Нравственно-патриотическое восптание дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Тропова Марина Анатольевна

В данной статье раскрывается сущность работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тропова Марина Анатольевна

Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

МДОУ комбинированного вида «Детский сад «Белоснежка»

город Надым

Ямало – Ненецкий автономный округ

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

В настоящее время Россия переживает один из непростых  исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Все это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Основная причина кроется в том, что наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением  и интересом относится к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из задач дошкольного образовательного учреждения. Педагогам-дошкольникам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить утраченную в последние годы актуальность в работе по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к старшему поколению, героям войны и труда. В этой связи особую значимость приобретает период дошкольного детства. В это время закладываются основы восприятия окружающего мира, как фундамент становления личности и в результате систематической, целенаправленной, воспитательной работы у ребенка формируются элементы гражданственности и патриотизма.

Цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

    Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.  Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.            

Мы живем в очень сложное время. Одна из проблем современного общества состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая яркий пример. Поэтому естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, литературно-художественного и других компонентов, знание истории и богатейших традиций Отечества.

  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь,

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

   В конечном счете, работа по воспитанию нравственно-патриотических качеств личности ребенка является  одним из главных приоритетов каждого дошкольного образовательного учреждения.

  Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ. Поэтому работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к людям других национальностей, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

  • семья
  • детский сад
  • родная улица
  • родной город
  • страна,  символика
  • права и обязанности

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? 

- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением  работы по нравственно – патриотическому воспитанию является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с символикой нашего государства (герб, флаг, гимн).

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Дети должны знать, за что их бабушки и дедушки получали медали, знать своих знаменитых предков и т.д.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех;

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

  помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

 

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной (к школе) группы

Сроки проведения

тема

Содержание работы

Сентябрь

«Моя семья»

- Работа над понятием «семья». Разгадывание ребуса «7Я»;

- Беседа с детьми о семейных традициях и праздниках;

- Рисование дома для своей семьи;

- Изготовление коллажа «Моя семья».

Октябрь

«Детский сад»

- Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду;

- Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад);

- Показ кукольного спектакля для детей младшей группы;

- Семейный праздник «Моя родословная»

Ноябрь

1-2 неделя

«Город, в котором я живу»

- Экскурсия по улицам города;

- Экскурсия в музей этнографии  (знакомство с историей г. Надыма);

- Беседа «Надым – город счастья»;

- Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе;

- Рассматривание герба г. Надыма;

- Составление описательного рассказа «Город, в котором я живу»

Ноябрь

2-3 неделя

«Ямал-край родной»

- Рассказ воспитателя об истории Ямала;

- Экскурсия в Дом природы (знакомство с флорой и фауной Ямала);

- Рассматривание герба и флага ЯНАО»;

- Изготовление панно из природного материала «Герб ЯНАО»

Декабрь

«Новый год у ворот»

- Беседа о праздниках;

- Рассказ воспитателя о времени встречи Нового года в разных часовых поясах и воображаемое путешествие по карте;

- Беседа о новогодних символах, о новогодних обычаях;

- Оформление группы к празднику;

- Акция «Поможем птицам зимой»

Январь

«Наша родина – Россия»

- Экскурсия по карте «Моя Родина»

- Беседа о людях разных национальностей, живущих в России;

- Беседа о березке – символе России;

- Беседа о народных приметах, промыслах;

- Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей;

- Составление рассказов «Россия в будущем»

- Семейные национальные праздники.

Февраль

«Сильны  и могучи богатыри славной Руси»

- Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины»;

- Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов;

- посещение Музея – комнаты «История военного костюма» (МОУ СОШ № 6);

- Изготовление подарков папам и дедушкам;

- спортивные развлечения «Вместе с папой».

Март

«Мамочка милая, мама моя»

- Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле»;

- Рассказы детей о своих мамах;

- Выставка детских рисунков « Мамы разные нужны, мамы разные важны»;

- Музыкальный досуг «Все стихи и песни о тебе, любимая»;

- Фото-вернисаж «Мамочка любимая моя»;

-  Изготовление подарков для мам, бабушек.

Апрель

«Наши космонавты»

- Рассматривание альбома «Космонавты»;

- Пословицы и поговорки о космонавтах;

- Спортивное развлечение «Мы – космонавты»;

- конструирование «Космический корабль».

Май

«Славим тебя человек труда»

«Этот День Победы»

- Беседа о профессиях людей, работающих на Крайнем Севере. (Рассматривание альбома с фотографиями).

- Фото-вернисаж « Славим тебя, человек труда»

- Операция « Чистый участок» (уборка участков детского сада детьми).

- посещение «Музей Тани Савичевой» (МОУ СОШ № 2); «Музей боевой славы» (МОУ СОШ № 4);

- Беседа о подвигах солдат во время ВОВ;

- Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов;

- Акция «Разгладим морщины, согреем ладони»

Июнь

«Символы России»

- Экскурсия к мэрии (рассматривание флагов).

- Беседа «Символы России»;

- Слушание гимна РФ (в грамзаписи). Беседа по содержанию текста;

- Рассматривание герба Российской Федерации (исторические данные);

-  Изготовление панно из природного материала «Флаг России»;

- Открытие выставки детских работ «Символы России».


План мероприятий месячника популяризации

 Государственных символов России

(дата проведения июнь)

Наименование мероприятия

I блок – « Город, в котором я живу»

1.

- Экскурсия в выставочный зал (знакомство с историей г. Надыма) (старшая, подг. группы)

2.

- Беседа «Надым – город счастья»

- Рассматривание фотографий с изображением памятных мест в городе (средняя, старшая, подгот. гр.)

3.

Занятия по ИЗО:

  • Аппликация «Флажок» (младшая группа);
  • Рисование «Флаг моего города» (средняя группа);
  •  Панно из природного материала «Флаг Надыма» (подготовительная группа)

4.

- Рассматривание герба г. Надыма (средняя, старшая группы);

- Составление описательного рассказа «Герб моего города» (подготовительная группа)

II блок – «Наш край»

5.

- Экскурсия в Дом природы (старшая, подготовительная группа)

6.

Занятия по ИЗО:

  • Аппликация «Флаг ЯНАО» (средняя группа);
  • Рисование «Флаг ЯНАО» (старшая группа);

7.

- Рассматривание герба ЯНАО

- Рисование герба ЯНАО (старшая, подготовительная группы)

III блок – «Моя родина – Россия»

8.

- Экскурсия к зданию Администрации муниципального образования Надымский район (рассматривание флагов) (старшая, подготовительная группы)

9.

- Беседа «Символы России».

- Слушание гимна РФ (в грамзаписи). Беседа по содержанию текста    

   (старшая, подготовительная группы)

10.

Занятия по ИЗО:

  • Аппликация «Флаг России» (младшая группа);
  • Рисование «Пресветлое солнце» (средняя группа)

11.

- Рассматривание герба Российской Федерации (исторические данные)    

  (подготовительная группа).

12.

- Изготовление панно из природного материала «Флаг России»

  (подготовительная группа)

13.

Открытие выставки детских работ «Символы России» (музыкальный зал)


Конспект занятия «Надым – город на Ямале»

Создал Господь Бог Землю. Все расположил на ней своим чередом: и горы, и равнины, и моря, и океаны, и пустыни…Хорошо получилось.

Потом призадумался. А какими бы богатствами одарить каждое место на Земле? И решил – соберу все подарки и отправлюсь путешествовать. Пришел на Украину – подарил ей сады, в Молдавию – виноградники, на Кавказ – минеральные источники, на Урал – камни самоцветные, оказался в Восточной Сибири – оставил там уголь и руду железную. Когда на тюменской земле оказался, почувствовал, что устал, притомился. Взял он и высыпал здесь сразу полмешка подарков. Тут тебе и нефть, и газ, и лес, и зверь пушной, и рыба, да много еще чего… Передохнул и подумал Бог: «Большие богатства большим трудом должны добываться». И спрятал их – нефть и газ под землю, зверей – в леса дремучие, рыбу  - в реки и озера глубокие. «Пусть, сказал Господь Бог, люди здешние живут в достатке, своим трудом славят землю сибирскую да преумножают богатство и мощь России – матушки». Так оно на самом деле есть, и так будет всегда.

Цель:

Познакомить детей с достопримечательностями города  Надыма. Научить понимать символический смысл изображений на флаге и гербе. Учить называть и показывать на карте область, округ и город. Закрепить знания детей о природных богатствах края. Формировать представления об основных профессиях надымчан.

Материал и оборудование:

Герб и флаг Надыма. Карта полезных ископаемых России, карта ЯНАО. Фотографии буровых вышек. Вырезанные из картона фигурки людей в одежде буровиков. Мольберты с фотографиями достопримечательностями города.

Предварительная работа:

Экскурсия в краеведческий музей, беседы о Надыме, о профессиях людей, живущих в городе.

Ход занятия

В: Скажите, на какой планете мы живем?

Д: Мы живем на планете Земля.

В: Как называется наша страна?

Д: Наша страна называется Россия.

В: Кто из вас назовет область, округ и город, в котором мы живем?

Д: Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым.

В: Правильно. Покажите  на карте.

У каждого города, как и человека, свой возраст. Сколько лет нашему городу? В этом году будет 39 лет со дня основания нашего города.

А кто скажет, почему решили построить город Надым?

Д: Потому что на месторождении «Медвежье» нашли газ.

В: Правильно, и поэтому профессии газовика, буровика и строителя для города градообразующие. Ребята, а кем работают ваши родители? (ответы детей).

В нашем суровом крае на болотах, в тайге, тундре работают мужественные люди, открываются новые месторождения газа (фотографии). Газ по трубопроводам поступает во многие города нашей родины и в другие страны.

Давайте рассмотрим карту Ямало-Ненецкого автономного округа и обозначим на карте те места, где могли жить и работать буровики и газовики (дети обозначают на карте города и поселки ЯНАО, где добывают газ).

А теперь, давайте поговорим о символике нашего города. Надым, как и другие города, имеет свой герб и флаг (Рассматриваем герб и флаг города беседуем).

В: В каждом городе есть свои достопримечательности. Это места, куда любят ходить горожане, чтобы отдохнуть, полюбоваться на памятники. Их показывают гостям города. Давайте с вами отправимся на экскурсию на «автобусе» по городу Надыму (экскурсия по фотографиям).

Первая остановка – улица Комсомольская, это первая улица, которая появилась в нашем городе (дети рассматривают фотографии, рассказывают, какие здания есть на этой улице).

Вторая остановка – Вечный огонь (дети рассматривают фотографии, рассказывая, в честь кого открыт памятник).

Третья остановка – бульвар Стрижова (дети рассматривают фотографии, воспитатель рассказывает, в честь кого открыт памятник).

Четвертая остановка – парк отдыха.

Таким образом, дети объезжают 4-5 остановок, рассматривая фотографии, ведя беседу.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Знатоки Надыма». Затем дети возвращаются в детский сад, под песню о Надыме рисуют то место в городе, которое им больше всего понравилось.


Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом.

ИГРА «Где находится памятник?»

Цель: Продолжать учит ориентироваться на карте города, закреплять знания о памятниках города.

Материал: открытки памятников Надыма, фишки.

Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте города место его расположения. Ответивший верно, получает фишку.

ИГРА «Узнай по описанию»

Цель: Закрепить представление о достопримечательностях города Надыма, активизировать мышление и воображение.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

ИГРА «Знатоки Надыма»

Цель: Закрепить знания о памятниках Надыма, развивать воображение, память.

Материал: Разрезные картинки с видами памятников Надыма, фишки.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту фотографии, открытки узнать памятник. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

ИГРА «Продолжи»

Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание.

Примеры для продолжения:

Наш город называется…..

Жителей нашего города называют…..

В парке много…..

Озеро называется…..

ИГРА «Найди отличия»

Цель: Учить сравнивать характерные особенности города строящегося и настоящего, развивать мышление, речь.

Материал: фотографии города строящегося и настоящего.

Ход игры: Воспитатель предлагает сравнить фотографии города раньше и сейчас, улицы раньше и в настоящее время. Находить отличия, местоположение объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"

Научно-исследовательская разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе...

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стал...