Пальчиковая гимнастика в работе с детьми
статья (младшая группа) по теме

Маркова Надежда Григорьевна

Особенность работы с детьми раннего возраста является неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пальчиковая гимнастика29 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковая гимнастика в работе с детьми»

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию.

В своей работе с детьми я использую следующие упражнения и игры:

1. На основе развития движений рук «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Чудесный мешочек» и др. Также я использую для развития мелкой моторики шнуровки, застежки, мозаику. Эти игры и упражнения дети могут выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). Также можно использовать упражнения, которые позволяют детям изображать предметы мебели, диких и домашних животных, птиц и т.д. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях использую - разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Водичка, водичка» - движение, как при мытье рук.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук.

Я включаю пальчиковую гимнастику в режим дня. Например, ее можно провести утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально во время утренней гимнастики. А также перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, погремушка, кубик и др.). Детям предлагается «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. Если детям предлагается комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок». Перед обедом используется «Помоем руки под горячей струей воды», «Водичка, водичка». На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами  предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.

Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми (из опыта работы)

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и ...

Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОНР 3 степени. (из опыта работы)

В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей, так как в настоящее время значите...

Рекомендация для воспитателей «Возможности пальчиковой гимнастики в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

В статье представлен каротека  тематических пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...

Сообщение из опыта коррекционной работы на тему «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями  в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды...