Программное обеспечение по программе "От рождения до школы"
календарно-тематическое планирование по теме

Планирование воспитательно - образовательног опроцесса по программе "От рождения ддо школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_dlya_grupp_2013-2014.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.

При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Педагоги оформляют пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малышей: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Нормативные и научно-методические материалы задают общие стратегические характеристики развивающей среды в детском саду.

Рассмотрим основные характеристики предметной среды для групп раннего детства.

Разнообразие.

Наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.

Оптимальная насыщенность.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду. Тезис «много значит хорошо» в данном случае неверен. Не допускайте перенасыщения, калейдоскопичности среды, это так же вредно для развития ребенка, как и скудость среды.

Стабильность.

Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место.

Доступность.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы).

Эмоциогенность.

Обеспечение индивидуальной комфортности, психической защищенности и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции).

Зонирование.

Построение непересекающихся игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).

ИГРОВОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА

Материалы и оборудование для развития двигательной активности
(первая младшая группа)

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая много разнообразных движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность в этом возрасте связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определенные усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики имеет возникновение сюжетной игры. Однако наблюдения показывают, что часто при этом малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер. Так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и другими выполняются главным образом в процессе сидения, стояния или ходьбы.

Движения ребенка 3-го года жизни еще недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении двигательной активности значительную роль у малышей играет способность подражать знакомым образам, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Можно наблюдать, как ребенок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, прыгает с зайчиком, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д. Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное – многократно самостоятельно повторять действия, при этом они ощущают огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2–3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты. Например, ребенок берет обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берет зайку, мишку и т. п. и опять кладет их в свой «домик» и т. д. Другой малыш может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из веревки, скакалки дети способны также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, используя при этом такие действия, как перешагивание, подлезание.

Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т. д.). Для педагога важно находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью малышей следует обращать внимание на то, чем они заняты, и в случае необходимости переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом.

Двух-, трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому их чаще надо привлекать к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес малышей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (установка нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).

Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 2 до 3 лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности, необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.

Размещение физкультурного оборудования.

В групповой комнате следует освободить место и соответствующим образом расположить там оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их самостоятельно делать все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10–15 см), на который можно встать и взять интересующий предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчика, мишку, лисичку) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, по очереди. Мелкие пособия нужно держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

ПРИМЕРНЫЙ НАБОР ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Тип
оборудования

Наименование

Размер,  масса

Количество
на группу

1

2

3

4

Для ходьбы, бега, тренировки равновесия

Валик мягкий укороченный

Длина 30 см,

диаметр 30 см

2

Горка детская

1

Коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия)

180  40 см

2

Шнур длинный

100–150 см

1

Для прыжков

Мини-мат

Длина 60 см,

ширина 60 см,
высота 7 см

2

Куб деревянный малый

Ребро 15–30 см

5

Обруч плоский, цветной

Диаметр 40–50 см

5

Палка гимнастическая, длинная

Длина 150 см,

сечение 3 см

2

Шнур короткий, плетеный

Длина 75 см

5


Окончание табл.

1

2

3

4

Для катания,

бросания, ловли

Корзина для метания мячей

1

Мяч резиновый

Диаметр 10–15 см

10

Мяч-шар надувной

Диаметр 40 см

2

Обруч малый

Диаметр 54–65 см

5

Шарик пластмассовый

Диаметр 4 см

5

Для ползания

и лазанья

Лесенка-стремянка двухпролетная

Высота 103 см,

ширина 80–85 см

1

Лабиринт игровой (трансформер), ящики для влезания
(складирующиеся один в другой)

1

Для общеразвивающих упражнений

Мяч массажный

Диаметр 6–8 см

10

Мяч резиновый

Диаметр 20–25 см

10

Обруч плоский

Диаметр 20–25 см

10

Палка гимнастическая короткая

Длина 60–80 см

10

Колечко с лентой

Диаметр 5 см

10

Кольцо резиновое малое

Кольцо резиновое большое

Диаметр 5–6 см

Диаметр 18 см

По 10

Материалы и оборудование для развития
продуктивной деятельности
(первая младшая группа)

Здоровый, эмоционально благополучный ребенок третьего года жизни отличается большой активностью и стремлением к самостоятельности. Поэтому отсутствие условий для проявления детьми этой активности часто является, по мнению врачей, причиной нарушений состояния их нервной системы, а также, по мнению психологов, приводит к задержкам психического развития.

Свою активность и стремление к самостоятельности дети этого возраста могут успешно реализовывать в продуктивной деятельности. След, оставленный фломастером на бумаге, цветное пятно краски и составленные вместе кубики – это реальный продукт действий ребенка, который он видит сам, может показать другим и испытать чувство удовлетворения за свои достижения. Поэтому продуктивная деятельность, как и игра, является одним из самых любимых и наиболее развивающих занятий детей этого возраста. Кроме того, рисуя то, что его интересует и волнует, ребенок получает уникальную возможность выплеснуть на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе, что имеет терапевтический эффект и способствует его успокоению.

Кроме того, правильно подобранные материалы и оборудование во многом способствуют социально-личностному развитию детей – появлению и становлению у них целенаправленности, то есть способности ставить перед собой простые цели и реализовывать их в процессе деятельности. Дело в том, что появление целенаправленности происходит у детей этого возраста совсем не так, как у взрослых, которые начинают любое дело с постановки цели. Вначале ребенок просто манипулирует понравившимися ему материалами. Но вдруг у него что-то получилось (разложенные кубики напомнили дорогу, штрихи на бумаге – травку и т. п.). Малыш в своем сознании зафиксировал это, а затем смог вновь повторить конструкцию или нанести штрихи на бумагу. Через какое-то время он уже сможет сказать, что будет строить дорогу или рисовать травку, то есть осуществлять целенаправленную деятельность. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, педагоги должны позаботиться о наличии в группе множества привлекательных, разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной и конструктивной деятельности.

Размещение материала.

Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям. Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

Крупный строительный материал требует много места, поэтому его лучше разложить на стеллажах, на низко подвешенных полках, платформах где-нибудь в стороне от игрушек, рядом с ковром. Под полками или рядом с ними расставляются машины, которые дети используют в играх со строительными материалами.

Весь строительный материал раскладывается по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в их классификации.

Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки. Хорошо, если в корзинах окажутся маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые можно будет также использовать в конструировании.

Конструкторы лучше разместить на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям работать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться на ковре.

По окончании работы педагог побуждает детей к совместному складыванию материала в коробки, корзины.

МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Для рисования

Набор цветных карандашей (6 цветов)

На каждого ребенка

Набор фломастеров (6 цветов)

На каждого ребенка

Гуашь (6 цветов)

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые
№ 10–14)

По одной на двоих детей

Емкости для промывания ворса кисти
от краски

На каждого ребенка

Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм

На каждого ребенка

Подставка под кисти

На каждого ребенка

Бумага для рисования

На каждого ребенка

Для лепки

Глина, подготовленная для лепки

0,3 кг на каждого ребенка

Доски 20  20 см

На каждого ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие

По 1–2 шт. на каждого ребенка

Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, 30  30 см для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Готовые формы для выкладывания и наклеивания

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Строительный материал

Крупногабаритный напольный конструктор

Один набор

Игрушки (домашние и дикие животные, матрешки, машины и т. п.), сомасштабные строительному материалу

Оптимальное количество

Конструкторы

Пластмассовые конструкторы, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов

Два–три набора

Разнообразные модульные конструкции

Один набор из 8–10 модулей

Примечание. Чтобы лепка шла успешно, глину стараются правильно подготовить. Для этого сухую глину разбивают молотком и заливают водой так, чтобы верхний слой частично оставался сухим. Когда глина впитает воду, через день или два, ее, насколько возможно, перемешивают палкой и еще раз заливают водой, затем хорошо перемешивают руками, чтобы получилась густая однородная масса, похожая на тесто. Для детей младшей и средней групп всю подготовку глины выполняет воспитатель. Дети старшей и подготовительной групп сами принимают участие в ее подготовке, особенно на последнем этапе, когда глину можно перемешивать руками до образования однородной массы. Чтобы глина не пересыхала и была всегда готова к работе, ее держат в пластмассовом баке с плотно закрывающейся крышкой или в полиэтиленовом мешке, который плотно закрывают. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

В тех случаях, когда глина засорена кусками древесины, камнями или металлическими частицами, ее отмучивают. Делают это следующим образом. Глину дробят молотком, помещают в сосуд и заливают водой так, чтобы получилась жидкая масса. Затем берут другой сосуд и сливают в него все содержимое первого сосуда, пропуская всю массу через сито, решето или два слоя марли. Весь мусор, оставшийся в решете или марле, выбрасывают, а глинистую массу ставят в теплое место, на солнце, чтобы вода постепенно испарилась. Процесс отмучивания длителен, поэтому его проводят летом вместе с детьми на участке.

Материалы и оборудование
для развития познавательно-исследовательской деятельности
(первая младшая группа)

В возрасте 2–3 лет исследовательские действия ребенка встроены в предметно-манипулятивную деятельность. Ребенок находится во власти внешней ситуации, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности в основном должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т. п.), а также возможности освоения простых орудий, опосредующих человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К данному типу материала относятся: наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т. п. В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле исследовательской деятельности открывает оборудование для игр с песком и водой, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Для детей 2–3 лет необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие его на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2–4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2–3 событий или бытовых действий и т. п. Такой материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое – части) и временнх отношений (сначала – потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и различные образные игрушки – объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т. п. (см. далее в разделе «Материалы и оборудование для развития игровой деятельности»).

Размещение материала.

Материал размещается мозаично, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов (для исследования в действии) может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей (непосредственно перед началом их свободной деятельности). Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать у детей волны интереса к новым или немного подзабытым материалам.

ПРИМЕРНЫЙ НАБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Тип материала

Наименование

Количество
на группу

1

2

3

Объекты для исследования

Пирамидки (3–5 элементов), окрашенные в основные цвета

6 шт., разные

Напольная пирамида (из 6–7 элементов)

1 шт.

Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5–7 элементов)

8 шт.

Набор: грибочки-втулки на стойке (4–6 элементов)

4 шт.

Дидактический стол

1 шт.

Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы)

6–8 шт.

Матрешки (3 элемента)

5 шт., разные

Доски-вкладыши (с основными формами)

5 шт., разные

Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски)

1 шт.

 

Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине (4 цвета)

8 шт.

Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)

3 шт.

Набор кубиков с цветными гранями (4 цвета)

1 шт.

Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел

1 шт.

Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов)

10 шт.

Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)

3 шт.

Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны и т. п.)

10 шт.

Ящик для манипулирования со звуковыми эффектами

1 шт.

Набор для забивания: молоточек с втулочками
(пластмассовые)

2 шт.

Набор шумовых коробочек

1 шт.

Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки)

по 1–2 шт. каждого наименования

Мягконабивная игрушка (крупная напольная) из тканей разной фактуры

1 шт.

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2–3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания (черпачки, сачки)

1 шт.

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия (совочки, лопатки)

1 шт.

Образно-символический

материал

Наборы картинок для группировки, по 3–4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель

по 1 набору каждой тематики

 

Наборы парных картинок одной и той же тематики (предметных) для сравнения

10 шт., разные

Наборы парных картинок типа «лото» (из 2–3 частей), той же тематики

5–6 шт., разные

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2–4 части

3 шт., разные

Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой

10 шт., разные

Серии из 2–3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации)

10 шт., разные

Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку, – сказочной, социобытовой) крупного формата

20–30 шт., разные

Материалы и оборудование для развития игровой деятельности
(первая младшая группа)

Материалы для сюжетной игры.

Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет (еще только овладевающих условным замещающим действием, подражающих в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» – игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта – грузовики (деревянные и пластмассовые, в которые ребенок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колесиках, тележки и т. п.

Все эти игрушки для детей до 3 лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или большой кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стулья), кухонный шкафчик, кухонная плита и т. п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи в игре детей 2–3 лет занимают очень важное место, особенно куклы. Они также должны представлять собой прототипические по облику игрушки, крупные и средние по размерам (далее, говоря о размерах игрушек-персонажей, мы будем иметь в виду примерно такие градации: крупная – 35–50 см, средняя – от 10 до 30 см, мелкая – от 5 до 10 см). Прототипичность куклы заключается в том, что основные черты человеческого существа даются в наиболее общем виде. Кукла для ребенка до трех лет – это в известном смысле подобие его самого: голыш с обобщенными «детскими» чертами лица, одетый в простую детскую одежду (как одевают девочек и мальчиков до трех лет). В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребенка (а не замещает активного партнера по игре). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит, поит, купает, укладывает спать и т. п.). Именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: она должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и «вести» рядом с собой.

Большое значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют мягкие игрушки-персонажи – подобия животных. Как и куклы, для детей раннего возраста мягкая игрушка-животное должна быть прототипической: задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они антропоморфны – имеют строение человеческого тела (игрушку можно, как куклу, усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку). Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий. Помимо этого, мягкая антропоморфная игрушка становится ему другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет свое значение до конца дошкольного детства.

Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и самостоятельной игры ребенка. Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллелепипеды). Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр., как сиденья в них, для устройства кроватей для кукол и т. п. Кроме того, целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.

Для игр детей 2–3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3–4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок – ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут «жить» мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой «дом» дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных «поездок»: автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, передвижных ящиках на колесиках, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов, и т. п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Материалы для игры с правилами.

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок овладевает элементарным действием по правилу (осуществлять одинаковые действия одновременно или поочередно с другими участниками игры). Это только предтеча игры с правилами. Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары с воротцами, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ

Тип материала

Наименование

Количество

на группу

1

2

3

Игрушки-персонажи

Куклы крупные (35–50 см)

5 шт., разные

Куклы средние (25–35 см)

5 шт., разные

Мягкие антропоморфные животные, крупные
(35–50 см) и средние (25–35 см)

8 шт., разные

Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15–20 см)

15–20 шт., разные

Звери надувные, крупные

2–3 шт., разные

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной)

2–3 шт.

Набор кухонной посуды (крупной)

2–3 шт.

Миски (тазики)

3 шт.

Молоток (пластмассовый)

1 шт.

Набор овощей и фруктов (объемные – муляжи)

1 шт.

Комплект постельных принадлежностей для кукол

3 шт.

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

2 шт.

Тележка-ящик (крупная)

2 шт.

Звери и птицы на колесах (каталки – с палочкой или со шнурком)

5 шт., разные

Автомобили с открытым верхом (крупные
и средние)

5 шт., разные

Кукольные коляски, соразмерные куклам
(складные)

2 шт.

Конь (или другие животные) на колесах / качалка

1 шт.

Телефон

2 шт.

Ведерки

5 шт.

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

1 шт.

Кукольный стул (крупный)

4 шт.

Кукольная кровать

2 шт.

 

Кукольный диванчик

1 шт.

Шкафчик для кукольного белья

1 шт.

Кухонный шкафчик (соразмерный ребенку)

1 шт.

Кухонная плита (соразмерная ребенку)

1 шт.

Ширма – остов домика

1 шт.

Складной остов автобуса (вагончика) с рулем

1 шт.

Полифункциональные

Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллелепипеды)

6 шт.

Ящик с мелкими предметами-заменителями

1 шт.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИГР С ПРАВИЛАМИ

Тип материала

Наименование

Количество
на группу

Для игр на ловкость

Шар и воротца (набор)

2 шт.

Желоб для прокатывания шаров и тележек

1 шт.

Мячи (разного размера)

7 шт.

Требования к организации музыкального уголка
в первой младшей группе

1. Ударные музыкальные инструменты: погремушки, бубны, шумелки.

2. Картинки к песням, исполняемым на музыкальных занятиях.

3. Атрибут-игрушки (исполнение на музыкальных занятиях в играх, плясках, песнях).

4. Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки, шумелки, стучалки.

5. Магнитофон.

Требования к организации уголка природы
в первой младшей группе

В повседневной жизни организуются наблюдения за растениями и животными уголка природы, дети привлекаются к выполнению индивидуальных поручений.

В уголке природы первой младшей группы рекомендуется иметь (примерный перечень): аквариум (педагог периодически приносит в группу для рассматривания золотую рыбку или карасика); растения (комнатные растения 4–5 видов по 2–3 экземпляра (на выбор педагога): бальзамин, фикус, хлорофитум, кливия, бегония); муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко); календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (картинки с изображением домашних животных; книги с иллюстрациями, на которых изображены животные); материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки для изготовления цветных льдинок, формочки для песка); материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное обеспечение нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Опыт работы дошкольного учреждения по реализации воспитательно-образовательной концепции нравственно-патриотического воспитания дошкольников от 3 до 7 лет....

Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошколь...

Программно - методическое сопровождения образовательного процесса, разработана по ФГОС на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» "Игры, направленные на развитие умений ориентироваться на плоскости"

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от...

Программно - методического сопровождения образовательного процесса разработанного по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. " Игровые методы и приёмы в формировании речи детей ОВЗ старшего дошкольного возраста "

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение...

Разработка программно – методического сопровождения образовательного процесса по программе « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой "Сценарий комплексного занятия по сюжетно – ролевым играм для детей 3 – 4лет «К нам пришли гости»

Игра - это самая естественная и любимая деятельность детей, поэтому данный конспект будет полезен не только для воспитателей, т.к. сюжетно – ролевая игра самый доступный способ воспитания, но и для ро...

Приказ о создании рабочей группы по внедрению программного обеспечения "Инженерная школа" в образовательный процесс

о создании рабочей группы по внедрению программного обеспечения "Инженерная школа" в образовательный процесс...