диагностические методики для обследования когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников
материал (младшая группа) на тему

Мошкова Екатерина Сергеевна

Анализ  коррекционных занятий из программы развития и коррекции когнитивно-познавательной сферы

                

Цель проводимых занятий: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.

Задачи: формирование у детей сенсорных эталонов; стимуляция и совершенствование ориентировочных действий; развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами; формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.

Все компоненты структуры занятия выдержаны. Дидактический  материал соответствует возрастным и особенностям психической деятельности, уровню развития детей. Преобладают все виды поля визуальное, аудиальное, кинестетическое дигитальное.

В ходе занятий формировались следующие когнитивные умения: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать,  умение пользовать вспомогательными материалами (таблицами, картинками, схемами и т.д.); умение слушать и слышать речь другого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_dlya_obsledovaniya_kognitivno.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

диагностические методики для обследования когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников

Хорошо развитая когнитивно-познавательная сфера дошкольников является фактором, во многом определяющая не только успешность будущего обучения в школе, но и общую личностную успешность. Так как высокий уровень развития внимания, памяти, восприятия, мышления способствует лучшей ориентировке в окружающем мире. Поэтому, если вовремя выявить  детей с проблемами в развитии когнитивно-познавательной сферы и помочь им преодолеть возможное отставание в развитии, то можно предотвратить не только школьную неуспеваемость, но и способствовать гармоничному и благополучному развитию ребенка.

Возраст от 3 до 5 лет наиболее сензитивен для диагностической и коррекционной работы, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. По данным И. С Кривовяз, «среди воспитанников общеобразовательного детского сада детей с проблемами в развитии оказалось 30 из 100». В условиях массового дошкольного учреждения целенаправленной коррекционно-развивающей работы с ними не проводится. Педагоги детских садов к этому не подготовлены, да и не ставят перед собой подобной задачи. Находясь в массовых дошкольных учреждениях и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них формируются заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно пройдя диагностическое обследование и получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего нарушения еще в младшем дошкольном возрасте.

Диагностическое обследование по определению уровня развития когнитивно-познавательной сферы проводилось индивидуально по следующим методикам:

  1. «Методика обследования познавательного развития ребенка 3 - 4 лет». Источник: Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей»/ [Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Разенкова Ю.А. и др.]; под ред. Стребелевой Е.А.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004.
  2. «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память». Источник: Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
  3. «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание». Источник: Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
  4. «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.). Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.
  5. «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой). Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.
  6. «Доски Сегена» (Сеген Э.). Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.
  7. «Методика Кооса» (мышление). Источник: Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.
  8. «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф). Источник: Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: «Памятники исторической мысли», 1995.
  9. «Особенности развития игровой деятельности в возрасте 2-6 лет». Источник: Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2000

Таблица 1

Сводная таблица входной диагностики уровня развития когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников

Личный

код

ребенка

Возраст

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Итоговый уровень развития

1

221

3г.7 мес.

н

Н-с

н

Н-с

н

2

218

3г.8 мес.

н

Н-с

н

н

н

3

219

3г. 9мес.

н

н

н

н

н

4

216

3г.8 мес.

Н-с

н

н

н

н

5

215

3г. 9 мес.

н

Н-с

н

н

н

После проведенной коррекционной работы, мы провели контрольную диагностику этих воспитанников (см. таблицу 2)

Таблица 2

Сводная таблица контрольной диагностики уровня развития когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников

Личный

код

ребенка

Возраст

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Итоговый уровень развития

1

221

3г.8 мес.

Н-с

с

Н-с

с

Н - с

2

218

3г. 9 мес.

с

с

Н-с

с

с

3

219

3г. 10 мес.

н

н

н

н

н

4

216

3г.9 мес.

с

Н-с

Н-с

Н-с

Н-с

5

215

3г. 10 мес.

с

с

с

с

с

Психологические заключения по результатам исследовательской деятельности

Психологическое заключение №1

Ф.И.О. клиента: девочка

Возраст: 3г.7 мес.

Дата обследования:

Отделение (группа): 26.

Общая характеристика развития когнитивно-познавательной сферы

Обследование проводилось по запросу педагога и родителей, обеспокоенных недостаточной успешностью девочки (педагог проводила мониторинг усвоения основных знаний и умений по программе).

В ходе обследования были использованы следующие диагностические методики: «Методика обследования познавательного развития ребенка 3 - 4 лет», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание»,  «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.), «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой), «Доски Сегена» (Сеген Э.), «Методика Кооса» (мышление), «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф).

Физическое развитие: без особенностей, группа здоровья и физического развития – 1.

Внешний вид: Недостаточная аккуратность в одежде (несвежая блузка, оторванная пуговица и т.д.) неподстриженные ногти, неухоженные волосы. Антропометрические характеристики соответствуют возрасту.

Моторика: общая моторная неловкость (неуклюжесть), слабо развитая мелкая моторика (общая неаккуратность выполнения работы, недостаточно точные движения на бытовом уровне).

Реакция на обследование: положительная, девочке очень понравилось, что ее выбрали из других детей. Задания выполняла с удовольствием.

Характер деятельности: недостаточная целенаправленность, высокая утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность, низкая работоспособность с преобладающей игровой или соревновательной мотивацией.

Свойства внимания: У девочки низкий уровень развития основных свойств внимания.

Объем: низкий уровень.

Концентрация: низкий уровень.

Переключение: ниже среднего уровня.

Восприятие цвета: ниже среднего уровня.

Восприятие формы: низкий уровень.

Восприятие величины: ниже среднего уровня.

Целостное восприятие объектов: ниже среднего уровня.

Мышление: наглядно-действенное, не соответствует возрасту -

восприятие отдельных предметов, явлений; объединяет предметы по субъективным признакам; недифференцированное, глобальное понимание причин; отражает  единичную причину явления.

Память: непроизвольная, образная, уровень развития – низкий.

Проблемы развития

По результатам обследования, а также особенностям внешнего вида, поведения, характеру деятельности можно предположить, что у девочки развивается синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью. Общий уровень развития когнитивно-познавательной сферы низкий.

Прогноз развития: благоприятный, при условии проведения дополнительное обследование (с согласия родителей) для уточнения психологического диагноза, а также коррекционных занятий (желательно несколько циклично повторяющихся курсов), а также выполнения психолого-педагогических рекомендаций.

Рекомендации:

  1. Провести дополнительное обследование (с согласия родителей) для уточнения психологического диагноза.
  2. Консультация психоневролога.
  3. Занятия по развитию по развитию когнитивно-познавательной сферы и произвольности поведения.
  4. Педагогу:

-  По возможности пересадить девочку за стол, ближе к воспитателю.

- Развивать мотивацию достижения.

- Контролировать выполнение всех заданий на занятии (и их понимание).  - Следить, чтобы ребенок меньше отвлекался во время занятий. По возможности давать больше динамичных заданий, чаще организовывать динамические паузы, смену деятельности.

- Формулировать задания и просьбы для девочки кратко, конкретно (не более 10 слов!).

- Предлагать индивидуальные задания (карточки, кубики, мозаика и т.д.),

- Не допускать переутомления.

- Не требовать одновременно от ребенка внимания, аккуратности и усидчивости.

- Создавать ситуации успеха.

  1. Родителям: подойти на индивидуальную консультацию по вопросу организации помощи ребенку дома для преодоления дефицита внимания и гиперактивности.

- Необходимо поддерживать дома четкий распорядок дня.

- Избегать повторения слов «нет» и «нельзя» («железных «нет» в семье не должно быть больше 5!).

- Говорить с ребенком сдержанно, спокойно, мягко.

- Для подкрепления устных инструкци инструкций используйте зрительную стимуляцию.

- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

- Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей.

- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»

- Давайте возможность для расходования избыточной энергии.

- Оберегайте от утомления.

 

Психологическое заключение № 2

Ф.И.О. клиента: мальчик

Возраст: 3г.8 мес.

Дата обследования:

Отделение (группа): 26

Общая характеристика развития когнитивно-познавательной сферы

Обследование проводилось по запросу педагога и родителей, обеспокоенных недостаточной успешностью мальчика (педагог проводила мониторинг усвоения основных знаний и умений по программе).

