Агрессивный ребенок в группе
статья (младшая группа) по теме

Ярыгина Аза Константиновна

Причины появления агрессии у детей . Пути их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnyy_rebenok.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название организации]

Агрессивный ребенок в группе.


Содержание:

1. Агрессия. Виды агрессий

2.Причины появления агрессии у детей.

3.Советы родителям.

4.Шаги по преодоления агрессии.

5.Коррекция агрессии

6.Игры для агрессивных детей.


Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Агрессия, к сожалению, окружает нас и наших детей. Агрессивность в поведении человека может быть защитной, часто агрессивными  называют детей, «неудобных», у которых проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми. Почему ребенок становится агрессивным, всегда ли причинами такого поведения являются внешние факторы. Что в таком случае делать родителям, как помочь?

 Виды агрессии:

-физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта

-вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

-прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта

-косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу)

-инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели

-враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Признаки агрессивности:

-Слишком говорлив.

-Чрезмерно подвижен.

-Не понимает чувств и переживаний других детей.

-Часто ругается со взрослыми.

-Создает конфликтные ситуации.

-Перекладывает вину на других.

-Суетлив.

-Импульсивен.

-Часто дерется.

-Не может адекватно оценить свое поведение.

-Имеет мускульное напряжение.

-Часто специально раздражает взрослых.

-Мало и беспокойно спит

Причины агрессивного поведения:

1.Нарушения эмоционально-волевой сферы:

-неумение ребенка управлять своим поведением;

-недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения , общения.

2.Неблагополучная семейная обстановка:

-отчуждение. Постоянные ссоры, стрессы;

-нет единства требований к ребенку;

-ребенку предъявляют слишком суровые или слабые требования;

-физические (особенно жестокие) наказания;

-асоциальное поведение родителей;

-плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

3. Трудности обучения.

4.Психологический климат в дошкольном учреждении.

Советы родителям.

1.Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный)  пример.

2.Поддерживать  дисциплину, выполнять установленные правила.

3. Давать ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.

4.Напрвить его энергию в положительное русло ( например  спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением( восточные единоборства, бокс, ушу, рисование, пение).

5.Предъявляя ребенку свои требования, учитывать его возможности. А не свои желания.

6.Игнорировать легкие проявления агрессии, не фиксировать на них внимание окружающих.

7.Включать ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

8. На проявление агрессии устанавливать жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

9.Научить ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

10.Никогда не заставлять ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему : »Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый».

11. Практиковать эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным, добрым.

12. В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков» высказать свои эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить  в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору, покидать мяч об стену; устроить соревнование «кто громче крикнет», « кто выше прыгнет»,» кто быстрее пробежит».

13.Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Остановить занесенную руку для удара, окликнуть ребенка.

14. Учить  ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложить ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например6» Если хочешь ударить, бей лучше не меня , а стул»), а затем выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помнить, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Преодоление детской агрессии

Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 шаг - стимуляция гуманных чувств:

-стимулировать  у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувств неловкости, вины за агрессивное поведение;

-учить его не сваливать свою вину на других;

-развивать у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

«Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

«Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»

Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.

Предложить помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

2шаг-ориентация на эмоциональное состояние другого.

Стремится  обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Например:

«Ты сейчас чувствуешь себя победителем?» ,»Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему:» Давай пожалеем Лену»

«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», »Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», « Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»

3шаг - осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

-помочь агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное;

-постараться понять характер агрессивности-защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

-стимулировать осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения  детьми;

-стремиться поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы;

-чаще разговаривать с агрессивным ребенком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

-чаще спрашивать у него о вариантах выхода из конфликтных ситуаций;

-объяснять, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

-рассказать, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать;

-спрашивать у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет контроль над собой;

-объяснить ребенку, зачем необходимо и что означает «Контролировать» собственную агрессию.

Например:

«Ты стукнул Веру, потому что…, а еще почему?

Взрослый говорит: »Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»

Эти вопросы можно адресовать и ребенку-жертве притеснения. »Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

-Помочь ребенку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;

-учить выплескивать гнев в приемлемой форме;

-учить агрессивного ребенка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

-учить ребенка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;

-стремится использовать чувство юмора, объяснять ребенку, склонному к агрессии, следующее: »Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния:

-Стимулировать положительные эмоции у ребенка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Использовать новизну, необычность, неожиданность игривого и неигривого поведения и действий с предметами. Чтобы переключить ребенка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

 не навешивайте ярлыки на агрессивного ребенка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные.

Игры для агрессивных  детей.

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками).»Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат крылышки и лапки у доктора Айболита). «Драки начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает. Кувыркается и т. П. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые - злые кошки (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг, в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом  из волшебного круга выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…»- и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда дети все побывали в «волшебном» круге, обруч убирается. Дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу ведущего. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч -«волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение « ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее. Сильнее. Сильнее…»- помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).Это вариант игры «Каратист». И проводится аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые. Сильные движения.

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).

Ведущий говорит: »Клоуны показывали представление, веселили их. А потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращаем внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, »ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: »Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось» .Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

Жужа (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает »Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней:

Жужа, Жужа, выходи

Жужа, жужа, догони!

«Жужа смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. Топает ногами от злости, а когда дети заходят за волшебную черту, выбегает и ловит детей .Кого жужа поймала, тот выбывает из игры.

"Попроси игрушку" — вербальный вариант

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

 

"Попроси игрушку" — невербальный вариант

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.


Используемая литература:

Широкова Г.А., Хадько Е.Г. «Практикум для детского психолога»

Истратова О.Н. «Коррекция агрессии у детей»

Фурманов И.А. »Детская агрессивность»

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Агрессивный ребенок в группе".

Консультация "Агрессивный ребенок в группе" - это помощь педагогам в решении ситуации  с  детской  агрессией....

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Работа с агрессивным ребенком в группе

Работа с агрессивным ребенком в группе.Агрессивное поведение - одно из самых распространненых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как, это наиболее быстрый и эффективный способ достижения ...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивный ребенок. Несколько советов в общении с агрессивным ребенком.

    Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хоче...

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе».

Семинар-практикум: «Причины агрессивного поведения ребенка. Экспресс - приемы. Как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе»....

Агрессивный ребенок в группе

Как избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке?...