Консультация для воспитателей "Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников"
консультация на тему

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников»»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          imageПодготовила: воспитатель

                                                             ГБОУ ООШ № 20

                                                                  г. Новокуйбышевска

структурного подразделения

                                                                          «Детского сада «Гномик»

                                                               Титова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новокуйбышевск

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников

 

В начале ХХ в. предпринимаются попытки создания модели детского музея. А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам разрабатывают методы и Приемы, обеспечивающие включенность детей разного возраста в освоение культурного наследия в музейном пространстве.

 В 1990-х гг. сотрудниками центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея создана музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Совместно с преподавателями Института детства РГПУ им. А.И. Герцена разработаны программа для детей дошкольного возраста «Мы входим в мир прекрасного» и комплекс студийно-экскурсионных программ выходного дня «Мой друг - музей!».

 Подрастающее поколение воспитывается в различных типах музеев (историческом, краеведческом, искусствоведческом, литературном, детском). Музеи (краеведческий, изобразительных искусств, Посвященный развитию литературы, жизни и деятельности писателей, композиторов) способствуют приобщению к национальной культуре, искусству, истории своего края, страны. Специфичность воспитательного Потенциала музея исторического профиля заключается в использовании исторических свидетельств, памятников-Подлинников, отражающих многостороннюю историю народов, их трудовые, боевые и культурные традиции.

 Знакомясь с подлинниками, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и Познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.

 Уникальность образовательного пространства музея заключается в следующем:

- возможность организовать общение детей с подлинниками как частью культурного наследия;

 - экспонат в музее представлен в гармонии с другими подлинными экспонатами, продуманной музейной обстановкой, что способствует развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, информацию музейных предметов;

- активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;

- в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об искусстве, к диалогу «ребенок - экспонаты как носители культуры» - взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его освоении;

 - в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством (предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию; дети перенимают модели поведения взрослых, интерес и отношения к предметам экспозиции.

 Музейная педагогика представляет систематизированную форму педагогической деятельности, обеспечивающую эффективное воспитание детей, она содержит теоретические и научно-методические принципы наиболее полноценного использования музейных средств для воздействия на структуру интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка.
Технологии музейной педагогики, раскрытые в музейно-педагогических программах Русского музея «Здравствуй, музей!».

Проектирование и организация мини-музеев в ДОУ, организация системы работы с детьми, родителями, оформление выставок, исполнение роли экскурсоводов, экспертов, искусствоведов, сотрудников музея помогают ребенку приобщиться к культуре.

Исследователи Т. Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.Ф. Флёрина, Р.М. Чумичева и др., изучая проблему художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, экспериментально выделили и научно обосновали требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп, что учитывается при проектировании экспозиций музея:

- доступность;

- близость детскому опыту, интересам;

- разные стили, манера исполнения;

- разные жанры искусства;

- вьисокохудожественность произведения;

- гуманистическая направленность.

Приобщая дошкольников к музейным коллекциям, исследователи рекомендуют рассматривать:

- скульптурные произведения (станковые скульптуры - фигурки животных, людей);

- предметы декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы быта);

- выставки иллюстрированных детских книг (книжная графика);

- пейзажи и жанровая живопись («детские портреты, натюрморт);

- анималистический жанр и др.

Ученые, вступая в дискуссию о первом посещении музея ребенком, возрастных границах, о том, каким должен быть музей для дошкольника, о взаимосвязи музея и мини-музея в ДОУ, приходят к абсолютному убеждению: искусство выше возрастных рамок аудитории.

На современном этапе активно разрабатываются музейно-педагогические программы для дошкольников.

В настоящее время информационные технологии обусловливают развитие визуальной массовой культуры. Интенсивный визуальный поток - средство информационных технологий.

 Визуальная массовая культура представляет собой сумму созданных человеком зрительных образов и артефактов, отождествляющих его с окружающим миром. Она передает знания о мире, ценности и нормы социального поведения, определяет характер взаимодействия человека с окружающей средой. В основе медийных технологий в области искусства лежит манипулирование визуальными образами с использованием разного рода технологических приемов и спецэффектов. Включаясь в визуальную коммуникацию, дети с раннего возраста с помощью компьютерных технологий могут воспринимать исторически сложившиеся ценности.

 Визуальными объектами являются:

- произведения изобразительного искусства как визуальные изображения действительности и воплощение художественных образов, заключающие в себе идеи, влияющие на формирование общественных норм и понятий;

 - фотография как форма документации семейной жизни, вид изобразительного искусства, связанный с иллюстрацией, элементами рекламы;

- элементы окружающей среды, наиболее запоминающиеся ребенку.

Музейная педагогика - современная технология образования специалистов педагогического профиля, а музей может рассматриваться образовательным пространством воспитания, обучения и социализации детей дошкольного возраста.

 

 Литература:

1.     Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // детский сад от А до Я. 2007. УЧ 6.

2.     Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!> / Под ред. Б.А. Столярова и др. СП6., 2005.

3.     Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., 2000.
Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников»»

                                                                                          Подготовила: воспитатель

                                                             ГБОУ ООШ № 20

                                                                  г. Новокуйбышевска

структурного подразделения

                                                                          «Детского сада «Гномик»

                                                               Титова О.А.

г. Новокуйбышевск

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников

В начале ХХ в. предпринимаются попытки создания модели детского музея. А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам разрабатывают методы и Приемы, обеспечивающие включенность детей разного возраста в освоение культурного наследия в музейном пространстве.

 В 1990-х гг. сотрудниками центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея создана музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Совместно с преподавателями Института детства РГПУ им. А.И. Герцена разработаны программа для детей дошкольного возраста «Мы входим в мир прекрасного» и комплекс студийно-экскурсионных программ выходного дня «Мой друг - музей!».

 Подрастающее поколение воспитывается в различных типах музеев (историческом, краеведческом, искусствоведческом, литературном, детском). Музеи (краеведческий, изобразительных искусств, Посвященный развитию литературы, жизни и деятельности писателей, композиторов) способствуют приобщению к национальной культуре, искусству, истории своего края, страны. Специфичность воспитательного Потенциала музея исторического профиля заключается в использовании исторических свидетельств, памятников-Подлинников, отражающих многостороннюю историю народов, их трудовые, боевые и культурные традиции.

 Знакомясь с подлинниками, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и Познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.

 Уникальность образовательного пространства музея заключается в следующем:

- возможность организовать общение детей с подлинниками как частью культурного наследия;

 - экспонат в музее представлен в гармонии с другими подлинными экспонатами, продуманной музейной обстановкой, что способствует развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, информацию музейных предметов;

- активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;

- в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об искусстве, к диалогу «ребенок - экспонаты как носители культуры» - взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его освоении;

 - в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством (предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию; дети перенимают модели поведения взрослых, интерес и отношения к предметам экспозиции.

 Музейная педагогика представляет систематизированную форму педагогической деятельности, обеспечивающую эффективное воспитание детей, она содержит теоретические и научно-методические принципы наиболее полноценного использования музейных средств для воздействия на структуру интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка.
Технологии музейной педагогики, раскрытые в музейно-педагогических программах Русского музея «Здравствуй, музей!».

Проектирование и организация мини-музеев в ДОУ, организация системы работы с детьми, родителями, оформление выставок, исполнение роли экскурсоводов, экспертов, искусствоведов, сотрудников музея помогают ребенку приобщиться к культуре.

Исследователи Т. Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.Ф. Флёрина, Р.М. Чумичева и др., изучая проблему художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, экспериментально выделили и научно обосновали требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп, что учитывается при проектировании экспозиций музея:

- доступность;

- близость детскому опыту, интересам;

- разные стили, манера исполнения;

- разные жанры искусства;

- вьисокохудожественность произведения;

- гуманистическая направленность.

Приобщая дошкольников к музейным коллекциям, исследователи рекомендуют рассматривать:

- скульптурные произведения (станковые скульптуры - фигурки животных, людей);

- предметы декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы быта);

- выставки иллюстрированных детских книг (книжная графика);

- пейзажи и жанровая живопись («детские портреты, натюрморт);

- анималистический жанр и др.

Ученые, вступая в дискуссию о первом посещении музея ребенком, возрастных границах, о том, каким должен быть музей для дошкольника, о взаимосвязи музея и мини-музея в ДОУ, приходят к абсолютному убеждению: искусство выше возрастных рамок аудитории.

На современном этапе активно разрабатываются музейно-педагогические программы для дошкольников.

В настоящее время информационные технологии обусловливают развитие визуальной массовой культуры. Интенсивный визуальный поток - средство информационных технологий.

 Визуальная массовая культура представляет собой сумму созданных человеком зрительных образов и артефактов, отождествляющих его с окружающим миром. Она передает знания о мире, ценности и нормы социального поведения, определяет характер взаимодействия человека с окружающей средой. В основе медийных технологий в области искусства лежит манипулирование визуальными образами с использованием разного рода технологических приемов и спецэффектов. Включаясь в визуальную коммуникацию, дети с раннего возраста с помощью компьютерных технологий могут воспринимать исторически сложившиеся ценности.

 Визуальными объектами являются:

- произведения изобразительного искусства как визуальные изображения действительности и воплощение художественных образов, заключающие в себе идеи, влияющие на формирование общественных норм и понятий;

 - фотография как форма документации семейной жизни, вид изобразительного искусства, связанный с иллюстрацией, элементами рекламы;

- элементы окружающей среды, наиболее запоминающиеся ребенку.

Музейная педагогика - современная технология образования специалистов педагогического профиля, а музей может рассматриваться образовательным пространством воспитания, обучения и социализации детей дошкольного возраста.

 Литература:

  1. Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // детский сад от А до Я. 2007. УЧ 6.
  2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!> / Под ред. Б.А. Столярова и др. СП6., 2005.
  3. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., 2000.
    Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование культурно – образовательного пространства групповых помещений для формирования двигательных навыков.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начально...

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников - Консультация для воспитателей

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников В начале ХХ в. предпринимаются попытки создания модели детского музея. А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам разрабатывают методы и Приемы, ...

Инновационный проект«Модель сетевого взаимодействия культурно -образовательного сообщества по развитию детей дошкольного возраста»

Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как суб...

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...