Формирование у детей представлений о противопожарной безопасности
консультация (средняя группа) по теме

Тазалова Наталья Александровна

Формирование у детей представлений о противопожарной безопасности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35

Консультация

Тема:  Формирование у детей представлений о противопожарной безопасности

                                                                            Подготовила:

                                                                         воспитатель

                                                                             Тазалова Н.А.

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=793199411-31-72&n=21

http://festival.1september.ru/articles/568275/img2.jpg

Арзамас, 2012

   Актуальность предложенной темы обусловлена тем, что по данным статистики органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники. Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «обязательное обучение детей дошкольных образовательных учреждений и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой». В соответствии с этим в детских садах детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные знания по пожарной безопасности. Однако в ДОУ еще не достаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности. Со стороны родителей наблюдается недостаточно серьезное отношение к данной проблеме, они мало обучают детей правилам пожарной безопасности. Более того, разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой, которую нередко дети приносят с собой даже в детский сад. Природная любознательность малышей приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей  дошкольного возраста к основам пожарной безопасности; сформировать навыки безопасного поведения дошкольников в быту; обучить правильным действиям в пожароопасных ситуациях.                                                

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:                                              - формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности;

- формировать основы пожарной безопасности у дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»;

- формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем;

- воспитывать у детей ответственное отношение к своей безопасности;

- распространить педагогические знания о правилах пожарной безопасности среди родителей.

 Для решения поставленных задач использовались разнообразные формы работы как с детьми, так и с родителями: создание предметной среды в группе для организации деятельности (художественная литература, иллюстрации, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, настольно-печатные и дидактические игры, номера телефонов экстренных служб); НОД по ОБЖ; экскурсии; встречи с сотрудниками службы пожарной охраны, музея; праздники и развлечения; викторины и соревнования; организация игр; конкурсы рисунков; создание наглядного материала для родителей; проведение семинаров-практикумов по типу круглого стола; проведение родительских собраний; организация совместных досугов.

В ходе работы применяются  комбинирование традиционных и нетрадиционных методов работы: игры (сюжетно-ролевые, обучающие, настольно-печатные, режиссерские и др.); решение проблемных ситуаций; игры-драматизации по литературным произведениям; просмотр мультфильмов; макетирование; моделирование; экспериментирование; продуктивные виды деятельности; культурно - досуговая деятельность и др.

 Работа по формированию основ пожарной безопасности строилась на основе: программы «Безопасность» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.), «Сценариев по пожарной безопасности для дошкольников» (И.В. Кононовой); методических разработок Т.В. Ивановой «Пожарная безопасность»; разработки занятий по пожарной безопасности для средней, старшей и  подготовительной группы; Т.А. Шорыгиной «Беседы о правилах пожарной безопасности»; Л.П. Молодовой «Беседы с детьми о нравственности и экологии», О.В. Чермашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации».

Работа проводится в три этапа: 1-й – в средней группе, 2-й – в старшей группе, 3-й – в подготовительной к школе группе.

На первом этапе (средняя группа) у детей был сформирован интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого в группе создана предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Совместно с родителями в группе можно предложить изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Пожарная дружина», «Спасатели». В группе организовать  библиотеку «Пожара страшнее на свете ничего не бывает, дети!», где собрана детская художественная литература по ознакомлению детей с правилами  пожаробезопасного поведения» (С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И. Чуковский «Путаница», Чудо-дерево»,  С. Михалков «Дядя Степа»,   Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» и др.). Совместно с родителями можно создать видеотеку с мультфильмами («Кошкин дом», «Приключения Болика и Лелика», «Пожар», «Краденое солнце», «Путаница», Мультфильм про обезьянок, «Обезьянки, вперед!» и др.); сшить костюмы и изготовить атрибуты для игр-инсценировок, подвижных игр, составить картотеку подвижных и дидактических игр.

 Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включается в календарный план, знания и умения детей закрепляются в свободной деятельности через различные игры («Пожар», «После пожара» и т.д.), театрализованную и изодеятельность.

Организация образовательной деятельности сопровождается показом картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Напоминание, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, показывался макет спичечной коробки со спичками, объяснялось их устройство и назначение. Работа строится так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес. Обязательно нужно приводить примеры, когда игра с огнем завершалась бедой. Особенно действенными являются рассказы из жизни знакомых детей. Так, например, история про мальчика, который играл со спичками в своей комнате и пытался развести костер под столом. К счастью мама оказалась дома, она готовила обед на кухне и вовремя почувствовала запах дыма. Но последствия этих игр все равно были: сгорела скатерть на столе и ковер, а мальчик очень сильно испугался и больше никогда не играл со спичками. Данная ситуация была подробно разобрана с детьми, обсудили вариант «Что могло бы произойти, если бы мамы не оказалось дома?». Ответы детей были очень разнообразны, но все они говорили о том, что если бы мамы не было дома, то, несомненно, пожара не миновать! Использование данного приема позволяет подвести детей к выводу о том, что «Спички детям не игрушка!» В средней группе так же организуется образовательные ситуации по ознакомлению с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появляется стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных условиях.

На втором этапе (старшая группа) у дошкольников формируются основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!» Зная, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, необходимо не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях». Для этого организуется не только НОД по ОБЖ, но и НОД по ознакомлению детей с трудом, например, повара, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей: личностные качества – дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание; определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

 В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей.

Для проведения сюжетно-ролевых игр должны быть изготовлены игрушки-модели: утюги, газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Как мальчики, так и девочки с большим удовольствием играют в «Пожарных», «Спасателей», «МЧС», придумывая самые непредсказуемые сюжеты: «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Пожар в джунглях», «Спасение попавших в пожар» и т.д. Накопленные ими знания по пожарной безопасности помогают ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и интересной.

Особой популярностью среди детей пользуются просмотры мультфильмов про любимых героев, попадавших в экстремальные ситуации. Как показали результаты проводимых после просмотров бесед, дети не просто смотрели «мультики», но и высказывали свои переживания за героев, давали им советы по безопасному поведению.

 В подготовительной к школе группе детей знакомят с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарных.

Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара необходимо расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются яркие выразительные плакаты и открытки. Дети знакомятся с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода организуются дидактические игры, в ходе НОД детей знакомят с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

На данном этапе эффективны такие методы работы как беседы, тренинги, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту. Эта тема находит отображение в процессе организации НОД по изобразительной деятельности.

     Содержание педагогической деятельности по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда соответствует возрастным особенностям детей и не содержит «шоковой» информации.

 При планировании работы по данной проблеме используются формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу. (Рассматривание картин, фотографий, мультфильмов, игровые методы).

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствует формированию навыков поведения в быту. Особое внимание уделяется составлению рассказов на противопожарную тематику с началом или концом, предложенным педагогом. Предлагались так же темы будущего рассказа в виде поговорок. Например, «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла…». Получившиеся рассказы инсценируются. Роли дети исполняют самостоятельно или с помощью кукол.

Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении. По словам Арнаутовой Е.П. «Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему : ,, Значение ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности в дошкольном возрасте". (из опыта работы)

В статье рассказывается об опыте работы по ознакомлению детей с правилами противопожарной безопасности ....

Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по формированию  у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников...

Статья «Формирования у детей представлений о безопасности жизни и здоровья, через знакомство их с правилами поведения в доме (в быту)».

Статья знакомит педагогов с моим опытом работы по формированию у детей представлений о безопасном поведении в доме. В статье раскрываются и предлагаются к использованию нетрадиционные формы работы, ко...

Перспективное планирование по методической теме: «Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников» на 2018– 2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме:«Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников»на 2018– 2019 у...

Семинар-практикум октября 2021 г. Тема: «Система работы по формированию у дошкольников представлений о основах безопасности жизнедеятельности»

laquo;Везде, где есть жизнь, есть и опасность.»Эмерсон   (американский поэт, писатель, философ, общественный деятель) Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

«Формирование у детей представлений о правилах пожарной безопасности»

laquo;Формирование у детей представлений о правилах пожарной безопасности»   Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила провести углубленную работу по развитию знаний По...