СОПРОВОЖДЕНИЕ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА
статья по теме

Коноплева Ольга Васильевна

В современной литературе дается немало определений понятия «агрессивность», тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия — это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития (О. Хухлаева).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Общение с агрессивным ребенком38.79 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Подборка материала из современных книг по детской психологии

В современной литературе дается немало определений понятия «агрессивность», тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия — это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью. Следует отметить, что полное отсутствие агрессивности может быть следствием некоторых нарушений развития (О. Хухлаева).

Те или иные проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка-дошкольника наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных  норм. В процессе развития личностно-смысловой сферы дошкольника, развития произвольности поведения проблема «детской агрессивности» разрешается.

Но вместе с тем, существует ряд факторов, которые объективно могут повлиять на закрепление агрессивной модели поведения.

Например, у детей с нарушениями психического развития в силу различных присущих им особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонения со стороны центральной нервной системы и пр.), особенностей их семей (семьи с агрессивной моделью поведения, так называемые неблагополучные семьи и пр.), такая форма поведения может закрепиться и, впоследствии, перерасти в устойчивую черту поведения.

В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения.

Одна из наиболее распространенных классификаций предложена , такими авторами, как А. Басс и А. Дарки. Они выделили пять видов агрессии:

  • физическая (физические действия против кого-либо);
  • вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
  • косвенная:

- направленная (сплетни, злобные шутки);

- ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.);

  • раздражение (вспыльчивость, грубость);
  • негативизм (оппозиционная манера поведения).

Э. Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу — появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.

О. Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:

1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.

2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.

А. А. Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессии:

  • направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя;
  • наблюдаемость — ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;
  • временные признаки, т. е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии;
  • пространственные признаки — в семье, детском саду, на улице и пр.;
  • по особенностям психических действий — физическая, вербальная. В агрессивных мыслях, чувствах и пр.;
  • по социальной опасности агрессивных действий:

1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности ребенка за собственное поведение;

2) делинквентные формы агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.

Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.

В имеющихся публикациях по проблеме агрессивности выделяются причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:

  • наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);
  • биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
  • некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
  • влияние социального окружения.

Остановимся более подробно на таком факторе проявления агрессии у детей, как влияние социального окружения.

Каким образом социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения? Для дошкольника значимыми являются три фактора:

1. Семья.

2. Окружающие дети.

3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.

  • Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку => вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.
  • Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания => уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям =>вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.
  • Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение => вседозволенность => проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.
  • Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
  • Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка, (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т. д. )=> у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения => проявления агрессии.
  • Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями... Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины» (цит. по: Р. Бэрон, Д. Ричардсон, с. 107).

Научаются агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения агрессивным действиям у сверстников — игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся и пр. Различные авторы подчеркивают, что многим детям нравятся шумные игры и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.

Кроме того, в дошкольном возрасте наиболее характерна реактивность или так называемая ответная агрессивность на действия сверстников. Часто агрессия может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо. Как уже было отмечено, на становление агрессивного поведения 'дошкольника оказывает влияние семейное окружение и особенности взаимодействия с другими детьми; но нельзя оставить без внимания и еще один фактор, который особенно в последние годы вызывает серьезную озабоченность и у родителей, и у педагогов, и у психологов. Это влияние средств массовой информации.

Американские социологи подсчитали, что в наиболее популярных телевизионных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие так или иначе фигурирует более чем в 60% анонсов телепрограмм (по данным, представленным Р Бэрон, Д. Ричардсон). Пока нет подобных социологических данных по России, но очень вероятно, что эта цифра не меньше.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей. Представляют интерес и данные, говорящие о том, что в результате проводимого эксперимента (Singer and Singer, 1|981) исследователи обнаружили значительную связь между частотой просмотра телепередач и агрессивностью детей.

При воздействии социально-бытового фактора агрессивное поведение может появиться как реакция на фрустрацию. При чрезмерной интенсивности или длительности эмоционально-негативных стояний возникает потеря эмоционального контроля и снижается роль агрессивных поведенческих реакций.

Существуют также ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы:

  • реактивность или ответная агрессивность;
  • введение жестких ограничений в поведение ребенка;
  • новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;
  • нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

Диагностика агрессивного ребенка

Выявляя агрессивных детей в группе, следует помнить, что главная задача — не постановка диагноза, не навешивание ярлыка и не подтверждение своих предположений, а, прежде всего, оказание посильной своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку.

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики:

  • наблюдение;
  • беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
  • проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.

Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному ребенку. Методы диагностики следует подбирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого дошкольника.

Наблюдение

В зависимости от того, какой степени точности необходимо получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное (И. А. Фурманов, 1996):

а) Для неструктурализированного наблюдения характерно то, что:

  • заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;
  • не имеется строгого плана.

Результаты наблюдения фиксируются в специальном протоколе (образец подобного протокола представлен в приложении 5).

б) Структурализированное наблюдение:

  • заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;
  • составляется специальный план записи или фиксации результатов.

Примером такого наблюдения может служить примерная схема наблюдения за поведением ребенка, предложенная А. А. Романовым (приложение 6).

Основным требованием к фиксации результатов наблюдения является объективность. В протокол наблюдения следует записывать только то, что могла бы снять видеокамера; собственные же выводы необходимо указывать в графе «Комментарии» или «Примечания».

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии: помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее информативным, т. к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные навыки.

Беседа и анкетирование

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.

Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:

  • корректное информирование о проблеме;
  • анамнестические сведения;
  • любимые занятия ребенка дома;
  • предпочитаемые игры, книги, телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;
  • отношения с родственниками;
  • отношения с другими людьми и т. д.

Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.

Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преимущества этого метода заключаются в значительной экономии времени, которого и так зачастую не хватает у психолога ДОУ. Но использование анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем.

С одной стороны, для некоторых родителей гораздо легче заполнить анкету, нежели прийти на беседу со специалистом; с другой стороны, анкета или опросник могут послужить вспомогательным средством для установления контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Варианты анкет «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов, 2001) и «Агрессивность: виды, направленность, чувствительность к присутствию других» (А. А. Романов, 2000) представлены в приложениях 7 и 8. Перечень ситуационно-личностных вариантов агрессии, приведенный в первой анкете, можно дополнить новыми, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. При этом необходимо помнить, что агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).

Проективные методики, предлагаемые для исследования агрессивности у детей дошкольного возраста, достаточно полно представлены в предложенном списке литературы.

Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики агрессивности.

Направления сопровождения агрессивного ребенка

При проявлении агрессивности в поведении любой ребенок нуждается в поддержке, несмотря на то «доброкачественная» это агрессивность или «злокачественная», поэтому, говоря о сопровождении, мы подразумеваем работу с любыми проявлениями агрессивного поведения. Но пути, направления работы будут различными.

В первом случае, вероятно, мы будем работать в русле так называемого системного сопровождения. Основной задачей здесь будет профилактика конфликтного поведения, агрессии; большое внимание следует уделить самооценке ребенка, Я-концепции, проблеме адаптации в коллективе и пр.

Во втором случае мы говорим об индивидуальном сопровождении и будем работать и с личностным потенциалом ребенка, и с его ближайшим окружением (семьей, близкими друзьями). Основная задача индивидуального сопровождения агрессивного ребенка — коррекция негативных (разрушительных) форм поведения.

Тактика психолого-педагогического воздействия должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом — включать агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем — не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом — активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина).

Итак, каким направлениям работы можно следовать в системном и индивидуальном сопровождении агрессивного ребенка?

1. Социализация агрессивности

Социализацией агрессивности можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе.

Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

Чаще всего гнев у дошкольника не появляется внезапно, и наблюдательная мама или опытный специалист могут увидеть так называемые предвестники вспышки ярости (у разных детей это могут быть разные проявления, например, покусывание нижней губы). Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание.

Если удается распознать признаки зарождения гнева, — в этой ситуации еще есть вероятность избежать яркой вспышки ярости. На первой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. На стадии вспышки (которую уже заметят все и, скорее всего, будут пытаться применять меры) утешение и наказание не принесут пользы взрослому или утешения ребенку.

                                 

                               Зарождение    Вспышка       Угасание

Рис. 6. Стадии проявления гнева

В случае если вспышка гнева уже произошла, дайте ребенку немного времени, затем мягко попытайтесь утешить его и предложить свою помощь.

Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите — ребенок сейчас вас не слышит! Попытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия — угасание; дошкольник успокоится и будет готов к конструктивному разговору. Необходимо проговорить, почему возникла проблема и можно ли было избежать случившегося. Попытайтесь проанализировать ситуацию.

При обучении детей конструктивным способам выражения гнева следует использовать два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кэмпбелла (Р. Кэмпбелл, 1997). На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей (затем и на воспитателей), которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. Если ребенок все время будет сталкиваться с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция остается внутри ребенка, мешая здоровому росту (В. Оклендер). На этом этапе и зарождается пассивно-агрессивная форма поведения.

Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самый неподходящий момент, например, когда мама попросит его одеваться быстрее, т. к. они опаздывают в детский сад).

Восхождение по «лестнице гнева», технология ее прохождения от негативных способов выражения гнева (пассивно-агрессивное поведение и пр.) до позитивных способов выражения гнева (вежливость, стремление найти решение и пр.) представлена в книге Росса Кэмпбелла. Но для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

Другой способ выражения гнева — это перенос чувств на неопасные объекты (В. Н. Квинн, 2000). Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с нарушениями интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для такой работы у взрослого должны иметься резиновые или мягкие игрушки, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», мягкие модули, спортивный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка (И. Раншбург, П. Поппер, 1983).

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (Е. К. Лютова и Г. Б. Монина)

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения. Например, этюд «Штанга» Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее, отдыхает.

Для того чтобы научить дошкольников распознавать мышечные состояния, можно поиграть в игру «Камень — веревка». Дети, сидя в кругу, передают друг другу камень (или любой другой очень твердый предмет). Они смотрят, какой камень крепкий, он не мнется, не гнется. После этого педагог просит ребят так сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камушек. Затем дети расслабляют руки, и по кругу пускается веревка. Дети сравнивают ее с камнем: веревка мягкая, гибкая и пр. Каждый ребенок делает свои руки мягкими, как веревочка. Когда дети хорошо освоили игру, она применяется без камня и веревки. Дошкольников просят поочередно выполнять команды: «камень», «веревка».

Кроме того, интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).

Очень важно, чтобы ребенок, проявляющий агрессивные тенденции, конфликтность, беспокойность, научился помогать самому себе, т. е. познакомился с методами саморегуляции. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки» (Н. Л. Кряжева). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».

М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка. Через некоторое время или при работе с детьми старшего возраста вместо использования наглядного знака можно использовать условный знак (например, щелчок пальцами).

Также подобные игры и упражнения, направленные на обучение детей приемам саморегуляции, самообладания, можно найти и в других, приведенных в литературном обзоре книгах.

3. Отработка коммуникативных навыков

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут применяться: обсуждение конфликтных ситуаций в кругу (например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет), ролевая игра (разыгрывание ситуаций).

Следует отметить, что одной из задач воспитателя является обучение агрессивных детей приемлемым формам общения. В норме к шести годам ребенок уже осваивает ситуации, связанные с проявлением различных коммуникативных умений. Среди последних И. Н. Агафонова (2001) выделяет базовые коммуникативные умения:

  • приветствие и прощание;
  • обращение;
  • просьба о поддержке, помощи, услуге;
  • оказание поддержки, помощи, услуги;
  • благодарность;
  • отказ.

Также выделяются процессуальные коммуникативные умения:

  • говорить перед другими;
  • слушать других;
  • сотрудничать;
  • управлять (командовать);
  • подчиняться.

У дошкольников с агрессивным поведением наблюдаются некоторые особенности, связанные с проявлением различных коммуникативных умений. Одни из них могут быть не развиты, не применяются ребенком (например, просьба о поддержке, помощи, услуге), а другие, наоборот, превалируют (например, умение командовать), хотя последнее часто не проявляется как коммуникативное умение, а скорее является желаемым и привычным для ребенка стилем поведения. Все перечисленное говорит о необходимости специальной работы, направленной на развитие компетентности в общении детей с проявлениями агрессии. В этом существенную помощь могут оказать модули, представленные в программе активного социально-психологического обучения (АСПО) детей И. Н. Агафоновой.

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Эмпатия — это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других

людей (вчувствование)... Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым» (Психологический словарь, 1997, с. 429).

Известный отечественный психолог А. В. Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию

На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. (В качестве примера можно привести знакомую всем картину: стоит одному 1,5 – 3 –х  летнему малышу расплакаться, как его «поддержат» своим дружным ревом все окружающие его сверстники, будь то в раздевалке детского сада или на детской площадке.) По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты — моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента (Р. Р. Калинина, 1997):

  • когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
  • эмоциональный (я сочувствую ему);
  • поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние).

В повседневной жизни все три компонента слиты. Например, мы видим плачущего ребенка. Мы знаем, что он испытывает отрицательную эмоцию (обиду, страх, боль и т. д.), нам его жалко (сочувствие), мы его успокаиваем (выясняем причину и устраняем ее, т. е. что-то делаем). Да и при организации нравственного развития личности ребенка эти компоненты не всегда можно разделить.

Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

Коноплева Ольга Васильевна                                 Психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Агрессивный ребенок. Особенности сопровождения.

Материал содержит рекомендации по сопровождению агрессивного дошкольника. Предложены игры для работы с агрессивными детьми, особенности работы с родителями, диагностический инструментарий....

Сопровождение агрессивного ребенка в условиях ДОУ

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, воспитатели пр...

Материал для беседы с родителями на тему: «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

Взрослые были проинформированы о том, что такое агрессия, каковы её причины  проявления, чем она опасна для ребенка или окружающих. Были  даны конкретные  советы и рекомендации, как пом...

Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка

Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивный ребенок. Несколько советов в общении с агрессивным ребенком.

    Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хоче...