Проект "ДОРОЖНАЯ АЗБУКА"
проект (средняя группа) по теме

Резединова Надежда Михайловна

Мероприятия, посвященные теме ПДД, всегда актуальны в учреждении дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно – транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно – транспортного происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой,  как к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правила дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике и это требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

  Цель проекта: Формирование и развитие у детей умений безопасного поведения, а так же устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно–транспортной среде.

Задачи проекта:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улице и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортном процессе.
  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Дорожная Азбука25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта:  Резединова Надежда Михайловна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №42»

г. Усолье - Сибирское

ПРОЕКТ «Дорожная Азбука»

Участники проекта: дети  4 лет, родители, педагога

Длительность проекта: долгосрочный

Вид проекта: групповой

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный

Актуальность

Мероприятия, посвященные теме ПДД, всегда актуальны в учреждении дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно – транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно – транспортного происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой,  как к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правила дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике и это требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Ребенок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков, и слышит только те звуки, которые ему интересны. Поле зрения у ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше и он ведет только, то что находиться напротив. А так же у ребёнка по сравнению со взрослым реакция значительно замедленная. Надёжная ориентация налево – направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаков и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной и игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты остаются в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. А также детям очень близки подвижные формы игр, и тут, в буквальном смысле, палочкой – выручалочкой могут стать эстафеты, посвященные безопасности движения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Основание для разработки:

  • Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
  • Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагога.
  • Проект может быть  реализован в рамках совместной деятельности.

         Цель проекта: Формирование и развитие у детей умений безопасного поведения, а так же устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно–транспортной среде.

Задачи проекта:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улице и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортном процессе.
  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Основные направления работы с детьми:

  • диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице;
  • организованные формы обучения НОД;
  • совместная деятельность взрослого и ребёнка;
  • самостоятельная деятельность ребёнка;
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие речи;
  • художественная литература;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • встречи с инспектором ГИБДД;
  • досуг и развлечения.

Этапы реализации задач:

  1. Диагностика – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима, в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.
  2. Теоретическая подготовка – анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта.
  3. Практическая реализация – расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через НОД, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры – драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуации на дороге, совместное изготовление макета.
  4. Результаты практической деятельности – выставка детско- родительских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков).

Принципы реализации проекта (Е.А. Козловской и С.А. Козловского):

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «Дети – Дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно – транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их во взаимодействии с дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проекта:

В группе обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты НОД, бесед, досуг и развлечений;

 Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, т.к. на этом примере ребенок учится  законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников.

Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

  1. анкетирование;
  2. памятки и листовки – обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  3. консультационный материал «Дошкольник и дорога»;
  4. встречи – беседы родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно – транспортного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»);
  5. конкурсы и развлечения по ПДД с участием детей;
  6. родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина – на улице – залог безопасности пешеходов») предполагает обсуждение следующих вопросов:
  •  Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов.
  • Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют.
  • Типичные случаи детского дорожно – транспортного травматизма и меры его предупреждения.
  • Роль взрослых в обучении детей правилам поведения на улице.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Уголок «Дорожного движения» в групповом помещении.
  2. Наглядный материал:
  • транспорт различного функционального назначения;
  • настольно – печатные игры;
  • дидактические игры по ПДД;
  • плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • видеокассеты (диски) по ПДД;
  • атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Транспорт»;
  • дорожные знаки;
  1. Методический инструментарий.
  2. Библиотечка «Школы светофорных наук».

Всё это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психологического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.

Ожидаемый результат:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно – транспортной среде.
  3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...