конспект занятия "Институт здоровья"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Ламакина Ольга Геннадьевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Сказка»  г. Ртищево Саратовской области

Конспект занятия на тему:

«Институт здоровья».

Подготовила воспитатель:

Ламакина О.Г.

2014г.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста

 на тему:

«Институт здоровья».

Подготовила: Ламакина О.Г.

Цель: Формировать у детей представление о значимости органов чувств  для жизнедеятельности человека.

Задачи: 

  • Учить делать выводы на основе наблюдений и экспериментирования.
  • Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, обоняние.
  • Развивать зрительное, слуховое, обонятельное восприятия, память, мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Возрастная группа: дети 5-6 лет.

Материал: непрозрачные емкости, в которых находятся продукты  с разными запахами (чеснок, апельсин, шоколад) ; дидактическая игры « Угадай , что нарисовано» ;  мольберт, картинки с изображениями органов чувств человека;  мнемотаблицы;  аудиозапись с разными звуками (поезд, самолет, пение птиц, шум дождя ).

Методы и приемы: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, игры, зрительная и дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, подойдите все ко мне, посмотрите как много у нас сегодня гостей - ученых, давайте мы с ними поздороваемся (Дети здороваются).  Я предлагаю вам отправиться в Институт Здоровья, где мы побываем в разных лабораториях по исследованию органов чувств человека, сами попробуем себя в роли исследователей.

- Скажите,  ребята,  какие органы чувств вы знаете?  (ответы детей: глаза, уши, нос)

Правильно, молодцы. Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, поэтому мы их называем «наши помощники».

Давайте пройдем с вами в первую лабораторию .  Для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.  ( глаза) (воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Правильно, ребята, это глаза, по- другому можно назвать орган зрения(повторите)  Дети повторяют хором, затем 2-3 человека индивидуально.  Для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т.д.).

А чтобы глаза хорошо видели, не уставали, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем.

Зрительная гимнастика:

«Веселая неделька»

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту . ( посмотреть вверх- вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение )

 Во вторник часики - глаза

 Отводят взгляд туда- сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда (посмотреть влево, вправо; голова неподвижна; упражнение снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем,

Плотно глазки закрываем.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.(плотно закрыть глаза, досчитать до 5 и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль

Что вблизи и что вдали,

 Глазки рассмотреть должны.( поставить палец на расстояние 25- 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца; смотреть прямо перед собой, то приближая, то удаляя руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.( смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствуют сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки. ( посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать

А потом пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать (закрыть веки, массировать их круговыми движениями: верхнее веко- от носа к наружному краю глаз; нижнее веко- от наружного края к носу; затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Воспитатель:

Гимнастику для глаз мы сделали, проверим, хорошо ли наши глазки видят.

Игра: «Угадай, что нарисовано»

Цель: различить контуры 3 предметов, наложенных друг на друга. ( морковь, тыква, гриб)

Воспитатель: Молодцы, все предметы отгадали, а теперь попробуйте найти ответы на загадки среди этих рисунков. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответы среди рисунков.

1.  Над землёй зелёный хвост,

Под землёю красный нос.

Зайчик уплетает ловко...

Как зовут её? ...

(Морковка)

2.  В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна

Вкусные в нём семена.

( Тыква)

3.  Весь Антошка

 Шляпка да ножка.

Дождь пойдёт -

Он подрастёт.

(Гриб)

Педагог хвалит детей.

Воспитатель:  Кто знает, что нужно делать, чтобы наши глазки всегда хорошо видели? (есть морковку, делать гимнастику для глаз) А что делать нельзя, чтобы не испортить зрение? (смотреть долго телевизор, долго играть в компьютер, читать при плохом освещении). Детям предлагается мнемотаблица о том, что вредно и полезно для глаз.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас проходите сюда (дети становятся полукругом), здесь находится наша вторая лаборатория.  И вот вам загадка:

Воспитатель:

Слышат все они вокруг.

Кто есть враг, а кто есть друг!

Люди носят в них сережки,

У коровок рядом рожки.

На макушке у зверушки.

И зовут сестричек…(ушки)

Воспитатель:

Правильно, это уши (воспитатель показывает картинку) ,по – другому орган слуха. ( повторите) Дети повторяют хором, затем индивидуально 2-3 человека. И зачем же нам уши? (ответы детей: слушать, слышать звуки). Верно, и сейчас мы проверим наш слух.

