Главные вкладки

    «Игра это – форма организации обучения и воспитания»
    консультация на тему

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_-_eto_forma_organizatsii_obucheniya_i_vospitaniya.docx25.44 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Консультация для родителей

                                                                                                                      Конова А.А.

                                                          МБДОУ «Детский сад № 48 комбинированного вида»

                                                                                              Советского района г. Казани

          «Игра это – форма организации обучения и воспитания»

      Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.

       Детская игра – не только самостоятельный и самоценный вид деятельности, но и форма организации обучения и воспитания.

       В игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, ребенок берет на себя роль тех взрослых, которые его окружают, подражая их поведению. Как указывал отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский, малыш «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

       Игра – не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, само реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра, таким образом, становится фактором социального развития личности.

       В свое время Антон Семенович Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, радость творчества, усилие мысли. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и другое, что обеспечивает формирование навыков трудовой деятельности.

       Только в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольность и многие другие психические качества.  Именно в игре дошкольник усваивает общественные функции, нормы поведения людей, что и определяет в целом становление его личности. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Так игра учит, изменяет, формирует, развивает, воспитывает.

       Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И игра в этом детском мире стоит на первом месте.

       Сущность игры как деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания действительности. Игра – это и прием организации образовательной деятельности, повышения мотивации, заинтересованности, активности детей.                                                                                       Воспитатели  в группе должны создавать необходимые условия для организации разнообразной игровой деятельности детей (творческих игр и игр с правилами):

    1.Для сюжетно-ролевых игр организовывать уголки: «Дом», «Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Мастерская», «Гараж», «Кафе» и др, обязательно должны  быть образные игрушки (куклы, машинки, животные, посуда, мебель, муляжи продуктов, овощей, фруктов и т.п.), реальные предметы домашнего обихода, одежда, головные уборы, аксессуары, мебель, многофункциональное оборудование (мягкие модули, ширмы, конструкторы, элементы одежды, предметы-заместители и др.);

    2.Для режиссерских игр детей в группе должны быть разнообразные  мелкие игрушки (куклы, машинки, животные, солдатики, домики), макеты леса, деревни, города, улицы, дома и т.п.;

    3.Для театрализованных игр  разные виды театров, атрибуты, элементы одежды, оборудование (ширмы, декорации, бутафория);

    4.Для строительных (конструктивных) игр: строительные материалы, различные конструкторы, схемы, природный и бросовый материал и т.п.;

    5.Для дидактических игр должны подбирать игрушки, реальные предметы, объекты природы;

    6.Для подвижных игр иметь разнообразный спортивный инвентарь и атрибуты;

    7.К речевым и словесным играм  так же должен быть подобран необходимый наглядный материал;

    8.Для игр-экспериментов  воспитатель может использовать разнообразные природные объекты, специальные игрушки, оборудование;

    9.Для музыкальных игр  детские музыкальные инструменты, игрушечные аналоги реальных инструментов, необходимый игровой и иллюстративный материал;

    10.В игротеке должны содержатся разнообразные настольно-печатные и авто дидактические игры (лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, паззлы, рамки-вкладыши, парные картинки).

     Воспитатели должны создавать условия для разнообразной игровой деятельности детей: организовывать игровые уголки, подбирать игры и игрушки, готовить вместе с детьми атрибуты, знакомить детей с основными правилами игр и игровыми действиями, способами общения с партнерами. Каждый день играть вместе с детьми, занимать позицию играющего партнера, пояснять свои игровые действия. Педагог должен уметь вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу, а также незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям.

       Для развития игровой деятельности  воспитатель формирует у детей необходимые знания, умения и навыки, наблюдая за играми детей, изучая игровые интересы, помогая советом, а также предупреждая конфликтные ситуации или помогать решать уже возникшие мирным путем.

       В младших и средних группах воспитатель должен являться организаторам игр, играя вместе с детьми, на собственном примере показывать, как пользоваться ролевой речью, объяснять действия, помогать детям в выборе ролей, корректировать  игровые отношения. В старших же группах обеспечивать развитие самостоятельности детей в игре, игрового творчества: совместного придумывания сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки, игровых правил.

      Для участия в различных играх и самостоятельной организации игровой деятельности  у детей  формируются необходимые умения и навыки:

    1.Дети раннего возраста эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу; самостоятельно выполняют игровые действия с предметами, осуществляют перенос действий; могут играть рядом, не мешая друг другу;

    2.Дети младшего возраста могут принимать на себя роль, умеют объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, вести небольшие ролевые диалоги; придерживаются игровых правил в дидактических и подвижных играх; участвуют в театрализованных играх;

    3.Дети старшего возраста договариваются, во что играть, кто кем будет, подчиняются правилам, самостоятельно отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр, импровизируют; моделируют предметно-игровую среду; выполняют правила в дидактических и подвижных играх, могут объяснить правила другим; активно участвуют в театрализованных играх, играх с элементами спорта.

       По вопросу игровой деятельности с семьями  детей у воспитателей  должно быть налажено взаимодействие: с целью повышения родительской компетентности проводить беседы и консультации, оформлять наглядную информацию, привлекать родителей к участию в обогащении игровой среды групп.   Всем известно, что эффективность воспитательной -образовательной работы с детьми значительно повышается при тесном сотрудничестве педагогов с родителями детей. Многие годы в нашей стране общественное, а не семейное воспитание считалось приоритетным в развитии личности ребенка. Современная педагогика доказала актуальность и приоритетность семьи в воспитании ребенка. Именно с помощью родителей дети усваивают нормы поведения, определенные знания, основы национальной и общей культуры. Воспитание и образование в семье органично переплетается с жизнью в среде самых близких и значимых людей.

       Безусловно, игровая деятельность ребенка в семье отличается от игр детей в детском саду по содержанию, условиям и форме организации. Но то, что играть в разнообразные игры дома дети должны, это обязательное условие   психофизического развития ребенка-дошкольника. Любая игра с ребенком способствует поддержанию теплых внутрисемейных отношений. Но самое главное – регулярное общение родителей с детьми доставляет всем большую радость.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для педсовета на тему: "Формы организации обучения конструированию".

    В данном материале раскрываются основные формы организации обучения конструированию: по образцу, по условию, по схемам и чертежам, по теме, по замыслу....

    Формы организации обучения конструированию

    В консультации рассказаны виды и формы конструирования....

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

    в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...

    Формы организации обучения в ДОУ

    Формы организации обучения в ДОУ...

    Педагогические возможности различных методик, форм организации обучения дошкольников

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, МЕТОД ПРОЕКТОВ....