Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа) по теме

Черняховская Альмира Ильшатовна

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. И, конечно, знакомство это следует начинать с младшего дошкольного возраста.  Для младшего дошкольника характерен естественный интерес ко всему, что им неизвестно, т. е. ко всему. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о городе, воспитывая любовь не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад общеразвивающего вида №12 “Солнышко”

Елабужского муниципального района

Нравственно - патриотическое              воспитание

            младших дошкольников.

                                      Воспитатель 2 младшей группы

                                                                      Черняховская Альмира Ильшатовна.

                                    Елабуга, 2013 г.

Актуальность темы:

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. У дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края, отмечается низкий уровень знаний истории города, края. Многие родители затрудняются в знании истории города, края, а есть и такие, которые не хотят её знать. Из - за высокой занятости родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. И, конечно, знакомство это следует начинать с младшего дошкольного возраста.  Для младшего дошкольника характерен естественный интерес ко всему, что им неизвестно, т. е. ко всему. Поддерживая этот интерес, педагог помогает детям освоить первые представления о городе, воспитывая любовь не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Большая роль  в этой работе принадлежит родителям. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом... Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я". Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Пусть маленький человек с  помощью взрослых  открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад.  Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными... Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим.

При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

На занятиях и в повседневной жизни следует использовать разнообразные методы и приемы работы. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Знакомство с городом  начинается с ближайших улиц. На прогулках в 1 младшей группе я проводила экскурсии по территории детского сада с целью  ознакомления детей с природой, с участками, что на них есть.

Во второй младшей группе надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы - длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть  на другой улице. У каждой  улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Эту работу  следует проводить в утренний отрезок времени и подключать к помощи родителей.

Во время праздников нужно обращать внимание на то, как украшается город, какой он становится красивый. Эта работа продолжается на занятиях по изобразительной деятельности: рисование: «Воздушные шары», «Зажжем разноцветные огоньки», «Флажки на ниточке», «Картина про праздник». Аппликация: «Флажок», «Домик», «Флажки на ниточке».  Детям будет интересно, если занятия будут проходить  в игровой  форме ,  например: «Украсим город к празднику», «Выпал беленький снежок», «Золотая осень».

Во время игр со строительным материалом я предлагала детям построить улицу для машин, вместе со мной они строили разные дома. «Много домов – это уже улица»- объясняла я им.

Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым, привлечь стоит и детей к этой работе. Необходимо объяснять, что фантики от конфет, обертки от мороженого бросать на землю нельзя, для этого существуют урны. Если все будут следить за чистотой, то наш город будет красивым и чистым.

                       

                     Проект

           «Елабуга - город,

           в котором я живу»

                                   ( для II младшей группы)

                                                             

                                                                Воспитатель 2 младшей группы

                                                                      Черняховская Альмира Ильшатовна.

                                    Елабуга, 2013 г.

 Планируемые результаты:

Ребёнок знает о том, что такое город и его название. Знает название своей улицы и улицы,  на которой находится детский сад, знаком с понятием «адрес», умеет  видеть красоту родного города, радоваться ей;

Цель: вызвать положительные эмоции, чувство восхищения своим домом, улицей, городом.

Задачи: 

        • формировать представления детей о родном городе;

         • дать знания о том, что такое « город», « улица», « адрес».

        • обобщить знание детей о видах городского транспорта.

        • воспитывать умение видеть красоту родного  города, радоваться ей;

  • создать условия для совместной творческой деятельности (ребёнок,    родитель, воспитатель).

       • способствовать повышению познавательной активности родителей     (создание альбома, фотогазеты).        

Идеи проекта:

Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс.

Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка.

Срок реализации: 1 месяц

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: фронтальный. 

                                         Стратегия реализации проекта

1 этап.   Подготовительный.

Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:

- Подготовка информационного пространства ( консультации для родителей, анкетирование родителей ).

- Сбор дидактического и наглядного материала по теме проекта.

- Разработка дидактических игр «Давай построим дом».

- Разработка стратегии реализации проекта.

2 этап. Мероприятия и события проекта.

Мероприятия

и   события

Задачи

«Наш город»

. Беседа «Город, в котором я живу».

. Рассматривание фотографий и открыток «Достопримечательности города».

.Аппликация «Дома высокие и низкие».

. Рисование «Огни в окнах домов».

.Папка – передвижка для родителей «Знакомим ребенка с родным городом».

.Консультация для родителей

« Роль семьи в воспитании у детей любви к родине»

.НОД « Мой любимый город»

Знакомить с понятием «город», с его названиями.

Познакомить с главными достопримечательностями города. Способствовать воспитанию любви к родному городу.

«Моя улица и дом»

.Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

.Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

.Экскурсия по улицам, рядом с детским садом ( с родителями).

.Разработка рекомендаций для родителей по заучиванию домашнего адреса.

.Конструирование «Улица города».

.НОД « Дом, в котором я живу» .

Знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»

Способствовать запоминанию своего адреса.

Познакомить детей с названием  улиц, на которых они проживают: с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер. Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

«Транспорт нашего города».

. Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни).

.  Рассматривание иллюстраций с
изображением разных видов транспорта.

.  Беседы с детьми о правилах поведения на
улице.

.  Оформление альбома «Транспорт нашего
города» (рисование совместно с родителями).

. НОД « Едем в гости»

Формировать знания детей о транспорте нашего города.

Уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта.

Знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, учить соблюдать их.

Посредством художественно-творческой деятельности развивать у детей интерес к различным видам транспорта. Развивать творческие способности.

Формировать знания о транспортных средствах, о пассажирском виде транспорта.

3 Этап. Заключительный.

Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми  результатами:

- Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.

- Создание, совместно с родителями, фотогазеты «Милый сердцу уголок».

Непосредственная образовательная деятельность

                      в 2-й младшей группе на тему:

              «Дом,  в котором я живу»

Задачи:

Образовательная область "Познание": Расширять представления детей об окружающем мире, о доме, семье, близких, которые живут вместе.

Образовательная область "Коммуникация": Развивать диалогическую речь, вводить в активный словарь понятия: "дом, семья, родные и близкие".

Образовательная область"Здоровье": Развивать мелкую моторику рук, обеспечивать сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.

Образовательная область "Социализация": Воспитывать доброе чувство, гордость за свою семью, желание взаимодействовать в совместной игре, стимулировать творческую активность детей.

Образовательная область "Художественное творчество" Формировать умение конструировать из геометрических фигур.

Образовательная область "Музыка" Создание эмоционально-положительного фона во время конструирования.

Материал и оборудование: Видеопрезентация на тему "Животные и их жилища", блоки для конструирования, аудиозапись песни "Дом в котором ты живешь"

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, рисунков родителей «Мой малыш».  Чтение стихов о семье, сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семейные хлопоты». Беседы на темы «Я и мой дом», « мой домашний адрес», «Папа, мама, я – дружная семья», «Как я помогаю дома».

Словарная работа:  дупло , нора, берлога.

Ход:

Воспитатель подзывает детей к себе.

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети берутся за руки, друг другу улыбаются.

Воспитатель:

А теперь улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними.

Дети здороваются.

Воспитатель:

И вам, ребята, я скажу:

- Здравствуйте, милые дети!

Вы прекрасней всех на свете!

Вот таких хороших и пригожих я приглашаю поиграть. Хотите? Тогда проходите.

Дети проходят, садятся на стулья,

Воспитатель:

Сегодня мы поиграем в игру "Кто где живет? "

Воробей живет под крышей,

В теплой норке домик мыши.

У лягушки дом в пруду,

Домик бабочки в саду.

На картинку посмотрите, кто это, назовите.

-Где живет птица? В гнезде.

- Из чего оно построено? Из веток, травинок, пуха.

-Кто построил гнездо? Птица сама

-где живет белка? В дупле

-кто построил белке дупло? Сама нашла в старом дереве

-где живет медведь? В берлоге

-кто ему построил берлогу? Сам нашел ямку, натаскал веток, травы, листьев

-а где живет лиса? В норе

-кто ей построил нору? Сама, вырыла лапками.

-Всех зверей мы расселили по домикам.

-Зачем нужен дом птицам, лисе, медведю, белке? Чтобы прятаться от врагов, хранить запасы, отдыхать, спать, прятаться от холода.

-Хорошо, что у всех зверей есть свой дом.

-А у вас есть свой дом?

-Из чего сделан ваш дом? из камня и кирпича

-Какой ваш дом? Большой, маленький, высокий. Уточняем адрес дома.

-Хочу рассказать я о доме своем

Где с мамой и папой мы вместе живем.

(рассматривают домик: стены, крыша, балконы, окна с занавесками). Показ слайда.

Воспитатель:

- Постучусь-ка в домик я,

чья же здесь живет семья?

Вопросы о семье (воспитатель опрашивает несколько детей) :

-Кто это?

-Как зовут?

-С кем ты живешь?

-Кто чем занимается?

-Как зовут бабушку, дедушку, сестренку, братика?

-Как ты ласково называешь бабушку, дедушку, папу, маму, сестренку, братика?

-Как называют маму, папу бабушка и дедушка? (Дочь, сынок) .

-Как называют мама и папа дедушку и бабушку? (Мама, папа) .

- Это все наши самые дорогие люди на свете – родные и близкие. Давайте все вместе повторим эти прекрасные слова - родные и близкие.

Физминутка

СТРОИМ ДОМ

Раз, два, три, четыре, пять. Дети выполняют прыжки на месте

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Будем жить мы дружно в нем. Приседают.

- Как хорошо, что у вас есть любимый дом, дружная и крепкая семья, которая в нем живет, где любят друг друга и во всем помогают.

-А вы хотите построить свой дом?

Игра «Построй свой дом»

Подойдите к столам и соберите дом из геометрических фигур, (тихо звучит песня «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь») .

-Какая красивая улица у вас получилась, а сколько знакомых детей здесь живет!

-Постучусь ка в домик я

Чья же здесь живет семья?

-Как тебя зовут?

-С кем ты живешь?

- А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Воспитатель с детьми вместе проводит пальчиковую игру «Дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья.

(Текст игры обыгрывается и проговаривается детьми) .

Зажжется в каждом доме свет,

Там мама варит нам обед.

А папа дарит ей цветы.

Живем в том доме я и ты.

Всех обнимаю крепко я,

Смотрите: живет здесь дружная семья!

Лучше дома не найдешь,

Дом, в котором ты живешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"

Научно-исследовательская разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе...

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»...

Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников

Статья о важности нравственного воспитания детей с ранних лет, актуальность проблемы в современном обществе....

Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением....

Проект «Мы дети Югры» как средство нравственно- патриотического воспитания младших дошкольников

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека зд...

Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС

Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС...