"Игры и игровые упражнения для развития познавательных способностей детей"
консультация (младшая группа) на тему

Малкова Елена Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_detey.odt26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития познавательных способностей детей .

      Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. В три года ребенок владеет достаточно широким кругом представлений и знаний об окружающей его действительности. Малыш хорошо ориентируется в своей группе и на участке детского сада, знает наименования окружающих его предметов и объектов, некоторые их качества и свойства, а также функциональные возможности многих из них.

     Однако накопленные представления о мире еще не прочно закреплены в сознании малыша. Он недостаточно разбирается в отношениях и связях между наблюдаемыми предметами, объектами и явлениями нашего мира. В три-четыре года познавательная активность ребенка направлена на освоение предметного содержания окружающей действительности. Ребенка все также интересуют предметы и объекты нашего мира, только теперь он их открывает для себя с других сторон, находя ответы на следующие вопросы: как они используются в жизни? Кому нужны? В каких связях друг с другом находятся? И т.п.

      В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие его вопросы малыш стремится вырваться за рамки той среды, в которой постоянно живет. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь  ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.              

     Игра - это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

      Советский психолог Л.С.Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры - просто инстинкт подражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности.

      Игра - средство познания детьми окружающего мира и подго-товки их к учению и труду. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Ребенок всегда играет и его игра имеет большой смысл. Она соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

     Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дидактические игры способствуют более глубокому познанию детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности — предметов, действий, отношений между людьми и т.д. Например: «Игрушки», «Покажи Мишке наши игрушки», «Магазин» - цель этих игр закрепить умение пользоваться игрушками по назначению, выделять их характерные признаки. Они имеют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в том числе в сюжетно-ролевых играх.

     Именно с этой целью во многих играх применяется прием «пе-ревоплощения в игровую роль» (работников детского сада, людей разных профессий), что стимулирует естественный переход от подражательной к сюжетно-ролевой игре.Например: «Кукла забо-лела», «Кто поможет», «Куда едут машины» и т.д.

     Также в работе с детьми 3-4 лет с помощью загадки можно легко, в непринужденной и интересной форме помогать ребенку устанавливать и осознавать связи между наименованиями предметов и явлений, их телесными признаками и функциональными возможностями. Причем загадки должны ставить перед детьми такие вопросы, на которые малыши могли бы ответить самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Чтобы загадки развивали и одновременно развлекали детей, воспитатели придумывают их сами. Учитывая, что трехлетним малышам трудно воспринимать  словестную информацию без наглядного подтверждения, что их интересы направлены на осознание функций, целевых назначений и взаимосвязей различных предметов, можно предложить им особый вид загадок — двигательные. В основе этих загадок лежит

демонстрация способов действия с предметами, наименования которых и должны угадать дети. Например: воспитатель показывает как чистят зубы и спрашивает детей : «чем я чищу зубы ?» К концу года задания усложняются. Воспитатель предлагает отгадать, что он делает. Двигательные загадки динамичны и веселы, что в полной мере соответствует природе трехлетнего малыша.

      Путаницы, так же как и загадки, являются уникальным средством развития детей. В веселой, занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов (объектов, явлений), их взаимосвязь с окружающей действительностью. Педагог предлагает им путаницы в картинках, где в несложный сюжет вплетаются 1-2 неточности, ошибки, основанные на нарушении функции или назначения отдельных предметов (объектов, явлений). Подобные сюжеты не только развивают детей, но и веселят, создают хорошее настроение и вызывают желание чаще рассматривать и обсуждать картинки-путаницы.

     Игры для малышей должны быть построены таким образом , чтобы в течении 15-20 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватить на всех. Игры предпологают необходимость сотрудничества детей с воспитателем и друг с другом. Желательно исползовать игровые мотивы, неожиданные повороты, самим придумывать варианты — это помогает сохранить интерес детей к игре при ее повторении.  

                           Воспитатель:   Малкова Е.В.         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙПредставленны разные игры....

Дидактическая игра как игровая педагогическая технология развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Презентация посвящена поиску новых методик организации дидактических игр. Рассматриваются новые направления в способе организации дидактических nuh/ Лэпбук и бизиборд. Их место в современном детском с...

Упражнения для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе.

Данные упражнения я подготовила и провела на родительском собрании. В настоящее время мы часто стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения. Я подготовила несколько практических упражнений, к...

Игры и игровые упражнения для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Организация игр и игровых упражнений по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста создаёт определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное ...