"Театрализованная деятельность в детском саду".
статья (средняя группа) на тему

Опыт организации работы педагога  по театрально-речевой деятельности детей в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatropyt.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

           ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ.

Театр - одно из ярких, эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.п.

Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточиться и духовно не обеднеет.

Кукольный театр, как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников . Куклы , мягкая игрушка , куклы - пальчики , куклы - перчатки - это маленькие живые куколки , сколько радости они вносят в детскую жизнь , какими замечательными , добрыми союзниками становятся в воспитании ребенка.

Малыши обожают смотреть, а потом и сами участвовать в спектаклях кукольного театра. Театр близок им, понятен, доступен. Сознавая это, я решила организовать работу по театрально - речевой деятельности детей в группе.

Перед собой я ставила такие задачи, как развитие словаря детей, связной речи, развитие голоса, выразительной речи, совершенствование у детей эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений.

Вначале работы необходимо было создать условия для театральной деятельности детей. С этой целью в группе была выделена зона для театрально-речевой деятельности детей и туда помещены различные виды театров ( настольный,  5-ти пальцевый, мягкой игрушки, Петрушки, масок). Большая  часть кукол- игрушек для театров сделана  своими руками. Там же, на уровне роста детей расположила фланелеграф и панно с фигурками персонажей различных сказок. С помощью родителей была изготовлена ширма. Обучая детей кукловождению, мы сначала рассматривали куклу, как она выглядит, затем учились её держать, а потом уже двигать ею.

С помощью кукол разыгрывала с детьми небольшие сценки, короткие спектакли, маленькие сказки. Дети с удовольствием принимали в них участие.

В процессе работы так же побуждала  детей к различным инсценировкам.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Звучность, ритмичность, наивность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать.

Знакомя детей с различными песенками, потешками  я ставила перед своими слушателями задачу не только запоминать их, эмоционально прочитать, но и самим обыграть.  Малыши с удовольствием  «превращались» в курочек, зайчиков,  уточек, копировали движения, разговор, интонацию обращения и ответа. Например, при разучивании потешки «Кисонька-мурысынька» все вместе спрашивали:               «Кисонька – мурысынька, где ты была?»

Затем кому-нибудь из детей предлагала вместе со мной произнести ответ кисоньки:

« На  мельнице».

Ребенок при этом показывал действия кисоньки, соответствующие тексту потешки.

А чтобы малыши могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать отношение к нему, я использовала «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса» предлагала ребёнку:

- «Покажи, как мама бережно, осторожно причёсывает тебе волосы, как ласково при этом приговаривает».

В памяти детей живо возникал образ мамы, и, копируя её в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях  потешки эти действия уже сопровождались текстом. Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек.

С  удивительным  педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих, к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех духовных сил. Сказки способствуют  формированию   характера   ребёнка,   развитию   его   мышления,  речи, творческой фантазии, художественного вкуса, учат преодолевать трудности, прививают любовь к труду, воспитывают благородные чувства, вызывают стремление быть добрым, честным, храбрым, справедливым.

Народные сказки предоставляют богатые возможности для инсценирования.

Динамичный сюжет, стройная и определённая композиция, диалоги, в которых постоянно раскрываются характеры персонажей - всё это позволяет создать в спектакле яркие образы, отразить реальные жизненные ситуации.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над  выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй . Исполняемая роль , произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно , четко, понятно изъясняться .У него улучшается              

диалогическая речь, ее грамматический строй. Не менее важно , что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам , сопереживать разыгрываемые события. Чтобы дети могли лучше передавать настроение, переживания , эмоциональное состояние персонажей в повседневной жизни и в занятия включала игру «Цветок настроений». На  лепестках разного цвета изображены различные настроения. Ребенку предлагается выбрать лепесток понравившегося ему цвета ,назвать и изобразить то настроение , какое на лепестке. Показ сопровождается небольшим текстом. Например, на лепестке «страх», ребенок изображает и произносит дрожащим голосом:

- «Ой, доска качается, сейчас я упаду»!

С этой же целью использую в своей работе этюды. Этюды - это своеобразная школа , где дети постигают основы актерского мастерства. Этюды и упражнения помогают развивать память, внимание, воображение, умение двигаться, общаться с партнерами. Этюды, на выражение  основных эмоций  развивают способности  детей  понимать эмоциональное состояние другого  человека   и  умение  адекватно  выразить  свое,  учат  само расслабляться  (картотека таких этюдов есть в группе).

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому что, каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

В ходе работы с детьми проводила ряд игровых занятий, в которые как часть занятия включала театрализованную игру, психогимнастику. Каждое из этих занятий старалась сделать радостным и увлекательным. Действуя с героями сказок, ребёнок с большим удовольствием выполняет задания, предложенные воспитателем, легко обучаясь считать, размышлять, рассуждать, что в увлекательной форме решает комплекс образовательных задач ДОУ.

Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...