Занятие по экономике с воспитанниками подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Псарева Лариса Олеговна

Знакомство воспитанников с семейным бюджетом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekonomike.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

Детский сад № 169 общеразвивающего вида Калининского района городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

НА ТЕМУ «ХОТЬ СЕМИ НАМ ЁЩЁ НЕТ, ФОРМИРУЕМ МЫ БЮДЖЕТ»

                                                                                                    Разработала:

                                                                                                    Старший воспитатель

                                                                                                    Псарева Л.О.

г. Уфа - 2013г.

Интеграция: Познание, коммуникация.

Интегрированные цели: 

1. Образовательная цель: Ввести детей в мир экономических отношений; познакомить  с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия «больше- меньше», «слева - справа», «количественный счёт», «деление целого на части»; понимать отношения между целым числом и частью, частями целого, обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

2. Воспитательная цель:   воспитывать  у детей  мотивы труда и учения, добросовестного отношения к труду взрослых и положительное отношение к получению знаний.

3. Развивающая цель:  развитие у детей  мышления, через формирование умений делать обобщающие выводы и умения применять знания на практике.

 Тип занятия -  первый тип  (дети знакомятся с  новым материалом).

 Методы и приёмы: командные игры, наблюдение, выполнение по образцу, беседа.

Структура занятия

На экране слайд № 1 - изображение семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, большой и маленький брат)

Педагог: В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Ребята, кого вы сейчас видели на экране? (ответы детей)

Как этих людей можно назвать одним словом?

Дети: Семья

Педагог: У каждого из вас тоже есть семья. Из скольких человек состоит ваша семья и кто в неё входит? (ответы детей)

    Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Для этого нам с вами надо разделиться на две группы, потому что у нас будет две семьи. Состав семей мы можем определить с помощью фотографии. Кто кем будет в вашей семье вы решите сами.

Дети подходят к столу, на котором лежат фартуки для мам, галстуки для пап, бантики для малышей, платок для бабушки, очки для дедушки.

Педагог: (слайд № 2- изображение пяти домов: панельный пятиэтажный, деревянный одноэтажный, кирпичный девятиэтажный, деревянный двухэтажный, кирпичный пятиэтажный) У каждой семьи должен быть дом.

-Вы должны угадать, где ваш дом. Первая семья, ваш дом не деревянный и не пятиэтажный. Вторая семья, ваш дом третий слева.

- Теперь определим этаж, на котором живёт ваша семья.  Первая семья живёт ниже пятого, но выше третьего этажей.

Дети: На четвёртом этаже.

Педагог: Вторая семья живёт между шестым и восьмым этажами.

Дети: На седьмом этаже.

Педагог: Номер квартиры первой семьи меньше, чем 9, но больше, чем 7.

Дети: Номер 8.

 Педагог: Номер квартиры второй семьи на два больше, чем номер квартиры соседей.

Дети: Номер 10.

Семьи проходят за столы с цифрами, соответствующими номерами их квартир (8 и 10). На столах стоят пустые коробки и лежат 4 кошелька. У мамы с  папой - один кошелёк на двоих. (слайд № 3- изображение кошелька с деньгами)

Педагог: Давайте посмотрим, что лежит на столе. (ответы детей) Что лежит в корзинке?

Дети: Она пустая.

Педагог: Что находится в кошельке?

Дети: Деньги.

Педагог: Как деньги попали в кошелёк к маме и папе? (слайд № 4 - изображение работающих родителей) 

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

Дети: Они получили зарплату за свой труд.

Педагог: Как деньги оказались у бабушки? (слайд № 5 - изображение почтальон приносит пенсию бабушке)

Дети: Бабушка получила пенсию.

Педагог: А у старшего брата откуда деньги? (слайд № 6 - изображение студента со стипендией).

Дети: Он получил стипендию.

Педагог: А почему же у малыша кошелёк оказался пустой? (слайд № 7 - изображение играющего ребёнка).

Дети: Потому что малыш ещё маленький и не может сам зарабатывать.

Педагог: Ребята, а как вы считаете, может ли малыш в чём-то другом быть полезен своей семье?(слайд № 8 - изображение помогающего убираться ребёнка)

Дети: Он может помогать по дому.

Педагог: А как можно одним словом назвать все деньги, которые поступают в семью? (ответы детей)

   Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи.

Дети загадывают загадки и вспоминают поговорки:

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким... (Доход)

Доход не живет без хлопот.

Педагог: А теперь выньте деньги из ваших кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи. (дети выполняют задание)

 - А как вы считали - деньги из всех кошельков или каждый из своего? (ответы детей).

- Почему?

- Как вы считаете, какая семья поступила более верно? (ответы детей)

 Правильно, если люди живут вместе и называются одной семьёй, они должны пользоваться одним кошельком.

Педагог предлагает детям сложить все деньги в одну корзинку.

Педагог: Как мы можем назвать деньги, которые лежат в корзинке?

Дети: Доход семьи.

Педагог: А ещё эти деньги принято называть бюджетом семьи. Так из чего состоит бюджет вашей семьи?

Дети: Из зарплаты мамы и папы, пенсии бабушки и дедушки, стипендии брата.

Педагог: (слайд № 9 - изображение приехавщей тетей) Представьте такую ситуацию: к вам приехала жить тетя. Увеличится или уменьшится бюджет вашей семьи?

Дети: Увеличится, так как тетя будет тоже отдавать свою зарплату.

Педагог: Итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. Ребята, а для чего нам все эти деньги? (ответы детей) Правильно, чтобы их тратить, а на что мы будем их тратить? (слайд № 10 - изображающий продукты, одежду, телефон, обувь, игрушки и т.д.)

Педагог: Ни одна семья не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги, т.е. все, что мы тратим, называется расходом.

  Но расходы бывают разные: основные (на то, без чего обойтись нельзя) и не основные (на то, без чего вполне можно обойтись) (слайд № 11 - изображение видов расходов)

  А чтобы нам с вами лучше во всём разобраться, предлагаю поиграть в игру «Хочу- надо» (все подходят к столу, на котором стоят две коробочки и лежат предметные картинки. Педагог показывает картинки, дети называют предмет и кладут его в соответствующую коробочку, объясняя свой выбор: яблоко, велосипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, пальто, кукла, машина, карандаш, лимонад, коньки, майка, дом, магнитофон, обувь)

Педагог: А теперь я предлагаю семьям решить следующие проблемные ситуации.

1 ситуация. Ваша семья должна израсходовать:

- на питание - 4 тыс. руб.;

- купить дочке на день рождения юбку - 1 тыс. руб.;

- купить маме новые туфли - 2 тыс. руб.;

- заплатить за квартиру - 3 тыс. руб.;

- папа едет в командировку и берёт с собой - 1 тыс. руб.

(в итоге корзина пустеет. По мере того как педагог называет расходы, которые должна сделать семья, дети вытаскивают из корзины соответствующую сумму и кладут её на заранее приготовленный круг)

Педагог: Дочка захотела заниматься танцами, за обучение которым надо платить. Как найти выход из данной ситуации? (дети из обеих семей предлагают свои варианты решения проблемы)

2 ситуация.  Ваша семья должна израсходовать:

- на питание - 3 тыс. руб.;

- заплатить за квартиру - 3 тыс. руб.;

- заплатить за учебу в институте - 2 тыс. руб.

(в корзине остается ещё 2 тыс. руб.)

Педагог: А папе надо срочно отремонтировать машину. Это стоит 10 тыс. руб. Где взять недостающие деньги?  (дети предлагают свои варианты решения проблемы)

Педагог: И в заключение хочу рассказать вам сказку, а вы мне будете помогать.

    Подружились как-то лиса Алиса и кот Базилио, папа Карло, Буратино, и стали они жить вместе. И все у них получалось: кот Базилио и лиса Алиса на работу в харчевню ходили и получали за это ... (варианты ответов детей). Буратино учился в театральном институте. За учебу ему платят стипендию ... (варианты ответов детей).  Папа Карло не работает, сидит дома, ведет хозяйство и получает пенсию ... (варианты ответов детей). Как же мы можем назвать одним словом все денежки, которые получала семья Буратино?

Дети: Семейный бюджет

Педагог: А удавались друзьям все дела, потому что они были очень хорошими хозяевами и умело планировали свой семейный бюджет, вместе решали, какие расходы им нужно сделать. Я надеюсь, когда вы вырастите, вы тоже станете хорошими хозяевами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тренировочного занятия по баскетболу для воспитанников подготовительной группы

Группа: подготовительная группаЦель: Совершенствовать технические элементы игры в баскетбол.Задачи: Образовательные: Совершенствовать передачу и ловлю мяча 2 руками от груди, ведение мяча....

Интегрированное занятие педагога – психолога для воспитанников подготовительной группы. « И в музее оживает сказка».

Формирование  у детей позитивных моделей поведения в реальной жизни через сюжет сказки, русских народных пословиц....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну Экономика»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»...

Конспект индивидуального занятия для воспитанника подготовительной группы «Постановка звука [Ш]. Этап подготовительный»

Тема: Подготовительный этап к постановке звука [Ш] (занятие 2)Цель: подготовить органы артикуляции к постановке звука [Ш]Задачи:1. Развить органы артикуляции для постановки звука [Ш] и для постановки ...

Конспект занятия по экологии для воспитанников подготовительной группы

Конспект занятия по экологии для воспитанников подготовительной группыТема: «Путешествие колоска»Составила: Лобжанидзе Р.Р.Цель: познакомить детей со злаковыми культурами, из которых выпек...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика".

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика". Цель: Формирование у детей основ финансовой грамотности, ...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме: «Путешествие в сказочную страну Экономика»

Мы живём в материальном мире, и умение грамотно распоряжаться деньгами – это важный навык, которому мы должны обучать своих детей....