АЗБУКА ДОБРА
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Трофимова Мария Сергеевна

Целью курса является формирование у ребят дошкольного возраста систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий "добро - зло" и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dobra_i_zla.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Добрый день, уважаемые коллеги.

Представляю вашему вниманию  курс «Азбука добра».

Целью курса  является  формирование у ребят дошкольного возраста  систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Средства достижения цели:

Интегрированный подход к обучению: фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированное занятие.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются самостоятельной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Первый раздел курса «Азбука добра»  посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у детей дошкольного возраста этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел курса  называется «Добро и зло». Он  предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в детском саду, на улице, в семье, с соседями и т. д. У ребят старшего дошкольного возраста формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в детском саду, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет детям старшего дошкольного возраста быстрее включиться в мир гимназического сообщества.

Четвертый раздел  «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в коллективе.  Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает  интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения  курса. Практическими показателями усвоения  нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе дошкольников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.

№  занятия

                Тема занятия

Этика приветствия

1

Здравствуй, детский сад!

2

Добрые традиции детского сада.

3

Доброе утро, воспитатель!

4

Здравствуйте, ребята!

Добро и зло

5

«Ежели вы вежливы»

6-7

Почтение родителей – уважение себе

8

Старших надо уважать, малышей – не обижать

9

Доброе слово, что ясный день

Энциклопедия этикета

10

Группа  идет в  детский сад.

11

Группа  идет на обед

12

Группа  идет в библиотеку, медпункт

13

Группа  идет в театр (театральный этикет)

14

Группа  идет на экскурсию

15

Группа  идет домой (повседневный этикет)

16

Группа  идет по городу

Жизнь по законам добра

17

Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки?

18

Ладушки – ладошки (мой сосед)

19

Раздели печаль и радость другого

20

Жить – Родине служить

21

Если радость на всех одна

22

Мама, я могу быть волшебником!

23

Самая «классная» группа

24

Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу)

Добро побеждает зло

25

Сказка ложь, да в ней намек!

(путешествие в волшебную страну)

26

Нам счастья не сулит обида чья-то

27

Мы рисуем добро

28

Группа  несет добро детям

29

Группа  несет добро бабушкам и дедушкам

30

Группа  несет добро нашему городу

31-33

Добро, что солнце (итоговые занятия)

Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Мастер-класс

Давайте подробнее коснемся каждого раздела и побудем немного детьми.

I раздел 

Задачи раздела:

  • формировать представление  об этикетных формах приветствия;
  • способствовать успешной адаптации и социализации детей в условиях  детского сада;
  • освоение кодекса дошкольника как совокупности нравственных правил.

Содержание деятельности

В рамках этого раздела содержание деятельности включает

  • обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые  формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
  • формирование коммуникативных навыков.  

Содержание проблемы

Актуальным вопросом является формирование умения толерантного  межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, сменой ведущего вида деятельности ребенок старшего дошкольного возраста испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом  вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.

Формы реализации

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,

конкурсы рисунков.

Ребята должны знать и уметь:

  • употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
  • правильно вести себя во время беседы;
  • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
  • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

Хочу сразу остановиться на самом первом занятие, первом дне ребенка в детском саду.

Мы с вами  сегодня оказались в новом коллективе, кто-то встретил здесь знакомого, кто-то видит людей в первый раз.

 С детьми, пришедшими в детский сад, происходит тоже самое. Они видят знакомые и не знакомые лица, не знают как себя подать, что можно или нельзя сказать тому или иному ребенку.

Нас сегодня и детей первого сентября спасет создание «группового солнышка».

Участникам  раздаются лучики солнца, на доске прикрепляется желтый круг, к которому будут прикрепляться лучики. Участники пишут  или рисуют свои имена, после представляются, прикрепляя лучики к основанию.

Раздел 2. Добро и зло

Задачи раздела:

- воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);

-  осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела  программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений  в диапазоне «добра и зла», реализация   добрых дел по отношению к окружающим людям – в детском саду, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Содержание проблемы

Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и  анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив - добро, поступок-зло..?)

Формы реализации:

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.

Ребята должны знать и уметь:

  • знать существенные  признаки, отличающие добрых людей

от злых;

  • употреблять добрые слова в  обращении с людьми;
  • учить делать добро и не совершать злых поступков;
  • уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
  • уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и  заботиться о них.

Занятие  «Доброе слово, что ясный день» поможет детям определить значение добрых слов в жизни человека, установить зависимость между добрыми словами и самочувствием.

Раздел 3. Энциклопедия этикета

Задачи раздела:

- формировать представление  у детей дошкольного возраста о поведении в общественных местах (детском саду, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);

-    изучить существующие виды этикета;

- формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.

Содержание деятельности

Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте.  Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.

Содержание проблемы

Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям,  формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача воспитателя посредством занятий данного раздела формировать у детей целостное представление об этикете и   побуждать желание соблюдать его законы.

Формы реализации:

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.

Ребята должны знать и уметь:

  • знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
  • иметь представление о приличиях и манерах поведения;
  • уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
  • узнать о нем больше и т.п.

 Этот раздел практико-ориентированный. Изучая данный раздел можно предложить детям следующие упражнения:

Ролевая групповая  игра

          Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть, например:

  • - вы попали в чужой город, стоите на вокзале и не знаете, как вам добраться до нужного места;
  • - вам нужно попасть домой к определенному времени, а часов с собой нет;
  • - вы на центральной площади чужого города, видите удивительное сооружение и хотите

Ролевая групповая  игра

     Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть.

  • - вам срочно нужно перейти дорогу, на другой стороне вас ждет мама, а пешеходный переход через 200 метров;
  • - вы вышли из автобуса, а в руках остался проездной билет, урны на остановке нет;
  • - по дороге из детского сада домой мама дала вам съесть банан, банан съеден, что делать с кожурой?

Раздел 4. Жизнь по законам добра

Задачи раздела:

  • вооружить знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;
  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
  • научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Исходное положение: в детском саду не только получают знания и играют, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.

Содержание проблемы

Ребенок и детский коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Ребенок в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

Формы реализации:

конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.

Ребенок должны знать и уметь: 

  • приобрести опыт общения с людьми;
  • уметь проявлять сильные стороны характера;
  • уметь выполнять роль хозяина в детском саду, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
  • осознавать  роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

Обращаясь к занятию 19, мы  поднимаем проблему дружбы в коллективе. Предлагаю вам вновь вспомнить, что на данный период мы с вами тоже коллектив.

Я не предлагаю вам прожить со мной все занятие, однако частичку его мы сейчас проведем.

Мимическая гимнастика

- Улыбнитесь друг другу.

- Покажите мимикой лицо доброжелательного человека, злобного.

VII. Тактильное общение

- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать? Пожмите руки друг другу.

- Говорят: «Рука друга, локоть друга». Как вы понимаете это выражение?

- Как вы думаете, какая дружба на ощупь? На вкус? С какой погодой вы бы сравнили дружбу? С каким животным можно связать это слово? Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

И в продолжение темы, уже на 21 занятии предлагаются следующие тренинги:

- представьте своего друга в виде какого-либо животного, объясните свой выбор (дети, а в данном случае взрослые описывают своего друга в образе животного, доказывают, почему именно это животное они выбрали).

- Вы правы, только сказочные герои до конца не изучены. Они такие же загадочные, как и вы.

А теперь немного пошутим. Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья»

- Кто из вас приходит в группу с опозданием на час?

- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?

- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

- Кто из вас, скажите вслух, на занятьях ловит мух?

- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

 Рефлексия

- Ну, и для того, чтобы понять, что сегодня мы все стали дружным коллективом, давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

Раздел 5. Добро побеждает зло

Задачи раздела:

- сформировать твердое убеждение  о непременной победе добра над злом;

- формировать представление  о силе добра  и его нравственном потенциале;

- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в  других людях.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.

Содержание проблемы

Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при  проявлении злости и безнравственности.

Формы реализации:

 конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.

Предполагаемый результат: 

  • приобретение опыта  доброго общения с людьми;
  • проявление сильных добрых сторон характера;
  • возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки;
  • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.

Ребята должны знать и уметь:

  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
  • отстоять своё мнение;
  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;
  • самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

На  подведение  итогов  работы по формированию нравственных качеств детей первого года обучения рассчитан этот раздел  (см. занятие 31-33).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект совместного с родителями занятия детей старшей группы « Азбука добра»

Цели:Ø  Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;Ø  Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказыва...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: Азбука добра.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: Азбука добра....

"Азбука добра для родителей"

Памятка для родителей...

Кружок "Азбука добра"

Кружок "Азбука добра" относится к духовно нравственному воспитанию...

Конспект мероприятия для детей дошкольного возраста на тему:"Азбука добра"

Конспект мероприятия для детей дошкольного возраста на тему: "Азбука добра"...

Социальный проект "Азбука Добра"

АННОТАЦИЯИдея проекта: Постоянно делать добрые дела – вот смысл жизни человека!Цель: формирование у детей представлений о добре как высшей нравственной ценности и стремления делать добрые ...