Нетрадиционные формы работы с родителями
статья (подготовительная группа) по теме

Зуенкова Нина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

В ДОУ «Теремок» в том или ином виде осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад – семья: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные мероприятия.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырём направлениям.

Информационно – аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в ДОУ начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».  Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя,  из этого в ДОУ сформулированы следующие цели работы с родителями воспитанников:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установления доверительных и партнерских отношений с родителями.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

     С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями.

Общие и групповые родительские собрания.

  Традиционным в ДОУ стало проведение общего родительского собрания родителей воспитанников, вновь зачисленных в детский сад. Родителям даются рекомендации, как подготовить ребёнка к адаптации к детскому саду, доводится до сведения родителей родительский договор, представляется презентация о ДОУ.

     Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

    Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся  запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Родительские собрания проходят в форме игры, тренинга.

Иногда используются  видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний становится выше.

Работа родительского комитета

   В учреждении работает  родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях.   Он  организует родителей  на оказание  помощи в оборудовании группы, ДОУ, сбором подарков для детских праздников, оформлением  клумб детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке детского сада. Члены  родительского  комитета участвуют в жюри  конкурсов, выставок учреждения, участвуют в детских праздниках,  оказывают помощь в изготовлении снежных фигур на участке детского сада и т. д.

Консультации.

    При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций  также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Совместная деятельность.

    Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

       В ДОУ  проводятся выставки совместных работ родителей с детьми.

«Цветочная поляна», «Осенняя фантазия».

  Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки, родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок.                                          

 Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,  поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешиваются  интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки,  готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

 Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители. В  нашем  ДОУ мы  помним об этом и  всегда  благодарим родителей за их работу.

Дни открытых дверей.

    Проведению Дней открытых дверей в детском саду предшествует предварительная работа.  Педагоги тщательно продумывают режимные моменты, занятия, вывешивают красочные объявления, готовят пригласительные билеты. При посещении родителями ДОУ педагоги стараются вовлечь родителей в жизнь группы детского сада. Родители принимают участие в занятиях вместе с детьми, а иногда и сами выступают в роли педагогов, рассказывая детям о своей профессии, показывая свои умения и навыки при изготовлении поделок и т.д.                          

Посещение семей воспитанников на дому.

    При посещении семей воспитанников особое внимание стараемся уделить семьям, находящимся в зоне социального риска. Педагог уделяет особое внимание бытовым условиям проживания воспитанников, беседует с членами семьи, даёт рекомендации по оборудованию игрового, книжного уголка, места для  занятий.

Информационное направление включает в себя:

- Консультации по воспитанию и развитию ребёнка. «Будущий школьник», «Развивающие игры», «Как укрепить осанку ребенка».

- Родительские уголки.

     Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей педагоги используются рубрики: «Мы занимаемся», «Наше творчество», «Учите с нами», «День за днем», «Наши успехи» «Помоги мне, мама», в которые помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается  ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

- Буклеты: «Пальчиковые игры», «Игры на природе».

     Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях.

- Фотовыставки.

«Прекрасные мгновения», «Зимние развлечения», «Масленица».

     Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

    Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.

  Родители принимают  активное участие в соревнованиях и развлечениях. Ежегодно  воспитанники ДОУ принимают активное участие в спортивных праздниках  «Мама, папа, я – спортивная семья»,  «Веселые старты»,  «Лыжня зовет».

   Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

  Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

   С целью повышения уровня знаний педагогов и родителей в вопросах  развития, воспитания и обучения детей  дошкольного возраста, оказания практической помощи в решении возникающих проблем родителям детей, в детском саду может  функционировать  клуб для родителей.

Темы для обсуждения:

«Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»;

«Физкультурно - оздоровительная работа с детьми в детском саду и дома»;

«Как воспитать маленького читателя» и т. д.

Основными функциями  Клуба являются обеспечение потребности населения в получении педагогических знаний и умений, приобретение опыта.

     Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

     Ко Дню семьи в мае во всех группах  ДОУ проходят мероприятия, посвященные семье.  Для родителей дети показывают сказки, мамы и папы участвуют  в конкурсах, узнают, как правильно организовать досуг ребёнка и т.д.

    Этому Дню музыкальный руководитель, воспитатели  посвящают  досуги, проводят интеллектуально - музыкально - игровые викторины с участием детей и взрослых:  «Народные игры», «Пословицы и поговорки о семье» и пр. Конечно, активные участники в их проведении - родители, другие члены семей воспитанников, все сотрудники детского сада.

     В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. В частности в  ДОУ осуществлён проект:

«Игрушки нашего детства».

Цель: Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к  своим близким, проявлять интерес о жизни своих предков.

«Поможем птицам зимой».

«Наша гостиная» (вечер, посвященный  Дню Матери).

Задачи:

Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

Взаимодействие родителей и детей, игры, конкурсы, стихи создали приятную атмосферу.

Нетрадиционные формы работы вносят интерес к  жизни ДОУ.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 60% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

   Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

 Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.

 Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

Коллективные:

Среди них - функционирование консультативных пунктов по проблеме валеологического воспитания,

конференции родителей по обмену опытом по организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания.

семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций, духовно- нравственному воспитанию.

Заседания дискуссионных клубов предусматривают различную тематику и формы работы, среди которых:

лекция-консультация "Народная педагогика о здоровом образе жизни",

дискуссия "Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей",

вечер вопросов и ответов "Методика валеологического воспитания: принципы и подходы",

родительский фестиваль "Здоровая семья - здоровая страна",

круглый стол "Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми",

семейный портрет "Здоровый образ жизни в нашей семье",

Заслуживают внимания проведения таких оригинальных форм проведения работы с семьями, как педагогический десант, когда педагоги выступают перед родителями на предприятиях, организациях, где работают родители, устраивают выставки, выпуски специальных стенгазет.

Уместным является проведение такой формы работы, как "Дерево рода", где встречаются поколения, обсуждаются подходы к укреплению здоровья детей, обращение к народной педагогике.

Эффективна такая форма работы, как встреча в семейном кругу, где осуществляется индивидуальная помощь семьям через консультации, показ, встреча с врачами, психологом.

Наглядно-информационные:

Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей используются: буклеты, газеты (они могут быть как групповые, и изданы творческой группой педагогов детского сада).

Практические задания помогают родителям формировать и развивать педагогические умения и навыки, применять их в конкретных ситуациях воспитания детей в семье. Это могут быть исследования конкретных условий воспитания детей, изучение причин недостатков в воспитании и разработка на этой основе меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в семье и дошкольном учебном заведении.

Учебные задачи широко используются педагогами в системе родительского всеобщего обучения. Выполняя такие задачи, родители индивидуально или коллективно анализируют литературу по вопросам формирования здорового образа жизни детей, обсуждают педагогические ситуации, предлагают пути и способы воспитания детей.

Индивидуальные:

Приобщение родителей к жизни детского сада:

Дни открытых дверей, совместное проведение праздников и развлечений, показ открытых занятий или режимных моментов, участие родителей в продуктивных видах деятельности на занятиях совместно с детьми (присутствуют родители, которые могут прийти в виду свободного времени).

Использование видеозаписи.

Имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники). Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время в домашних условиях просматривают материал.

Привлечение родителей к участию в педсоветах и семинарах ДОУ.

Родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.

Совместная деятельность педагог -> родитель -> ребёнок.

Совместная деятельность ребёнка и родителя на занятии;

Совместное (оформление альбомов, игр, пособий)

Совместное выполнение рекомендаций педагога по развитию каких - либо индивидуальных качеств ребёнка.

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников: периодическая печать, теле - и радиопередачи, научно-популярная литература, сеть Интернет. Но все ли родители вашей группы пользуются такими возможностями? Более доступный способ  общение с вами, уважаемые педагоги. И именно от нас зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

        

Литература:

  1. Аверина И. Е., М. «Линка-Пресс»-2006г.
  2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  4. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний // Социальная педагогика – 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...