мы опираемся на основные принципы, сформулированные кандидатом педагогических наук, главным научным сотрудником НИИ центра проблем безопасности дорожного движения МВД России Козловской Е.А.

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития.
  2.  Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребёнка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребёнка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребёнку опасной)
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать умение правильно воспринимать и анализировать дорожные ситуации, показывать конкретные действия по выходу из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции, самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Содержание обучения правилам безопасного поведения на дороге обеспечивается реализацией задач:

  1. Приобщать ребёнка к наблюдению за дорожной обстановкой и предвидению опасных ситуаций, к умению избегать их, либо выходить из них с наименьшим вредом для себя или окружающих.
  2. Формировать наблюдательность, внимание и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.
  3. Развивать важнейшее для пешехода умение видеть и слышать.
  4. Знакомить детей со значением дорожных знаков, учить понимать схематическое изображение знаков дорожного движения для правильной ориентировки на дорогах и улицах.
  5. В доступных  ребёнку художественных средствах формировать своё видение безопасного движения на улицах и дорогах.
  6. Расширять словарный запас.
  7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения во время передвижений по городу.
  8. Способствовать сохранению здоровья дошкольников, посредством ознакомления с правилами безопасного поведения.  

На логопедических занятиях я, как учитель – логопед решаю следующие задачи:

- Развивать представления о разнообразных видах транспорта;

- Закрепить правила поведения ребёнка как пешехода и пассажира общественного транспорта;

- Учить правильно действовать в различных дорожно-транспортных ситуациях и предвидеть последствия собственных действий;

- Продолжать формировать представления об окружающей детский сад местности;

- Формировать умения передавать при помощи речи знания правил безопасного поведения в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

В нашем дошкольном учреждении образовательный процесс,  по данному направлению работы с детьми, состоит из трёх видов деятельности:

  1. Регламентированные занятия с педагогом (обучение теоретическим знаниям)
  2. Практическая отработка совместно со взрослыми умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Этому способствуют наличие учебно-игрового комплекса на участке детского сада, дидактические игры, игры – драматизации.
  3. Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, решение ситуативных задач, дидактические и режиссёрские игры)

Логопедические занятия строятся по тематическому признаку. При прохождении с детьми каждой лексической темы я и воспитатель логопедической группы стараемся уделять внимание правильному, безопасному, уверенному поведению на улицах города.

Таким образом, воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий по рисованию, конструированию, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных ситуаций.

Работа педагогов ДОУ должна быть направлена не столько на обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их кстати, хорошо должен знать сам педагог)  сколько на формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения «Правила поведения в транспорте и на улице»

1. Учить детей правилам поведения в общественном транспорте.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах, на улице.3. Учить детей быть осторожными, помочь запомнить и выполнять...

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста "Петрушка на улице"

занятие по ознакомлению с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте....

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»

Методическая разработка по формированию навыков безопасного поведения на улице у детей раннего возраста.Конспект игрового занятия в группе раннего возраста « На машинке по дороге едем»...

Выступление «Развитие речи детей посредством сказки при формировании навыков безопасного поведения дошкольников»

Выступление к презентации Тема: «Развитие речи  детей  посредством сказкипри формировании навыковбезопасного поведения»...

Презентация " Формирование навыков безопасного поведения через художественно эстетическое развитие"

ФОбеспечение безопастности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ. ПРи этом важно не просто оградить малыша от опастностей, а научить его, подготовить к встречи с ними....

Проект на тему : "Формирование навыков безопасного поведения на улице, детей с задержкой психического развития."

Познакомить детей с правилами  дорожного движения, формировать умения применять знания ПДД на практике....