«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
статья (старшая группа) на тему

Семечкова Наталья Николаевна

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 присмотра и оздоровления г.Мончегорска

Выступление на педсовете на тему: «Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»

                                                                         

                                                                                        Воспитатель: Семечкова Н.Н.

Январь,2016г.

Каждый из нас когда-нибудь посещал музей, получая при этом огромное удовольствие от увиденного. В специально отведенном месте, на грамотно организованном пространстве, в соответствии с музейными правилами и требованиями, демонстрируется  материал, который представляет собой историческую ценность, как прошлого, так и настоящего. Интерес и желание посещать музеи необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Знакомство с ними можно начать с мини – музеев, которые  размещаются  в  пространстве группы. Приставка  «мини» дает возможность регулировать масштабы музея.

Подрастающее поколение воспитывается в различных типах музеев (историческом, краеведческом, искусствоведческом, литературном, детском). Музеи (краеведческий, изобразительных искусств, Посвященный развитию литературы, жизни и деятельности писателей, композиторов, музей камня) способствуют приобщению к национальной культуре, искусству, истории своего края, страны. Специфичность воспитательного Потенциала музея исторического профиля заключается в использовании исторических свидетельств, памятников-Подлинников, отражающих многостороннюю историю народов, их трудовые, боевые и культурные традиции.

 Знакомясь с подлинниками, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и Познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.

 Уникальность образовательного пространства музея заключается в следующем:

- возможность организовать общение детей с подлинниками как частью культурного наследия;

 - экспонат в музее представлен в гармонии с другими подлинными экспонатами, продуманной музейной обстановкой, что способствует развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, информацию музейных предметов;

- активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;

- в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об искусстве, к диалогу «ребёнок - экспонаты как носители культуры» - взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его освоении;

 - в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством (предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию; дети перенимают модели поведения взрослых, интерес и отношения к предметам экспозиции.

 Музейная педагогика представляет систематизированную форму педагогической деятельности, обеспечивающую эффективное воспитание детей, она содержит теоретические и научно-методические принципы наиболее полноценного использования музейных средств для воздействия на структуру интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два

крупных направления:

1. сотрудничество ДОУ с музеями;

2. создание и использование мини-музеев в детском саду.

Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" от традиционного:

- Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть со-

браны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры.

- Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может

делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных

интересов и возможностей.

- Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.

Проектирование и организация мини-музеев в ДОУ, организация системы работы с детьми, родителями, оформление выставок, исполнение роли экскурсоводов, экспертов, искусствоведов, сотрудников музея помогают ребенку приобщиться к культуре.

Исследователи Т. Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.Ф. Флёрина, Р.М. Чумичева и др., изучая проблему художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, экспериментально выделили и научно обосновали требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп, что учитывается при проектировании экспозиций музея:

- доступность;

- близость детскому опыту, интересам;

- разные стили, манера исполнения;

- разные жанры искусства;

- высокохудожественность произведения;

- гуманистическая направленность.

Приобщая дошкольников к музейным коллекциям, исследователи рекомендуют рассматривать:

- скульптурные произведения (станковые скульптуры - фигурки животных, людей);

- предметы декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы быта);

- выставки иллюстрированных детских книг (книжная графика);

- пейзажи и жанровая живопись («детские портреты, натюрморт);

- анималистический жанр и др.

Ученые, вступая в дискуссию о первом посещении музея ребенком, возрастных границах, о том, каким должен быть музей для дошкольника, о взаимосвязи музея и мини-музея в ДОУ, приходят к абсолютному убеждению: искусство выше возрастных рамок аудитории.

В настоящее время информационные технологии обусловливают развитие визуальной массовой культуры. Интенсивный визуальный поток - средство информационных технологий.

 Визуальная массовая культура представляет собой сумму созданных человеком зрительных образов и артефактов, отождествляющих его с окружающим миром.

 Визуальными объектами являются:

- произведения изобразительного искусства как визуальные изображения действительности и воплощение художественных образов, заключающие в себе идеи, влияющие на формирование общественных норм и понятий;

 - фотография как форма документации семейной жизни, вид изобразительного искусства, связанный с иллюстрацией, элементами рекламы;

- элементы окружающей среды, наиболее запоминающиеся ребенку.

Музейная педагогика - современная технология образования специалистов педагогического профиля, а музей может рассматриваться образовательным пространством воспитания, обучения и социализации детей дошкольного возраста.

Формы работы в мини­музее:

  1.Мини­беседы с детьми.

2. Экскурсии для детей и родителей.

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

4. Мастер­класс по изготовлению экспонатов.

5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.

6. Творческие игры, образовательные путешествия.

7. Чтение художественной литературы.

8. Исследовательская деятельность, экспериментирование.

9. Музицирование, прослушивание аудио ­ материалов, просмотр мини­презентаций.


 Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

-заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

-выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

-выявление творческих способностей детей;

-расширение представлений о содержании музейной культуры;

-развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

-создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Вывод: организация в группах мини-музеев – это одна из ценных и интересных форм работы и  не только с детьми дошкольного возраста, но и с родителями.  С помощью грамотно организованного  мини-музея  можно совершенствовать образовательный и воспитательный процесс, способствовать дополнительному образованию дошкольников. А значит, мы решаем главную задачу – подготовка к обучению детей в школе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Конспект заняти с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Экскурсия в мини-музей "Чудо-нить"

Закрепление знаний детей об экспонатах музея (государственной символике), о малой родине. Знакомство с творческими материалами музея вязанной игрушки ...

Описание к презентации «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и ...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...