Главные вкладки

    Статья "Чувство Родины…"
    статья на тему

    Какшарова Лариса Дмитриевна

    В статье говорится о воспитании у дошкольников патриотических чувств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_chuvstvo_rodiny.docx17.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чувство Родины…

    Какшарова Л.Д

    МАДОУ №37 «Ягодка», г. Губкин

    Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Мир ребенка начинается с его семьи.

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв

    Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях.

    Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

    История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

    Мы живем в Губкине, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее города.

    Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим  к пониманию, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

    - повсюду люди трудятся для всех;

    - везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

    - повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

    - люди берегут и охраняют природу;

    - есть общие национальные и общественные праздники.

    Эту истину знаю от роду.

    И её никогда не таю:

    Кто не любит родную природу,

    Тот не любит Отчизну свою.

    Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

    Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

    Через экскурсии и прогулки в парк, поле,  прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

    Любить свой город – значит и любить природу в нем.

    Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.

    Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

    Знакомя детей с родной страной,  расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.

    Формируем  представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формируются  основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах,  прививаем  детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим  ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

    Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

    Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

    Приобщаем  детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем  детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

    Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем  их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.

    Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

    Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.

    Приобщая их к труду, формируем  ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей  в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!».

    Постепенно от прогулки к экскурсии, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.

    Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.

    Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

    Список использованной литературы:

    1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е.Ю. Александрова, Е.П.Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
    2. Бударина, Г.А. Рукотворная краса земли Белгородской/ Г.А. Бударина, Т.А.Приставкина. Белгород, 2002. – 138с.
    3. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ А.М.Виноградова. - М.: Просвещение, 1989. – 96с.
    4. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина/ Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

    Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

    ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

    "Малая Родина - милая Родина"

    занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

    Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

    Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

    Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

    Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...