"Патриотическое и экологическое воспитание дошкольников с использованием музейной педагогики."
статья (старшая группа) по теме

Михайлова Екатерина Григорьевна

Мое глубокое убеждение, что в настоящее время самое большое внимание необходимо уделять патриотическому и экологическому воспитанию.Эти направления неразрывно связаны между собой.Надо учить любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть.А беречь и любить можно только то, что знаешь, чувствуешь, знаешь и понимаешь. Чем можно заинтересовать ребенка? Красотой, чистотой, искренностью, глубоким содержанием. Эти понятия присутствуют в окружающей природе и во многовековой национальной культуре. В воспитании детей применяются методы многоразового наблюдения объектов, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности.Закрепление полученных представлений происходит в продуктивной деятельности, и при посещении музеев. Я использовала музеи для закрепления и расширения представлений детей об окружающем мире и самобытной русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.docmoy_opyt.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №16 компенсирующего вида

Центрального района Санкт-Петербурга

Патриотическое и экологическое воспитание дошкольников с использованием музейной педагогики.

        Воспитатель:

        Михайлова Екатерина Григорьевна.

        

        

«Мы так легко и беззаботно рождаем детей, но так мало заботимся о создании человека. Мы все тоскуем о каком-то прекрасном человеке. В нашей воле появиться ему на земле. Так израсходуем нашу волю, чтобы он явился скорее».

        М.Горький.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Целью дошкольного воспитания является достижение разностороннего развития ребенка органичным сочетанием в себе интеллектуального и эстетического развития, физического и трудового воспитания.

Родителям и педагогам необходимо позаботиться об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста. Мы, родители и педагоги, должны приобщать детей к познанию окружающего мира, процессов в нем и законов им управляющих, в доступной и понятной для них форме.

Основы целостного восприятия человека как единого живого организма, в котором человек неотделимый орган, могут и должны быть заложены в самом раннем детстве. Целостное, одухотвореннее восприятие мира, ближе скорее ребенку, чем взрослому. В раннем возрасте для детей все живое единое. Дети нуждаются в возможности увидеть то, о чем мы говорим им, лучше воспринимают и надолго запоминают услышанное, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ. Народ не зря говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И это очень актуально для дошкольников.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Индустрия развращения и спаивания народа работает на полную мощность, вторгается ежедневно в каждый дом с помощью телевидения.

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такой  какая она есть. А беречь и любить можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы. Каждая сторона уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы и так в немалой степени растеряли свои национальные черты, предаем забвению русскую национальную культуру, отвергаем то, что является сутью русского человека.

Воспитывать патриота и яркую личность надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо прослеживать связь между стариной и днем настоящим, чтобы ребенку было понятно, что он хозяин своей Родины.

Если показывать ребенку, что создано веками, многими поколениями людей разных наций и народов, научать их понимать и ценить прекрасное, не поднимется рука шахида нажать  на пусковую кнопку.

При претворении в жизнь этих задач воспитания не обойтись без музеев. Именно музеи имеют неисчерпаемый ресурс для ознакомления детей с прошлым и настоящим Родины.

В нашем ДОУ мы несколько лет тесно сотрудничали с некоторыми музеями города. Заказывали выездные экскурсии в Эрмитаж, Музей этнографии. Перед посещением музеев проводилась глубокая предварительная работа. Дети усваивали первоначальные представления об изучаемом объекте, а затем в музее закреплялись полученные ранее представления.

К сожалению, ужесточились требования к проведению таких экскурсий и мы были  вынуждены перейти на сотрудничество с музеями, расположенными в шаговой доступности от детского сада. Это музей хлеба, музей Арктики и Антарктики, квартира-музей Ленина. Были на Витебском вокзале, у первого паровоза России.

Детям нравится посещение музеев, особенно тогда, когда у них есть необходимый запас представлений о музейных объектах.

Перед посещением музея хлеба была образовательная деятельность: «Как растет хлеб», «Откуда хлеб пришел?», проведен вечер досуга «Хлеб - всему голова». Дети уже знали, что в батоне хлеба заложен труд многих людей. Во время экскурсии были сдержаны, заинтересованы. С удовольствием пробовали хлеб на вкус, а в ДОУ еще долгое время делились впечатлениями.

Перед посещением музея Арктики и Антарктики был проведен цикл занятий по ознакомлению детей с природой северных областей России. Читали книги о жителях тундры и тайги, народные сказки жителей Севера. Были занятия продуктивной деятельностью. На занятиях дети получили представления о быте северных народов. А вот в музее этот раздел показан не достаточно объемно. Для дошкольников может быть интересна диорама (полярная станция) для ознакомления с бытом исследователей Арктики. Есть возможность посмотреть модели исследовательских кораблей и диораму подводных исследований.

В залах музея великолепно представлены флора и фауна Севера. И, если дети в саду уже получили какие-то представления, то в музее наглядно увидят и кустики и деревца и  чучела животных, таких  как исполина-медведя и кроху лемминга. Дети  могут видеть скудный растительный мир – это различные виды кустарников и кустарничков – огромная кормовая база для водоплавающих и других птиц. На прибрежных скалах так называемые птичьи базары, для них тоже есть обильная пищевая база.

За прибрежными скалами необъятный Ледовитый океан с морскими животными и его главным хищником – хозяином торосов. Медведь приспособился к жизни в торосах, ледяном безмолвии рядом с едой – тюленями и нерпами.

В ДОУ в процессе образовательной деятельности с ребятами составляем пищевые цепочки и дети наглядно видят как протекает жизнь в Арктике.

Есть на Севере красота, не доступная другим жителям России. Это северное сияние. Фрагмент северного сияния можно видеть в музее в конце экскурсии. Сияние на северном небосклоне долгой зимней полярной ночью – награда жителям Севера за жизнь в суровых условиях, а детям в музее – награда за терпение и умственную работу

Я пыталась показать, как на примере работы с небольшими музеями мы знакомим детей с жизнью в непростых климатических условиях и в привычных для детей условиях большого города.. Есть наработки и опыт патриотического воспитания путем изучения быта, традиций народов России.  На вечерах досуга и развлечений закрепляются полученные представления, а при интегрированном подходе должны быть задействованы все виды деятельности: познавательная, продуктивная, игровая. Хочется пожелать всем успехов в нашем общем деле, творческого труда в воспитании человека, любящего Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности патриотического воспитания дошкольников через через музейную педагогику".

Музейная педагогика. для работы с воспитателями и родителями...

Экологическое воспитание дошкольников с использованием оборудования детского сада и экологической тропы.

Материал содержит  основные методы и приемы для экологического воспитания дошкольников...

Экологическое воспитание дошкольников через использование художественного слова

Экологическое воспитание дошкольников через  использование художественного слова...

Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO - технологии

Мастер-класс для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с использованием Lego - технологий...

книга Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO – технологии /Методическое пособие для педагогов ДОУ.

В методическом пособии описана система работы с педагогами и их воспитанниками по экологическому воспитанию, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель   - развитие  у детей конструк...