Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Голобокова Ирина Валентиновна

Конспект НОД для детей старшей группы детского сада по правам ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка

                                                                        Голобокова И.В.

Социальный педагог

 МДОУ д/с «Космос»

города Балашова Саратовской области

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
Закрепить знания детей о Конвенции  ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Формировать гражданско-патриотические чувства.
Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
Предварительная работа:
Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Материал к занятию:
Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
Книги-сказки.
Иллюстрации к сказкам.
Лепестки цветика-семицветика с магнитами.
Магнитные доски
Медальоны цветка на каждого ребенка.

Ход НОД
Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил нам в окошко,
Посмотрите,  – письмецо.
Может,  это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям  группы «Снежинка», обратный адрес «Сказочная страна Детства». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дети! Пишет Вам  Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются.  Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
                            Ваша Красная Шапочка».
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети: Да
Воспитатель:
- Тогда пора отправляться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты.

Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- А вы забыли про наш волшебный зонтик,

- Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее – полетели.
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
В стране « Детства».

Встречает Красная Шапочка:
- Здравствуйте!
Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!
Воспитатель:
Красная Шапочка, мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся.
Посмотрите, тут волшебный сундук, загляну-ка я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
(Дети садятся)
( Педагог достает из сундука карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на магнитной доске)
- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
Дети:
Право на имя.

Имя – это социальный знак каждого из нас. Имя позволяет каждому из нас ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других.

У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, также фамилии, имена и отчества его родителей.  Каждому из вас выдан такой документ.
Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите себе один цветок и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают,  берут фломастеры и пишут


Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.
Дети садятся.
А вот и первая подсказка.
(Воспитатель достает из сундука цветок  синего цвета и читает: «первый лепесток  находится  под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).
Из сундука педагог достает картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ, прикрепляет на магнитную доску.
- Что здесь изображено?


Дети: герб РФ и паспорт.
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Ответы детей.
Ребенок читает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А (имя ребенка) сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Дети садятся.
- Ребята, раз вы живете в России, значит вы…?
Дети:
-Россияне.
- Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети:
- Право на гражданство.
Воспитатель:
- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны  являются гражданами страны Детства, у них тоже есть такое право.
Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из сундука подсказку (цветок) красного цвета, читает: «второй лепесток  находится  под красным кубиком»)
Педагог крепит лепесток на магнитную доску.

Педагог. Кто – то сюда идет…  Ой! Да ведь это Герда из сказки «Снежная королева»! Почему ты такая печальная? Ведь вы с Каем дружно жили у бабушки?

Герда: Снежная королева посадила Кая в свои сани и увезла его с собой. Но я не отдам Кая. Я найду его… (Уходит).

На сцене сидит Кай и складывает из льдинок слово «вечность».

Герда (кричит): Кай! Кай! Отзовись Кай! Кай, почему ты молчишь?

Кай: Тише, ты сбиваешь меня.

Герда: Кай, милый, это я ! Ты мены забыл?

Кай: Я никогда ничего не забываю.

Герда: Кай, я нашла тебя, а ты даже не сказал мне «здравствуй»!

Кай (сухо) : Здравствуй Герда.

Герда: Кай, что ты делаешь?

Кай: Я должен сложить из льдинок слово «вечность», и Королева подарит мне весь мир.

Герда ( бросается к Каю и обнимает его): Кай, Кай, пойдем домой. Я не могу здесь тебя оставить… ты тут все забыл. Герда заплакала, горячая слезинка упала на грудь Кая и растопила его ледяное сердце.

Кай: Герда?! Герда, это ты?( Вскакивает) . Ты плачешь? Что случилось? Кто посмел тебя обидеть?

Герда: Идем! Нас ждут бабушка, родители, друзья.

Педагог: Да, конечно, дети имеют право жить с теми, кто о них заботится.


-
Вот вы и заработали еще одну подсказку  оранжевого цвета.
(Достает из сундука подсказку, читает: «третий лепесток  находится на подокойнике).На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»
- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Дети:
- Право на семью.
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель:
-Как вы думаете, что такое семья?

Ответы детей.

Семья – это люди, которые любят друг друга., заботятся друг о друге, помогают, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.