Проводится игра: « Ау». Дети встают в круг, водящий внутри  круга  закрывает  глаза.

Дети идут по кругу со словами:

Маша, Ваня ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя « Ау»,

Крепко глазки закрывай, не робей,

Кто зовет тебя « Ау»,

Угадай поскорей.

Один из играющих говорит « Ау», водящий должен угадать, кто его позвал. ( игра проводится 2-3 раза).

Воспитатель:

Ну что ж, слышать вы хорошо умеете, а сейчас мы проверим, как вы умеете различать звуки, закройте глаза, будьте внимательны. Воспитатель включает аудиозапись различных звуков. Дети угадывают звуки, сопровождая движениями (звук самолета – дети летят как самолеты, пение птиц- изображают полет птиц, поезд- движутся как поезд, шум дождя- приседают). Педагог благодарит за правильные ответы.

Воспитатель:

А как нужно ухаживать за ушами?  Чего нельзя делать, чтобы уши не заболели? (ответы детей: не плавать без шапочки, не слушать громко  музыку ) Воспитатель показывает мнемотаблицу  «Чтобы уши слышали».

Воспитатель:

Умницы! И снова никто из вас не ошибся!

Воспитатель:  А теперь проходите на стульчики, мы попали в третью лаборатории . Отгадайте загадку:

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может.

(Нос) (воспитатель показывает картинку)

- Правильно, ребята, это нос, орган обоняния. (повторите) Дети повторяют хором, затем индивидуально 2-3человека.

 А для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи).

Воспитатель:  Давайте мы с вами подышим.

Выполняется дыхательная гимнастика:  «Подуем на плечо».

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать

 

губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох

(губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди,

 - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом.

Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

                  Подуем на плечо,                              

                  Подуем на другое.

                  Нас солнце горячо

                  Пекло дневной порой.

                  Подуем на живот,

                  Как трубка станет рот.

                                                          23

 Ну а теперь на облака

                  И остановимся пока.

                  Потом повторим всё опять:

                  Раз, два и три, четыре, пять.

Воспитатель:

 Ребята, предлагаю вам  сыграть в игру «Узнай по запаху ». В этих тарелочках  находятся некоторые продукты. Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что в них находится ( дети определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: апельсин,  чеснок , шоколад; дают ответы, проверяем правильность ответов).

Воспитатель:

Ребята, а если мы заболеем и нос не будет так хорошо дышать, сможем мы определить запахи? (ответы детей: нет) Что нужно делать, чтобы носик хорошо дышал? (ответы детей: не болеть, закаляться, чистить нос ). Педагог показывает мнемотаблицу « Нос и уход за ним».

Воспитатель:

Вы справились со всеми заданиями в Институте Здоровья. Вам понравилось в Институте Здоровья? Что мы там сегодня исследовали? (ответы детей: органы чувств: уши, глаза, нос). Для чего нам они нужны? (ответы детей) Правильно. А за хорошую работу я хочу наградить вас медалями ученых.

                                         А теперь мы улыбнемся,

                                Крепко за руки возьмемся

                                И на прощанье

                                Скажем всем мы «до свиданья».

Дети прощаются и выходят из группы в раздевалку.

       

Список литературы:

  1. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. С - П 2005
  2. Красильников Н.Н. 500 считалок, загадок, скороговорок для детей. Москва 2012
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Москва 2007
  4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Здоровый образ жизни. Я и мое здоровье. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. Москва 2008.                            



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Здоровое питание – здоровая жизнь".

Познакомить детей с правилами рационального питания....

Конспект дня здоровья «В жизни главное - здоровье!»

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Конспект занятия «Здоровые дети - в здоровой семье».

Дата проведения 7 февраля 2014гМОУ детский сад № 341 г. ВолгоградаСтаршая группа № 9 «Фантазеры»   Конспект занятия «Здоровые дети - в здоровой семье».        ...

Конспект занятия «Здоровые семьи – здоровые дети»

Цель: Формировать навыки здорового образа жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, понимание необходимости выполнять санитарно-гигиенические правила; формировать устойчивый интерес к з...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Конспект занятия «Здоровый ребёнок в здоровой семье» в рамках «Недели здоровья». С. Михалков «Про мимозу».

Конспект занятия «Здоровый ребёнок в здоровой семье» в рамках «Недели здоровья».С. Михалков «Про мимозу»....