статья "современные подходы к занятиям с дидактическими игрушками детей 2-3 года"
статья по теме

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная задача педагогов с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к занятиям с дидактическими игрушками

детей 2-го и 3-го года жизни.

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная задача педагогов с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Дидактические игрушки нет только, обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно - действенный характер мышления. Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки , формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществления широко круга воспитательно-образовательных задач.

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умение ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов)
  3. В процессе действий с предметами совершенствование моторике пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Пробуждение познавательной активности (любознательности)
  5. Воспитание первых  волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.

В непосредственной педагогической деятельности используются пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

  1. Игрушки для нанизывания. К ним относятся втулки, а также шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие. Группы этих предметов воспитатель  предлагает детям для составления различных пирамид.
  2. Игрушки, предназначенные для прокатывания, а также выполнения действий на группировку и соотнесение предметов по цвету, величине, форме. К ним относятся геометрические тела: кубы, призмы, параллелепипеды (кирпичики) и т.п.
  3. Игрушки, состоящие из геометрических тел-вкладышей. Это разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предметов для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных различных по форме башенок, а также подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними  способствуют развитию пространственной ориентировки.
  4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, яйца и др.). Подобранные  по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
  5. Игрушки сюжетные, небольшого размера, высотой или диаметром 4 – 10 см. (куколки, машины, елочки, овощи, фрукты), а также предметы, подобранные по определенным признакам: цвету, величине, форме. Например, воспитатель может предложить ребятам различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал – шишки, желуди, листья.

На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, кубы, шары и др.), различной окраски и расцветки. Эти игрушки учат ребенка видеть многообразие окружающей действительности, действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, беру в руки шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, ребенок захватывает уже по-другому. Он обхватывает их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы щепотью и опускают в полое пространство игрушки.

Положение руки при схватывании предметов, фиксирующих их форму, осуществляется на основе зрительного – тактильно - кинестетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка»: глаз учит руку – рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировкой. Малыш учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. Постепенно эти действия станут знаниями и перейдут в сферу мышления, но это произойдет значительно позже. На втором году жизни ребенка идет лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. У малыша формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности.

Эти первые, «неясные» знания о свойствах предметов, вещей и отношений будут уточняться и качественно меняться на протяжении в всего последующего периода обучения в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции), малыш получает первый опыт практических действий с предметами, который служит своего рода точкой отсчета в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.

Основная задача воспитателя в том, чтобы занятия с дидактическими игрушками способствовали развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены не только на решение чисто сенсорных задач – развития зрения, слуха, осязания. Они затрагивают более широкий круг интересов маленького ребенка, а главное, стимулируют его умственную активность.

Воспитатель знают, что занятия помогают:

  • Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов;
  • Выработать различные ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы;
  • Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи;
  • Ввести элементы экспериментирования;
  • Сосредоточить внимание на техническом выполнении практических действий с предметами, на развитии ручной умелости;
  • Постоянно обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.

В начале второго года жизни ребенка проводятся занятия, направленные на формирование умения сосредоточенно играть одной игрушкой. Ставится  также задача развития координации мелких движений кистей рук. Малыши учатся понимать названия предметов и некоторых действий с ними (например, «покатай шарик», «сними кольцо», «сложи кубики в коробку», «открой коробочку»).

После 1г.3 мес. Дети способны решать не только двигательные, но и сложные дидактические задачи на цвет, форму, величину, перед ребенком ставится задача – отобрать красные шарики от идентичных синих или отобрать шарики от кубиков одного с кубиками цвета и примерно такой, же величины; выбрать большие втулки из коробки, где есть и маленькие втулочки. А дальше продолжаем учить детей собирать одноместные дидактические игрушки (матрешки, яйца и т.п.), а также двухместные геометрические тела-вкладыши резко различающихся.

От 1г.6 мес. до 1г.9мес. – переходим к обучению, собирать двухместные дидактические игрушки, выбирать предметы по размеру, соответственно называем их «большой», « маленький». Затем вводим слово «поменьше», соответствующее промежуточной величине предмета.

Дети 1г.9мес. – 2 лет уже могут самостоятельно действовать с двухместными дидактическими игрушками. Мы учим их собирать предметы по убывающей величине, понимать не только слово «поменьше», но и «побольше». Ребятишки находят соответствующие детали – вкладыши при сборе и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов, полусфер из двух, а затем из трех деталей.

Развитию пространственных представлений и умений соотносить предметы по величине способствуют занятия со сборно-разборными игрушками. Если малыши легко справляются с этими заданиями, то к 1г.9мес. можно предложить им выполнять действия на подбор предметов трех величин.

Особое внимание заслуживает методика обучения составлению пирамидок из последовательно уменьшающихся колец, так как этот тип заданий взывает наибольшее затруднение у детей раннего возраста.

Педагог показывает неоднократно детям, как следует подбирать кольца по принципу уменьшения: выбирать каждый раз самое большое кольцо из всех оставшихся, выкладывать их цепочкой. Но, как правило, малыши с трудом овладевают эти приемом и начинают  собирать игрушку, не ориентируясь на величину колец. Тогда воспитатель прибегает к следующему приему: вкладывает перед ребенком последовательную цепь колец, а затем направляет его руку к каждому колечку.

В этом случае пирамидка собирается правильно, но в действиях ребенка нет самостоятельности. Он механически выполняет указания педагога и , как только снимается контроль, вновь складывает игрушку бессистемно. При этом предмет приобретает причудливые формы. Подбор колец случаен, то есть выбор гармоничного, правильного решения практически не осознается ребенком, а потом и не выполняется. Почему же дети раннего возраста с таким трудом овладевают, казалось бы, не таким уж сложным задание как подбор трех-четырех предметов по убывающей величине?

Изучение этого вопроса показало, что малыш не понимает постановленную педагогом задачу. Дело в то, что собирая кольца в разном соотношении, ребенок получает новую пирамидку. Его увлекает забавность подбора колец, когда предмет меняет свои очертания и цветовое соотношение частей. Как же научить малыша собирать кольца в определенной последовательности? Полезно наряду с обыкновенными иметь дидактические игрушки – пирамидки с однозначным решением, запрограммированным в их конструкции. Малыш поймет задачу подбора колей по убывающей величине, если вначале поработает с пирамидкой, которую можно собрать в одно заданном варианте. В такой пирамидке – «елочке» кольца монтируется не на стержне, а на конической основе. Ребенок сможет собрать игрушку только, затем поменьше и наконец – маленькое.

Педагогам, прежде всего, необходимо помочь ребенку развернуть действия с игрушкой таким образом, чтобы обеспечить посильную самостоятельность в выполнение задания. Также ему необходимо дать радость достижения, которая возникает в результате удавшегося действия, правильно выполненного задания. Посильные требования – важнейший принцип в работе с малышами. Они не всегда могут самостоятельно выполнять действие, показанное воспитателе. Педагог использует в некоторых случаях метод «пассивных движений», то есть выполняет действия рукой ребенка. При этом не следует торопиться, малыш должен усвоить отдельные движения, входящие в состав данных действий с предметом. Детям раннего возраста необходимы повторения. Однако, если практикуются одни и те же бесконечные повторения, то интерес детей снижается. Воспитатель должен стараться, чтоб программный материал содержал варианты заданий, близкий по задачам, но предполагающих действия с разными предметами.

Все вышеизложенное остается значимым и в работе с детьми третьего года жизни. Программный материал усложняется, несколько меняются методы обучения. Возросшая активность малыша проявляется в умении и желании создавать что-то своими руками: нарисовать, сконструировать, вылепить, построить. Совершенствуется ориентировка детей в окружающей действительности. Проявляется способность отражать в игре более широкий круг явлений. Интенсивно развивается наглядно-образное мышление. Это значит, что малышам третьего года жизни доступно выполнение заданий по представлению.

Малыши уже имеют навыки работы с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки предлагаем собирать в усложненных вариантах, обращаем внимание на выполнение мелких и точных действий. Например, надо не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках и других расписных игрушках.

На занятиях и в самостоятельной деятельности ребятишек третьего года жизни используются те же, что и на втором году жизни детей, пять видов дидактических игрушек.

Начиная с 2,5 - 3 лет ребята могут собирать пирамидки, прибегая к приему чередования деталей по цвету, форме или величине, то есть придерживать определенной системы, удерживать эту системы, в памяти, действуя целенаправленно, сначала по показу воспитателя, а затем по его инструкции. В этом возрасте малыш уже хорошо понимает взрослого.

Главные задачи действий с предметами на третьем году жизни детей связаны уже не только со способами практического выполнения, сколько с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Однако, эти умения приходят не сразу, а процессе систематических занятий с дидактическими игрушками на протяжении всего года. Планомерная работа педагогов с малышами развивает умственную активность ребенка, его способности к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению. Но всегда помните, что задания не должны быть слишком легкими. Преодоление посильных трудностей делает процесс обучения развивающим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с дидактическими игрушками детей 2-го и 3-го года жизни

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте ребенка. Она оказывает воздействие на его умственное развитие – в таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизыв...

Консультация для воспитателей "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками"

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависи...

Консультация для родителей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»

Целевая группа: родители детей до года, не посещающих детский садПланируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания для успешного развития действий рук ребёнка.Регламент работы ...

Роль игрушки детям 2-3 года жизни

Консультация для родителей, какие игрушки нужны детям 2-3го года жизни....

Конспект игры - занятия с дидактической игрушкой для детей раннего возраста "Обезьянка в гостях у ребят"

- Побуждение малышей к общению  со взрослыми и сверстниками,  активному подражанию им в действиях и воспроизведению этих действий; к проявлению  инициативы и самостоятельности в игровой...

Конспект занятия "Пошив мягкой игрушки Бычка – символа 2021 года"

-  Каждый наступающий Новый год мы ожидаем с тайной радостью, надеждами на лучшее, мечтаем об исполнении желаний, и все это независимо от возраста. Новый год — это прекрасный праздник,...