Все семьи разные. Чем же отличается одна семья от другой? (Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, разные профессии и увлечения. Семья может объединять разное количество людей. А чем похожи семьи?

В семье любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали).
- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.
- Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
(Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди»)
Воспитатель:
Следующая подсказка:  «Четвертый лепесток находится на подоконнике»
Крепят синий лепесток.
Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
- Что это за сказочный персонаж?
Ответ детей.
-Добрый доктор Айболит!

Педагог. О каком праве расскажет нам эта картинка?

Ответы детей.

Педагог. Дети имеют право на медицинский уход. Если Вы заболеете, кто вам поможет?

Дети. Врач.

Ребенок. Ура! Мы знаем, кто нам поможет. Добрый доктор Айболит.

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок…

Ну а если вдруг у Оли,

Или Коли, или Пети

 Заболит живот иль ухо,

Или насморк одолеет,

Или голова болит,

Приходите, приходите…

Всех излечит, исцелит

(вместе) Добрый доктор Айболит!

Под музыку выходит доктор Айболит. Ему навстречу выходят грустные дети.

Ребенок:

Кто там плачет жалобно: «Ой, бо – бо! Болит!

Помоги, пожалуйста, доктор Айболит!»

Девочки и мальчики! Вот он к нам спешит…

«Что случилось?» - спросит нас доктор Айболит.

Лечит добрый доктор наш взрослых и детей,

Маленьких проказников и больших зверей.

К нам ко всем на выручку он с утра спешит,

Лучший из волшебников – доктор Айболит.

Айболит

Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

Ребенок:

Да – да – да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Айболит ( подходит к детям раздает витаминки)

- Лечитесь на здоровье! Да, ребята, вы вправе требовать, чтобы я вас вылечил. Но что же обязаны делать вы, чтобы сохранять свое здоровье?

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам-

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Педагог. Если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни. А что для этого нужно?

Дети: Необходимо одеваться по погоде, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

А вот и новая подсказка «Пятый лепесток находится на парте».

На сцене – скамейка, на которой сидит мальчик Витя и читает книгу. Подходит девочка Женя.

Женя: Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Витя: Витя. А тебя как?

Женя: Женя. Давай играть

Витя: Не могу.

Женя(посмотрела на его ногу): Как жалко! Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

Витя: Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Женя: Ах, какие пустяки ты говоришь! ( Вынимает из кармана цветик – семицветик, отрывает последний голубой лепесток).

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по – моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Педагог.(вздохнула): Конечно, в сказке можно моментально стать здоровым, а в жизни, к сожалению, так не бывает. Но все равно, все дети – инвалиды имеют право на особую заботу.

А вот и новая подсказка. Лепесток находится в конверте.

Дети прикрепляют лепесток на магнитную доску.

Воспитатель:
- Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
-Танец детей под музыку.

Воспитатель:
Хорошо отдохнули? А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится  у воспитателей вашей группы.

-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. Ребята, обратите внимания, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них  лепестков?
Дети: 7
- Значит, у вас тоже есть ваш цветик-семицветик, как у девочки Жени из сказки, который может исполнить ваши желания, главное, чтобы эти желания были растрачены не впустую.
Красная Шапочка, теперь в вашей сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
- Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети:- В конвенции о правах ребенка.
Педагог показывает детям и Красной Шапочке брошюрку.
Воспитатель:
-Для чего же нужны вам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок…)

Имея прав нельзя забывать и об обязанностях Какие обязанности вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Знать права детей хотите

Дети: В детский сад к нам приходите»
Красная Шапочка благодарит детей за помощь, угощает пирожками, дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию Тема: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы, воспитывать чувство самоуважения и уважения...

Конспект занятия для старшей группы "Знакомим детей с Конвенцией по правам ребенка"

Разъясняются права и обязанности детей в игровой форме. P/S  Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.Задачи:- дать знания о правах ребёнка на жиз...

Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка

Знакомство детей с их правами....

«Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка»

Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, дать знания о правах ребенка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг...

Конспект занятия по правовому воспитанию "Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка"

Занятие для детей старших, подготовительных групп. Знакомство с документом Конвенцией о правах ребенка, представленной в картинках. Каждая картинка рассказывает о праве: на жизнь, на имя, фамилию, на ...