Учимся играть
статья по теме

Козырева Наталья Леонидовна

Игра основное средство воспитания и развития ребенка с самого раннего возраста. Родители зачастую не умеют правильно  играть со своим ребенком. А ведь игра может и должна проходить через всю деятельность малыша.  Статья поможет научить родителей играть с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учимся играть40 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся играть

В соответствии с ФГОС в дошкольном образовании на первое место в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста выходит игровая деятельность, т.е. различные игры.

  Недаром Организация Объединенных Наций в Декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре развивается память, воображение, мышление, речь. В игре ребенок как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами.

  Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, подобно, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

   В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

    Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.

Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

Еще мудрый В. Даль предупреждал о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек.

Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой вызывает к жизни встречную активность ребенка в самовоспитании.

Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности, “активный принцип”, «содержательная функция со многими гранями смысла». Она должно строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у дошкольников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к игре и сама игра способствуют развитию у детей фантазии, выявлению различных способностей: они  пробуют себя в различных ролях.

Каждая игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.

Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых.

 Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток, клещи; со старшей сестрой он может мыть пол и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.

Игра – волшебное средство в руках умелых родителей, которое даже самого капризного и упрямого ребенка способно сделать послушным.

Сразу вспоминается известный заведующий детским садом из художественного фильма «Джентльмены удачи». Целая группа детей отказывалась завтракать. Дети капризничали, перед остывающей кашей. Но как только комната была представлена воспитателем космическим кораблем, а обыкновенные ложки – космическими, каша была быстро и с удовольствием съедена всеми «членами экипажа», отправляющимися в полет.

  Часто и в жизни можно наблюдать картину, когда молодая мама тычет ложкой в закрытый рот ребенка, который всевозможным образом изворачивается, так как нет никакой возможности сбежать или ругает ребенка, который отказывается кушать суп.. Разве может быть толк от еды, которую  заставили съесть через силу?

 

  А стоит превратить ложку в летающий самолетик или поезд из Ромашкино, а рот – в открывающиеся ворота, как высохнут слезки, малыш перестанет изворачиваться, и «ворота» готовы будут с радостью «отворяться» для новой порции еды.

 
Ребенок не любит убирать за собой игрушки! Его просят, убеждают, а  он не хочет.

Достаточно придумать сюжет и превратить уборку в игру и тогда малыш сделает все сам  без принуждения.

  К сожалению, сегодня не все родители играют со своими детьми, или делают это не всегда верно. Зачастую пугают не только  сами игры, но и атрибуты игры, ее герои. Это и подтолкнуло на проведение серии собраний и практикумов, посвященных различным играм с целью повышения родительских компетенций в деле воспитания детей.

Задачи ряда этих мероприятий заключаются в следующем:

1. Показать родителям значение совместных игр для развития ребенка;

2. Пробуждать интерес родителей к совместным играм с детьми;  

3. Ознакомить родителей с традициями и формами игрового досуга.

 Родительские собрания, а затем практикумы, проводятся в течение года  с октября по апрель для родителей группы. Так же возможны подобные консультации-практикумы и для педагогов.

 1этап:

Анкетирование родителей:

Анкета содержит вопросы позволяющие определить, во что играют дети и играют ли с ними родители

2 этап:

Проведение вводного родительского собрания:

Показ фильма «Игры и игрушки». Беседа с родителями на тему: «В какие игры играют ваши дети». Перед аудиторией ставятся вопросы: «Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помните с детства?» (При этом родители делятся семейным опытом).

3 этап:    

Проведение собраний посвященных различным играм. Например:

Родительское собрание на тему «Интеллектуальные игры»

  1. Рассказ воспитателя о том, какие виды игр относятся к данной категории, и насколько они важны для развития ребенка.
  2. Работа родителей в микро группах. Родителям раздаются игры, они знакомятся с их содержанием и самостоятельно проигрывают их в группах.
  3. В течение следующего месяца родители приходят в группу и играют в эти игры с детьми под руководством воспитателя.

Также родительские собрания из данного ряда посвящаются другим играм, таким как: дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские и т.д.

        После проведения собрания и практикумов в нашей группе силами родителей и педагогов оформляется выставка: «Играем вместе с детьми».

4 этап:

При проведении праздников, досугов, утренников родителей непременно стоит мотивировать играть вместе с детьми.  

Из моего практического опыта: при проведении досуга посвященного Дню Защитника Отечества папы с огромным интересом соревновались с детьми в эстафетах, в перетягивании каната, т.е, играли в подвижные игры, а затем приняли участие в игре «Найди свой портрет», где должны были применить свою смекалку и догадливость.

А организованная фотовыставка «Мой папа» позволила малышам гордиться своими родителями.  Восторгу детей не было придела, когда они находили на фотографиях своих родителей и комментировали, что они делали на празднике.

  Цель подобных мероприятий – сближение детей и родителей, ведь зачастую у родителей просто не хватает времени на своих детей. Вечера досуга способствуют укреплению семейных отношений, дают возможность пообщаться со сверстниками своего ребенка, а также с другими родителями, обменяться опытом, вспомнить собственное детство.

 Мы считаем, что данная форма работы (проведение родительских собраний, практикумов, и привлечение родителей для участия в играх на праздниках, утренниках, досугах) поможет детям, родителям и педагогам успешно сотрудничать и лучше узнать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...