Занятия с дидактическими игрушками детей 2-го и 3-го года жизни
консультация (младшая группа) на тему

Пригоркина Татьяна Васильевна

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте ребенка. Она оказывает воздействие на его умственное развитие – в таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Дидактические игрушки выполняют еще одну важную задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия с дидактическими игрушками детей 2-го и 3-го года жизни

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте ребенка. Она оказывает воздействие на его умственное развитие – в таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Дидактические игрушки выполняют еще одну важную задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

  Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально подобранным набором предметов с запрограммированными свойствами. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Основная задача педагога состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга задач:

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и в положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действий с предметами совершенствуется моторика пальцев и координация движений правой и левой руки.
  4. пробуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата)

На занятиях можно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции:

  1. Дидактические игрушки для нанизывания, имеющие сквозное отверстие по оси симметрии (кольца, втулки, шары, кубы, полусферы и т.п.). Группы этих предметов воспитатель предлагает детям для составления различных пирамид.
  2. Дидактические игрушки, состоящие из геометрических тел-вкладышей. Это разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных различных по форме башенок, а также подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют пространственной ориентации.
  3. Дидактические игрушки для вкладывания, накладывания, проталкивания, прокатывания, включающие объемные геометрические формы (шары, кубы, призмы).
  4. Сборно-разборные народные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца). Подобранные по цвету, форме, величине они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, соотнесения их по одному или нескольким свойствам
  5. Предметы и  сюжетные игрушки, подобранные по каким-либо свойствам, отвечающим дидактическим задачам (цвет, форма, величина, количество). Например: рыбки, куклы и пр.

Содержание знаний, получаемых детьми на занятиях, определяется программой воспитания и развития, принятой в ДОУ.

Второй год жизни.

До 1г. 3мес. Проводятся занятия, направленные на формирование умения сосредоточенно играть одной игрушкой. Ставится задача развития координации мелких движений кистей рук. Дети учатся понимать названия предметов и некоторых действий с ними (например, «покатай шарик», «сними кольцо», «сложи кубики в коробку»).

На занятиях дети учатся прокатывать с лотка шарики (одновременно можно дать 6-8 шариков), нанизывать кольца на стержень (сначала 5, а потом 10 колец одного размера), вставлять втулочки, грибочки в отверстие и вынимать их (вначале 5, а потом 10 втулочек одного или нескольких цветов), открывать и закрывать коробку с вложенными в нее ленточками, катушками, шариками. Детей этого возраста учат вкладывать меньший предмет в больший, накрывать одинаковые по форме полые предметы (конусы, цилиндры, кубы) меньшего размера – большими. Внимание детей привлекается к предметам, сделанным из разного материалов, издающих разное звучание (прокатывание шарика из полиэтилена, бумаги, ткани, резины или металла, дерева).

После 1г 3мес. Дети способны решать не только двигательные, но и несложные дидактические задачи на цвет, форму, величину, ориентируясь на один признак предметов. Продолжается обучение детей собиранию одноместных дидактических игрушек (матрешек, бочат, яиц), а также двухместных геометрических тел-вкладышей резко отличающихся размеров.

От 1г 6 мес. До 1г. 9 мес. – переход к обучению сборке двухместных дидактических игрушек, умению выбирать предметы по размеру, называние их соответственно «большой» и «маленький». Затем вводится слово «поменьше», соответствующее промежуточной величине предмета.

С 1г 9 мес. До 2 лет дети уже самостоятельно действуют с двухместными дидактическими игрушками. Они учатся собирать предметы по убывающей величине, понимать не только слово «поменьше», но и слово «побольше». Дети находят соответствующие детали-вкладыши при сборе и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов, полусфер из двух, а затем из трех деталей. Развитию пространственных представлений и умения соотносить предметы по величине способствуют занятия со сборно-разворными игрушками. Если малыши легко справляются с этими заданиями, то к 1г 9 мес. Можно предложить им выполнять действия на подбор предметов трех величин (разница в величине каждого предмета не менее 3 см).

Третий год жизни.

На занятиях и в самостоятельной деятельности детей используются те же, что и на втором году жизни детей, пять видов дидактических игрушек. Увеличившаяся способность детей к анализу явления и поиску закономерностей в нем, а также умение сравнивать предметы позволяют детям третьего года жизни решать более сложные задачи на группировку, подбор, соотнесение предметов с ориентировкой на два свойства одновременно. Дети меньше прибегают к практическим сопоставлениям, меньше опираются на наглядность, производя часть действий мысленно.

Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие на оси симметрии, уже включают большое количество деталей, различных по цвету и величине. Дети учатся собирать пирамидки из геометрических тел со сквозным отверстием, осуществляя выбор из трех величин – «большой», «поменьше», «маленький» и переносить аналогичные действия на аналогичную ситуацию.

Начиная с 2,5 – 3 лет дети могут собирать пирамидки, прибегая к приему чередования деталей по цвету, форме или величине, т.е. придерживаться определенной системы, удерживая эту систему в памяти, действуя целенаправленно, сначала по показу воспитателя, а затем по его инструкции.

Занятия с геометрическими телами (кубами, цилиндрами,  призмами) также усложняются. В 2 –2,5 года дети могут составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей.

В 2,5 – 3 года дети сооружают башенки из предметов определенной формы, выбирая нужные из 2-3 кубов или 2-3 цилиндров разной величины и одного цвета согласно поставленной задаче.

Приемы обучения:

  1. Использование игрушек с запрограммированными свойствами (пирамидка на конической основе, разная толщина стержней и соответствие им определенных колец, цилиндров с отверстиями)
  2. Использование на начальном этапе обучения округлых предметов (конусы, полусферы, цилиндры), потому, что они не требуют особой пространственной ориентации при совмещении деталей-вкладышей.
  3. Отбор материала по принципу зоны ближайшего развития. На каждом занятии ребенок должен брать какую-то небольшую высоту в освоении нового. На любом занятии обязательно должны быть задействованы все компоненты активного участия малышей: ожидание, поиск, предвосхищение результата, оправдавшееся предположение.
  4. Метод «пассивных движений» (выполнение движений рукой ребенка) на начальных стадиях обучения (второй год жизни). Ребенок чувствует действие прежде, чем сумел построить его образ и отработать навык его исполнения.
  5. Демонстрация образца. Не позволяет усвоить смысл действия, задает внешнюю схему действия. Чтобы действие от внешнего подражания перешло к осмысленному, его необходимо сочетать с пояснением.
  6. Действия по инструкции, по представлению, в воображаемой ситуации.
  7. Самостоятельное действие ребенка. Взрослый либо не присутствует, либо играет второстепенную роль.

Этапы развития предметного действия:

  1. Совместное с взрослым (действие задается и контролируется взрослым).
  2. Частичное или совместно-раздельное (начинают вместе ребенок со взрослым, а ребенок заканчивает). Контроль осуществляет взрослый и частично ребенок.
  3. Выполнение действия ребенком на основе показа. Ребенок представляет цель действия, соотносит процесс исполнения с данным образцом.
  4. Самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Ребенок вынужден самостоятельно ориентироваться в условиях выполнения действия, исполнять и контролировать его.  Начинать обучение следует с действий, требующих соотнесения только по одному свойству, а при переходе к более сложному действию – по двум свойствам. Необходимо первоначально учить ребенка выполнению каждого элемента действия отдельно (например, фигуру выбирает воспитатель, а вкладывает ребенок). Количество объектов на 2-м году жизни должно быть не более двух различающихся пар (заполнение фигурной доски с двумя разными отверстиями). В действиях, требующих расположения  по убывающей величине, количество предметов не превышает 5. На 3-м году количество объектов увеличивается.

Трудности, с которыми сталкивается воспитатель:

а) избирательное отношение детей к окружающей предметной действительности;

б) отсутствие у детей волевой регуляции действий (осваивают только то, что привлекло внимание);

в) разная скорость научения у разных детей. Отсюда – нецелесообразность фронтальных форм обучения.

        Целостная предметная деятельность, складывающаяся к концу третьего года жизни, включает три важнейших компонента:

  • умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тот результат, который еще только предстоит получить на практике (2-2,5г). В поведении эта способность выглядит как возникновение инициативных действий у ребенка (стирать, как мама, забивать гвозди как папа) имеющих общечеловеческие результаты.
  • Умение подбирать такие способы действия, которые выстроены в логике поставленной цели и могут привести к получению нужного результата. Роль взрослого – знаток нормативного действия и ценитель результатов. Ситуативно-деловое общение.
  • Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом (соответствует ли поставленной цели).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

статья "современные подходы к занятиям с дидактическими игрушками детей 2-3 года"

Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению ...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

Роль дидактических игр в экологической работе с детьми четвёртого года жизни.

Анализ лиетратуры по экологическому воспитанию детей четвертого года жизни через дидактические игры...

Консультация для воспитателей "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками"

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста, через игры-занятия с дидактическими игрушками Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависи...

Консультация для родителей «Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками детей первого года жизни»

Целевая группа: родители детей до года, не посещающих детский садПланируемые результаты: умение использовать на практике полученные знания для успешного развития действий рук ребёнка.Регламент работы ...

Дидактические игры "Сочиняем рифмовки" с детьми 6-го года жизни.

На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа  именительного и родительного падежа существительного, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравн...