Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников
статья (средняя группа) на тему

Здунова Татьяна Владимировна

Статья о важности нравственного воспитания детей с ранних лет, актуальность проблемы в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patriot._vospit.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр развития ребенка детский сад № 151»

Статья на тему:

«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»

                                    Выполнила: Воспитатель I квалификационной категории  

                                                          Здунова Т.В.        

Магнитогорск 2014

С давних времен, в какое бы время не жили люди, было очень важным воспитать ребенка достойным гражданином своей страны. Всегда педагоги признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.                                                                                          Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.                                                                          Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.                                            Образование детей дошкольного возраста не может успешно осуществляться без ценностного ориентирования, без приобщения их к реально функционирующим в обществе ценностям. В современных условиях жизни утрачиваются многие этические, эстетические измерения культуры, утвердились и стали реальностью двойные стандарты морали, вопросы приобщения детей к духовным и материальным ценностям звучат особенно актуально. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви, внимании  и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям мамы и папы. К сожалению, в наше время все чаще можно заметить, что в семье уделяется недостаточно времени на формирование у ребенка нравственных качеств. Зачастую родители оправдывают свое невнимание к детям нехваткой времени, излишней занятостью, а порой и просто нежеланием уделять ребенку должное  внимание. Ребенок, видя соответствующий  пример со стороны родителей, вынужден сам набираться опыта  в общении как с детьми так и со взрослыми.                                Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. Большую часть времени дети проводят в детском саду, поэтому патриотическому воспитанию уделяется очень много внимания, ведь в любой сфере деятельности ребенка прослеживаются моменты патриотического воспитания. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Цель воспитания патриотизма у детей младшего, среднего  дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность и все  эти качества можно прививать через игровую деятельность и педагог должна являться помощником и союзником не только для детей, но и для их родителей . Для этого в группах оборудованы различные зоны деятельности, снабженные всеми необходимыми пособиями, дидактическими и развивающими играми, игрушками, художественной литературой, альбомами с фотографиями семьи,  родного города и т.д. и всеми необходимыми материалами, которые позволяют детям в полной мере реализоваться. Содержание патриотического воспитания детей младшего, среднего  дошкольного возраста раскрывается следующим образом: 
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.                                         - знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями; 
- приобщение детей к культурному наследию: праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое. В нашем детском саду для этого отведено место под огород , где дети с удовольствием ухаживают за растениями, а в группах оформляется огород на подоконнике .
Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.   Мы стараемся приобщать детей к чтению книг не только в детском саду, но также и дома с родителями . Семья  располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.                                                            Значительную часть времени дети проводят играя.  Любая игрушка помогает ребенку развивать те или иные чувства, познавать окружающий мир. Но только кукла, которая по сути своей является отражением образа человека, становится той игрушкой, которая поможет ребенку развить представление о себе и раскрыть мир человеческих отношений. Наблюдая за своими воспитанниками ,я обратила внимание, что играя с куклой, ребенок вкладывает в ее уста свои слова и мысли, что способствует выражению его внутреннего мира. Кукла становится ребенку образцом для подражания, ведь через нее в детском сознании формируются такие моральные понятия, как красивое и некрасивое, хорошее и плохое, доброе и злое. Ребенок начинает знакомство с куклой с первых месяцев своей жизни, а заканчивает игру в куклы в подростковом возрасте. Поэтому при выборе куклы нужно учитывать ее размер, материал, из которого она изготовлена, ее «возраст» и выражение «лица», так как по мере взросления ребенка кукла тоже должна становиться старше. С четырех лет начинаются ролевые игры, когда кукольный арсенал ребенка пополняется куклами в униформе: солдатиками, пожарными, летчиками. Если девочки нуждаются во всевозможных аксессуарах для своих кукол, в домиках и мебели для них, а так же в кухонной посуде, сменной одежде, кроватке и одеяле, то мальчикам интереснее сделать мебель с помощью конструктора или кубиков. Именно сюжетно- ролевые игры детей помогают нам взрослым лучше понять ребенка и тем самым предоставляется возможность повлиять на формирование  морально патриотических качеств у детей. Только совместными усилиями мы сможем воспитать и вырастить достойных граждан для своей Родины и впоследствии гордиться ими. Так давайте же постараемся уделять нашим детям как можно больше внимания, потому что детство - это самое прекрасное и незабываемое время в жизни человека, которое, к сожалению,  уходит безвозвратно, и назад его уже не вернешь,  и тем драгоценнее становится каждая минута, счастливо прожитая в детстве.

Литература

И.Н. Курочкина. Как научить ребенка поступать нравственно.-Флинта 2004 г.

Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет.-Айрис-Пресс 2009 г.

Г.Н.Жучкова. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет.

Ж.Г.Волкова. Метод.разработка «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности».