"Практика организации образовательного процесса в аспекте обеспечения прав детей".
статья по теме

Петренко Татьяна Викторовна

Статья для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_pravakh_detey.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ.

Петренко Т.В.

МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка» п. Ханымей, Пуровского района, ЯНАО, Россия.

              Как и любой иной субъект права, воспитанники дошкольных учреждений обладают правоспособностью (способностью выступать носителями прав и обязанностей), которые  возникают  с момента рождения человека.  В этом отношении воспитанник дошкольного образовательного учреждения по своему статусу лица, обладающего правоспособностью, аналогичен взрослому человеку. Дети дошкольного возраста не обладают правовой дееспособностью, по - этому все правовые сделки за них совершают их родители, усыновители, опекуны. Таким образом,  правовой  статус воспитанников включает,  прежде всего,  права, а также соответствующие гарантии их реализации.                                                                               В статье 28 Декларации прав и свобод человека закреплено право детей на особую защиту. Ребенок обладает набором особого рода прав, предусмотренных в международных актах, федеральных законах (№124 –ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ») и иных актах.   Дошкольное учреждение, которое посещает ребенок, (ст. 51 ФЗ) обязано создать условия, гарантирующие ему охрану и укрепление здоровья. Правовой статус воспитанников ДОУ регламентируется актами ДОУ - уставом, положениями. Таким образом, правовой статус воспитанников составляет главным образом права воспитанников, а также гарантии их реализации, содержащиеся в актах                Ребенок имеет право на: 

- охрану жизни и здоровья (ст.6),                                                                                  -право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития(ст.27),                                                -свободу мысли, совести и религии, собственное мнение ( 30),

-право ребенка на сохранение своей индивидуальности,

-право на уважение своего человеческого достоинств и уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения,

-право на социально- педагогическую и психолого - педагогическую помощь в процессе образования,

-право на воспитание и образование(ст.28),

-право на пользование достижениями культуры и искусства,

 -полноценное питание,

-право на имущество(индивидуальный одежный шкафчик, кровать, стол, стул,…, пользованием играми, игрушками и т.д.                                                                            - иметь друзей,                                                                                                                 - обращение к  ребенку по имени,                                                                                         - право выбора,                                                                                                                      - право на защиту, внимание, помощь со стороны взрослых и детей,                         - право на самозащиту( взрослым фиксируется жалоба ребенка и принимаются меры для восстановления его прав),                                                                                    - право на оказание ему первой медицинской помощи с последующим ( если это необходимо) вызовом врача и профилактических мер ( прививки, закаливание и т.д.)ст.24,                                                                                                                                - право участвовать  в конкурсах детского творчества, культурной жизни ДОУ(ст.31) ,                                                                                                                              - право выбирать и посещать кружки по интереса                                                           - право на труд (предусмотренный образовательной программой ДОУ ),                       - право на получение информации,                                                                                                  - право на знание своих прав,                                                                                                 - на развитие,                                                                                                                         - на отдых и досуг на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (статья31).                                                                                   Дети имеют не только права  но и вытекающие из них обязанности:                         - с уважением и послушанием относиться к персоналу ДОУ;                                    - уважать детей по группе, учитывать их мнение, при конфликтных ситуациях не применять физическую силу;                                                                                          - соблюдать установленные правила поведения в ДОУ;                                                 - бережно относиться к учебному материалу, играм, игрушкам;                                       - оказывать посильную помощь взрослым (не сложные поручения, виды дежурства);                                                                                                                                - самообслуживание;                                                                                                              - забота о людях;                                                                                                                 - помощь  младшим и забота о них.                                                                                                                  Задача педагогов ДОУ:                                                                                                   - донести до ребенка понимание его прав и обязанностей,                                         - показать единство прав и обязанностей,                                                                        - способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений,                                                                                                                       - развивать коммуникативную компетентность ребенка,                                                  - создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими детьми,                                                                                                                          - воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.                                       Работа с детьми.                                                                                                         Цель: способствовать формированию основ правовых знаний.                        Задачи:                                                                                                                              - познакомить детей с основными документами по защите прав детей;                              - ознакомить детей с их правами и обязанностями;

- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;                                          - способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово);

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе и внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека;                                                                                                                                    - активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.                                                     Принципы:  доступность предлагаемого материала, систематичность и          постепенность его усвоения, наглядность и практическое применение,  индивидуальный подход, учет возрастных особенностей, коллективное взаимодействие, гуманизация (сотрудничество с ребенком, умение стать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера).

     Формы организации работы с детьми:

- способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;

- создать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

- развивать коммуникативную компетентность ребенка;

- развивать социальные навыки;

- совместная деятельность взрослых и детей;

- самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми;

- тематические занятия;

- игры;

- беседы;

- театрализованные представления;

- выставки книг;

- чтение художественной литературы;

- экскурсии на тему «Органы правосудия и управления поселка»;

- традиционные праздники, концерты.

   Воспитательно - образовательный  процесс по ознакомлению детей с их правами и обязанностями ведется по трем разделам:

« Мы все равны».

« Мои права и обязанности».

« Моя защита».

Работа с педагогами.

Цель:    повышение правовой  компетентности воспитателя.

Задачи:

- ознакомить с основными  международными документами, касающимися прав детей, нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней РФ;

- оказать посильную помощь в работе с детьми по  ознакомлению  детей с их правами и обязанностями;

- оказать помощь в ознакомлении родителей с правами и обязанностями их детей;

  также с ответственностью родителей за своих детей перед законом РФ(СК ст.54, 55, 56, 69, 77; УК ст.106-136, 150-157).

 Принципы:    доступность предлагаемого материала,  индивидуальный подход,

                          коллективное взаимодействие,  гуманизация.

Формы организации работы : открытое посещение воспитательно-    образовательного процеса, индивидуальные беседы,

                                       обмен опытом, самообразование, совместная             деятельность, консультации.                                                                                

Работа с родителями.                                                                                                       Цель:  повышение   знаний родителей о правах детей в России, и о защите их прав.                                                                                                                               Задачи:

- познакомить родителей с основными международными  документами, касающимися прав детей, нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней РФ;

- ознакомить родителей с правами и обязанностями их детей в ДОУ;

- формировать правовую культуру;

- формировать гуманное отношение к ребенку;

- обеспечить защиту прав ребенка.

Принципы: юридическая достоверность и доступность предлагаемого материала,

         коллективное взаимодействие, индивидуальный подход в решении      проблем, гуманизация.

Формы организации работы с родителями:  

- общие праздники в детском саду;

- неформальные беседы:

                      « Что изменилось  во взаимоотношениях с ребенком?»,

                      «Какие  права ребенка вам труднее всего выполнить?»,

                      « Чего у ребенка больше – прав или обязанностей?»;

- групповые родительские собрания:

                        « Права детей в России»,

                         « Не нарушаю ли я права ребенка, говоря ему «Делай, как я  сказала!»,

                         « Авторитет родителей, его виды»,

                          « Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка»;

- домашние задания родителям по оформлению нескольких разделов  портфолио на своего ребенка;

- открытые занятия по правовому воспитанию дошкольников для родителей;

- стенд «Права ребенка»;

- ширма о правах детей;

- анкетирование по самоутверждении личности ребенка, «Мой ребенок»;

- памятки для родителей;

- консультации :

             «Существующие формы наказания для детей за серьезные    непослушания»,

             « Прошу считать меня человеком!»,

             « ТАSС – обучение детей решению проблем»,

              « Борьба ребенка за право выбора»;

- индивидуальные беседы;

- схема правового просвещения родителей.

Пространство,  с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения – это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это отношения с матерью и отцом, братьями, сестрами. Для ребенка это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.  

Анкета « Мой ребенок»

Когда он родился, то…………………………………………………………………

Самым интересным в первые годы жизни  моего ребенка  было то, что он …………………………………………………………………………………………

 О здоровье своего ребенка я могу сказать следующее………................................

………………………………………………………………………………………….

В ДОУ к ребенку относятся …………………………………………………………

Его отношения с воспитателем ………………………..............................................

Моему ребенку нравится,  когда ……………………………………………………

Моему ребенку не нравится, когда …………………………………………………...        

Положительные качества ребенка…………………………………………………….

 Отрицательными качествами является то……………………………………………

Трудности воспитания связаны с тем, что ………………………………………..  ...                  

Я хотел бы, чтобы воспитатель обратил внимание на ………………… …………..

Мы надеемся,  что с помощью детского сада мы сможем развить в ребенке следующие качества …………………………………………………………………...                

И преодолеть следующие трудности …………………………………………………

Любимые игры моего ребенка ………………………………………..........................


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет  к снижению двигательной и познавательной активности. У некотор...

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2019-2020 учебный год

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей  с О...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2017-2018 учебный год

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей  с О...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2018-2019 учебный год

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей  с О...

«Проектная деятельность в организации образовательного процесса как нетрадиционная форма обучения детей дошкольного возраста»

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на том, чтобы в центре внимания семьи должна находит...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста»

Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленные культурные практики могут быть использованы в работе педагог...