В ходе обследования были использованы следующие диагностические методики: «Методика обследования познавательного развития ребенка 3 - 4 лет», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание»,  «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.), «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой), «Доски Сегена» (Сеген Э.), «Методика Кооса» (мышление), «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф).

Физическое развитие: часто болеет - хроническое заболевание верхних дыхательных путей, группа здоровья и физического развития – 2.

Внешний вид:

  1. Недостаточно аккуратный.
  2. Антропометрические характеристики соответствуют возрасту.

Моторика: недостаточно развита мелкая моторика (слабый нажим, изображение не соответствует возрасту, карандаш сжимает в кулаке). 

Реакция на обследование: положительная, но согласился не сразу, сначала смущался, но старательно выполнил все задания.

Характер деятельности: темп деятельности замедленный, часто отвлекается на посторонние стимулы, повышенная утомляемость с соматическими проявлениями (бледнеет, становится вялым и т.д.), низкая работоспособность с преобладающей игровой мотивацией.

Свойства внимания: У мальчика низкий уровень развития основных свойств внимания.

Объем: ниже среднего уровня.

Концентрация: низкий уровень.

Переключение: низкий уровень.

Восприятие цвета: ниже среднего уровня.

Восприятие формы: ниже среднего уровня.

Восприятие величины: ниже среднего уровня.

Целостное восприятие объектов: ниже среднего уровня.

Мышление: наглядно-действенное, не соответствует возрасту восприятие отдельных предметов, явлений; объединяет предметы собирательным словом, т. е. без всякого отвлечения и обобщения отдельных признаков предмета; недифференцированное, глобальное понимание причин; отражает  единичную причину явления.

Память: непроизвольная, образная, уровень развития – низкий.

Проблемы развития

По результатам обследования, а также особенностям внешнего вида, поведения, характеру деятельности можно предположить, что у мальчика церебрастенический синдром – астенический вариант. Основное его проявление – повышенная утомляемость ребенка при психических и физических нагрузках. Общий уровень развития когнитивно-познавательной сферы низкий

Прогноз развития: благоприятный, при условии проведения дополнительного обследования и коррекционных занятий, а также выполнения психолого-педагогических рекомендаций.

Рекомендации:

  1. Провести дополнительное обследование (с согласия родителей) для уточнения психологического диагноза.
  2. Консультация психоневролога.
  3. Занятия по развитию когнитивно-познавательной сферы.
  4. Педагогу:

-  По возможности пересадить мальчика поближе.

- Повышать  мотивацию достижения, не сравнивать его успехи с другими детьми, а только с предыдущими.

- Контролировать выполнение всех заданий на занятии (и их понимание), но не торопить, давать возможность доделать работу в своем темпе.   Следить, чтобы ребенок меньше отвлекался во время занятий. По возможности давать больше динамичных заданий, чаще организовывать динамические паузы, смену деятельности.

- Предлагать индивидуальные задания (карточки, картинки и т.д.),

- Не допускать переутомления.

- Создавать ситуации успеха.

  1.  Родителям: подойти на индивидуальную консультацию по вопросу организации помощи ребенку дома для  развития внимания.

- Необходимо поддерживать дома четкий распорядок дня.

- Используйте простые средства организации поведения – списки, графики и др.

- Говорите с ребенком сдержанно, спокойно, мягко.

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

- При каждой возможности позволяйте ребенку принять на себя ответственность.

- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»

- Давайте возможность ребенку больше отдыхать, чередуя умственные нагрузки с умеренными физическими (помощь по дому, прогулки, занятия оздоровительной или лечебной физкультурой и т.д.).

- Оберегайте от утомления.

Психологическое заключение №3

Ф.И.О. клиента: мальчик

Возраст: 3г.9 мес.

Дата обследования:

Отделение (группа): 26.

Общая характеристика развития когнитивно-познавательной сферы

Обследование проводилось по запросу педагога, обеспокоенного недостаточной успешностью мальчика (педагог проводила мониторинг усвоения основных знаний и умений по программе).

В ходе обследования были использованы следующие диагностические методики: «Методика обследования познавательного развития ребенка 3 - 4 лет», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание»,  «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.), «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой), «Доски Сегена» (Сеген Э.), «Методика Кооса» (мышление), «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф).

Физическое развитие: без особенностей, группа здоровья и физического развития – 1.

Внешний вид:

  1. Неаккуратность в одежде, неподстриженные ногти, неухоженные волосы. Общее впечатление – ребенок не умеет или не хочет ухаживать за собой.
  2. Антропометрические характеристики соответствуют возрасту.

Моторика: общая моторная неловкость (неуклюжесть), слабо развитая мелкая моторика (общая неаккуратность выполнения работы, недостаточно точные движения на бытовом уровне). 

Реакция на обследование: положительная, задания выполнял с удовольствием.

Характер деятельности: недостаточная целенаправленность, высокая отвлекаемость,  низкая работоспособность с преобладающей игровой мотивацией.

Свойства внимания: У девочки низкий уровень развития основных свойств внимания.

Объем: низкий уровень.

Концентрация: низкий уровень.

Переключение: ниже среднего уровня.

Восприятие цвета: низкий уровень.

Восприятие формы: низкий уровень.

Восприятие величины: низкий уровень

Целостное восприятие объектов: ниже среднего уровня.

Мышление: наглядно-действенное, не соответствует возрасту -

восприятие отдельных предметов, явлений; объединяет предметы по субъективным признакам; недифференцированное, глобальное понимание причин; отражает  единичную причину явления.

Память: непроизвольная, образная, уровень развития – низкий.

Проблемы развития: По результатам обследования, а также особенностям внешнего вида, поведения, характеру деятельности можно предположить, что мальчик педагогически запущенный, причины низкого уровня  когнитивно-познавательной сферы необходимо уточнить в ходе дополнительного обследования, в том числе и медицинского.

Прогноз развития: благоприятный, при условии проведения дополнительного обследования и коррекционных занятий (желательно несколько циклично повторяющихся курсов), а также выполнения психолого-педагогических рекомендаций.

Рекомендации:

  1. Провести дополнительное обследование (с согласия родителей) для уточнения психологического диагноза.
  2. Консультация психоневролога, невролога, педиатра.
  3. Занятия по развитию свойств внимания и произвольности поведения.
  4. Педагогу:

- Повышать мотивацию достижения.

- Контролировать выполнение всех заданий на занятии (и их понимание).  - Следить, чтобы ребенок меньше отвлекался во время занятий. По возможности давать больше динамичных заданий, чаще организовывать динамические паузы, смену деятельности.

- Предлагать индивидуальные задания (карточки, картинки и т.д.),

- Создавать ситуации успеха.

- Хвалить ребенка за все самые маленькие победы и достижения.

- Тактично обращать внимание самого ребенка и его родителей на необходимость выполнения гигиенических требований.

Родителям: подойти на индивидуальную консультацию по вопросу организации помощи ребенку дома для выяснения причин недостаточного уровня развития когнитивно-познавательной сферы и организации необходимой помощи ребенку.

- Необходимо поддерживать дома четкий распорядок дня.

- Соблюдать необходимые гигиенические требования.

- Уделять ребенку больше внимания.

- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания и интеллектуальных усилий (конструирование, рисование, мозаика и т.д.)

- Выделяйте время для познавательных игр с ребенком, стимулирующих развития внимания, памяти, мышления. Если на это не хватает времени или терпения пригласите няню или домашнего воспитателя. Обеспечьте ребенка всем, что, необходимо для игровой, творческой и интеллектуальной деятельности (развивающие игрушки, конструкторы, книги и пр.), что поможет ему развиваться в соответствии с возрастом

 

Психологическое заключение № 4

Ф.И.О. клиента: девочка

Возраст: 3г.9 мес.

Дата обследования:

Отделение (группа): 26

Общая характеристика развития когнитивно-познавательной сферы

Обследование проводилось по запросу педагога, обеспокоенного недостаточной успешностью девочки (педагог проводила мониторинг усвоения основных знаний и умений по программе).

В ходе обследования были использованы следующие диагностические методики: «Методика обследования познавательного развития ребенка 3 - 4 лет», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание»,  «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.), «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой), «Доски Сегена» (Сеген Э.), «Методика Кооса» (мышление), «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф).

Физическое развитие: без особенностей, группа здоровья и физического развития – 1.

Внешний вид:

  1. Достаточная аккуратность в одежде, общий внешний вид достаточно опрятный.
  2. Антропометрические характеристики соответствуют возрасту.

Моторика: средний уровень развития мелкой и общей моторики, достаточно точные движения на бытовом уровне.

Реакция на обследование: положительная, девочке очень понравилось, что ее выбрали из других детей. Задания выполняла с удовольствием.

Характер деятельности: недостаточная целенаправленность, средний уровень утомляемости и отвлекаемости, достаточная работоспособность с преобладающей игровой или соревновательной мотивацией.

Свойства внимания: у девочки ниже среднего уровня развитие основных свойств внимания.

Объем: средний уровень.

Концентрация: низкий уровень.

Переключение: ниже среднего уровня.

Восприятие цвета: низкий уровень.

Восприятие формы: низкий уровень.

Восприятие величины: ниже среднего уровня.

Целостное восприятие объектов: средний уровень.

Мышление: наглядно-действенное, не соответствует возрасту -

восприятие отдельных предметов, явлений; объединяет предметы по субъективным признакам; недифференцированное, глобальное понимание причин.

Память: непроизвольная, образная, уровень развития – низкий уровень.

Проблемы развития

По результатам обследования, а также особенностям внешнего вида, поведения, характеру деятельности можно предположить, что у девочки педагогическая запущенность.

Прогноз развития: благоприятный, при условии проведения коррекционных занятий, а также выполнения психолого-педагогических рекомендаций.

Рекомендации:

  1. Занятия по развитию когнитивно-познавательной сферы, моторики и произвольности поведения.
  2. Педагогу:

-  По возможности пересадить девочку за ближайший к воспитателю стол.

- Повышать мотивацию достижения.

- Контролировать выполнение всех заданий на занятии (и их понимание).  

- Предлагать индивидуальные задания (карточки и т.д.).

- Не требовать одновременно от ребенка внимания, аккуратности и усидчивости.

- Создавать ситуации успеха.

  1. Родителям: подойти на индивидуальную консультацию по вопросу организации помощи ребенку дома для преодоления педагогической запущенности.

- Необходимо поддерживать дома четкий распорядок дня.

- Говорить с ребенком сдержанно, спокойно, мягко.

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие интеллектуальных усилий.

- Обеспечьте ребенка всем, что, на ваш взгляд, помогает ему в развитии интеллектуальных способностей. Желательно, чтобы все необходимое было в свободном доступе для ребенка.

- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

Психологическое заключение № 5

Ф.И.О. клиента: девочка

Возраст: 3г. 9 мес.

Дата обследования:

Отделение (группа): 26

Общая характеристика развития когнитивно-познавательной сферы

Обследование проводилось по запросу педагога, обеспокоенного недостаточной успешностью девочки (педагог проводила мониторинг усвоения основных знаний и умений по программе).

В ходе обследования были использованы следующие диагностические методики: «Методика обследования познавательного развития ребенка 3 - 4 лет», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание»,  «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.), «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой), «Доски Сегена» (Сеген Э.), «Методика Кооса» (мышление), «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф).

Физическое развитие: часто болеет, хроническое заболевание верхних дыхательных путей, группа здоровья и физического развития – 3.

Внешний вид:

  1. Недостаточно аккуратный.
  2. Антропометрические характеристики соответствуют возрасту.

Моторика: недостаточно развита мелкая моторика (присутствуют общие недочеты в работах). 

Реакция на обследование: положительная,  старательно выполнила все задания.

Характер деятельности: темп деятельности замедленный, часто отвлекается на посторонние стимулы, повышенная утомляемость с соматическими проявлениями (бледнеет, становится вялым и т.д.), низкая работоспособность с преобладающей игровой или соревновательной мотивацией.

Свойства внимания: у девочки уровень развития основных свойств внимания низкий.

Объем: ниже среднего уровня.

Концентрация: низкий уровень.

Переключение: низкий уровень.

Восприятие цвета: ниже среднего уровня.

Восприятие формы: низкий уровень.

Восприятие величины: ниже среднего уровня.

Целостное восприятие объектов: средний уровень.

Мышление: наглядно-действенное, не соответствует возрасту -

восприятие отдельных предметов, явлений; объединяет предметы по субъективным признакам; недифференцированное, глобальное понимание причин; отражает  единичную причину явления.

Память: непроизвольная, образная, уровень развития низкий

Проблемы развития

По результатам обследования, а также особенностям внешнего вида, поведения, характеру деятельности можно предположить, что у девочки церебрастенический синдром – астенический вариант. Основное его проявление – повышенная утомляемость ребенка при психических и физических нагрузках.

Прогноз развития: благоприятный, при условии проведения дополнительного обследования и коррекционных занятий, а также выполнения психолого-педагогических рекомендаций.

Рекомендации:

  1. Провести дополнительное обследование (с согласия родителей) для уточнения психологического диагноза.
  2. Консультация психоневролога.
  3. Занятия по развитию когнитивно-познавательной сферы.
  4. Педагогу:

-  По возможности пересадить девочку поближе.

- Повышать мотивацию достижения.

- Не сравнивать достижения ребенка с другими детьми, а только с его собственными.

- Контролировать выполнение всех заданий на уроке (и их понимание).

 - Следить, чтобы ребенок меньше отвлекался во время занятий. По возможности давать больше динамичных заданий, чаще организовывать динамические паузы, смену деятельности.

- Формулировать задания и просьбы для девочки кратко, конкретно (не более 10 слов!).

- Предлагать индивидуальные задания (карточки и т.д.),

- Не допускать переутомления.

- Создавать ситуации успеха.

  1.  Родителям: подойти на индивидуальную консультацию по вопросу организации помощи ребенку дома для  развития внимания.

- Необходимо поддерживать дома четкий распорядок дня.

- Говорите с ребенком сдержанно, спокойно, мягко.

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

- В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

- При каждой возможности позволяйте ребенку принять на себя ответственность.

- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

- В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели»

- Давайте возможность ребенку больше отдыхать, чередуя умственные нагрузки с умеренными физическими.

- Оберегайте от утомления.

- Помогайте в выполнении домашних заданий, если на это не хватает времени или терпения пригласите воспитателя.

- Обеспечьте ребенка всем, что, на ваш взгляд, помогает ему в развитии интеллектуальных способностей. Желательно, чтобы все необходимое было в свободном доступе для ребенка.

Программа развития и коррекции когнитивно-познавательной сферы

Пояснительная записка

Возраст от 3 до 5 лет наиболее сензитивен для коррекционной работы, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. Дети с негрубыми нарушениями в развитии когнитивно-познавательной сферы с традиционных позиций специальной психологии и коррекционной педагогики являются «нормальными», поскольку качественное своеобразие и глубина имеющихся у них нарушений таковы, что им не требуется создание специальных условий обучения и воспитания. Между тем им должна быть организована своевременная коррекционная помощь с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем. Находясь в массовых дошкольных учреждениях и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них формируются заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

От того, каким видом ориентировки пользуется ребенок, зависят его познавательные возможности и дальнейшее развитие высших психических функций. Кроме этого, от состояния ориентировочно-исследовательских действий во многом зависят общая регуляция деятельности и контроль поведения ребенка в проблемных ситуациях. Поэтому в основу коррекции  когнитивно-познавательной сферы детей дошкольного возраста целесообразно включить задания, направленные на совершенствование ориентировочно-исследовательских действий.

Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.

Задачи программы:

1. Формирование у детей сенсорных эталонов.

2. Стимуляция и совершенствование ориентировочных действий.

3. Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

4. Формирование познавательных мотивов: создание проблемных ситуаций; стимуляция активности ребенка на занятиях.

Направленность программы: дети среднего дошкольного возраста.

Форма проведения занятий: индивидуально.

Динамика: 3 раза в неделю.

Длительность занятий: от 20 до 25 минут.

Объем: 20 занятий.

Структура занятия:

1. Аутотренинг на повышение самооценки, на уверенность.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Игры-упражнения на развитие внимания.

4. Игры-упражнения на развитие представлений о цвете, форме предметов.

5. Игры-упражнения на развитие практической ориентировки на форму и величину предметов.

6. Игры-упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

7. Подведение итогов занятия.

Требования к детям, прошедших цикл занятий по данной программе: уровень познавательного развития в соответствии с возрастом. В сложных случаях курс занятий может быть повторяться (различные вариации игр и упражнений с сохранением общей структуры.

Учебно – методическое обеспечение:

1. Чашки – вкладыши.

2. Простые варианты досок Сегена.

3. Разрезные картинки (до 4-х равных частей).

4. Мячи разных размеров.

5. Магнитная доска.

6. Разноцветные домики, окошки, вырезанные из картона.

7. Плоскостные формы одного цвета и разного размера.

8. Фигуры разного цвета, но одного размера.

9. Игра «Разноцветные дорожки» (с кружками).

10. Игра «Найди все формы» (на бланке).

11. Игра «Что здесь изображено? » (зашумленные изображения, наложенные, перечеркнутые).

12. Игра «Чего здесь не хватает?».

13. «Дорисуй предмет до целого».

14. Лабиринты (разные варианты).

15. Лестница.

16. Выбор недостающего изображения.

17. Игры на простейшие классификацию и обобщение (игрушки,

посуда, одежда, деревья, цветы и т. п.).

Перспективный план занятий

1 занятие

1. Аутотренинг на успокоение, уверенность.

2. Игра «Цветные дорожки» (представление о цвете).

3. Игра «Назови, не ошибись», «Дорожки» (представление о форме).

4. «Чашки-вкладыши» (практическая ориентировка на величину).

5. Физкультминутка.

6. «Доски Сегена» (практическая ориентировка на форму).

7. Игра «Собери картинку» (наглядно-образное мышление).

8. Подведение итогов.

2 занятие

1. Аутотренинг.

2. «Цветные бабочки».

3. «Назови фигурки». «Дорожка».

4. Игра с пирамидкой (6-ти составная).

5. Физкультминутка.

6. Доска Сегена.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

3 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди формы.

3. Игра с пирамидкой (ориентировка на величину).

4. Найди отличия.

5. Подбери пару.

6. Назови одним словом.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

4 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди отличия.

4. Найди пару (по цвету).

5. Разложи кружки (на величину).

6. Запомни, кто где живет.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

5 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Лабиринты.

5. Назови одним словом.

6. Догадайся, чья тень.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

6 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с массажными мячиками.

3. Найди отличия.

4. Игра «Заплатки».

5. Игра с матрешкой.

6. Разложи по цвету.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

7 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Найди отличия.

4. Запомни, что нарисовано.

5. Назови все формы.

6. Игра с пирамидкой (выделение цвета).

7. Закрой все «дырки».

8. Подведение итогов.

8 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Игра «Чья тень? ».

4. Разложи по форме.

5. Назови одним словом.

6. Лабиринт.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

9 занятие

1. Аутотренинг.

2. Лабиринт.

3. Игра «Четвертый лишний» (одежда и обувь).

4. Найди место медвежатам.

5. Кому что принадлежит?

6. Найди формы.

7. Скажи наоборот (элементарное).

8. Подведение итогов.

10 занятие

1. Аутотренинг.

2. Найди отличия.

3. Лабиринт.

4. Положи фигуры на место (с доской Сегена на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Разложи фигуры по цвету.

7. Найди место матрешке (на величину).

8. Подведение итогов.

11 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. «Чья тень? ».

4. Найди фигуру (на ощупь).

5. Назови одним словом.

6. Скажи наоборот.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

12 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Найди предметы синего цвета (варьировать).

4. Закрой «дырки».

5. Игра «4-й лишний».

6. Скажи, что поймал? (с бирюльками).

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

13 занятие

1. Аутотренинг.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. «Цветные бабочки».

4. Найди все формы (на карточке).

5. Назови одним словом.

6. Чашки – вкладыши.

7. Собери картинку.

8. Подведение итогов.

14 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками (на ощупь).

3. Лабиринт.

4. Найди отличия в картинках.

5. Игра «Заплатки».

6. Разложи по цвету.

7. Собери картинку из частей.

8. Подведение итогов.

15 занятие

1. Аутотренинг.

2. Зачеркни фигуры (в соответствии с образцом).

3. Составь узор (на кубиках).

4. Найди, кто где живет (лабиринт).

5. Построй лестницу.

6. Назови одним словом.

7. Дорожки.

8. Подведение итогов.

16 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Спрячь фигурки в свои окошечки.

4. Игра «4-й лишний».

5. Игра «Продолжи» (с мозаикой).

6. Дорисуй предмет.

7. Игра «Назови одним словом».

8. Подведение итогов.

17 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнения для пальчиков.

3. Продолжи (с цветными фигурками).

4. Игра «Закрой дырки».

5. Игра «Чья тень?».

6. Назови одним словом.

7. Разрезная картинка.

8. Подведение итогов.

18 занятие

1. Аутотренинг.

2. Продолжи рисунок.

3. Лабиринт.

4. Игра «Чего не хватает?».

5. Доска Сегена.

6. Дорисуй.

7. «Что лишнее? ».

8. Подведение итогов.

19 занятие

1. Аутотренинг.

2. Упражнение для рук (межполушарное взаимодействие).

3. Найди отличия.

4. Разложи по-разному (по цвету и форме).

5. «Чего здесь не хватает?».

6. Игра с матрешкой (ориентировка на размер).

7. Построй как у меня.

8. Подведение итогов.

20 занятие

1. Аутотренинг.

2. Игра с бирюльками.

3. Лабиринт.

4. Назови одним словом.

5. Найди отличия.

6. Назови все формы.

7. Найди пару.

8. Подведение итогов.

Дидактические игры и упражнения на развитие когнитивно-познавательной сферы

Упражнение "Дорисуй фигуры"

Цель: развитие восприятия геометрических фигур, тонкой моторики (умения пользоваться линейкой).

Материал: распечатанные бланки методики, простой карандаш, линейка.

Инструкция: 1-й этап: ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных геометрических фигур (см. Бланк №1). Попросите его назвать те фигуры, которые он знает. В случае затруднений, подскажите ему названия тех фигур, с которыми он еще пока не знаком. 2-й этап: ребенку дают распечатанный Бланк №2, где изображены те же самые геометрические фигуры, но только они не дорисованы до конца. Задание: дорисовать фигуры.

Примечание: многие из изображенных фигур легче дорисовать, используя линейку. У вас есть прекрасная возможность научить ребенка ей пользоваться. Покажите ему, как необходимо правильно прикладывать линейку для того, чтобы продолжить сторону фигуры, как найти точку пересечения смежных сторон.

Упражнение "Маршруты" или «Лабиринты»

Цель: развитие тонкой моторики.

Материал: распечатанный бланк методики, простой карандаш.

Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк методики и просят его карандашом провести путь по каждому из маршрутов, стараясь не задевать "стены".

Задание "Как пройти к зайке?"

Цель: развитие наглядно-образного мышления у ребенка.

Материал: распечатанные бланки методики.

Инструкция: Ребенку по очереди (с 1-го по 6-ой) предъявляются распечатанные бланки методики. На каждом бланке нарисованы разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, лиственные деревья, грибы, цветы. У нижнего конца дорожки (начало поиска) нарисована травка. Набор ориентиров и разветвление дорожек на каждом бланке разные.

Внизу на каждом бланке также даны по две схемы пути. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая начинается от входа в лес (травки), проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается около какой-нибудь елочки, под которой спрятан зайка. Схемы варьируют по количеству поворотов (от 2 до 5).

Перед началом игры взрослый, показывая ребенку 1-ый бланк, говорит, что в этом лесу под одной из елочек спрятался зайка. Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Взрослый показывает ребенку первую схему пути. Они вместе рассматривают схему, отмечают, мимо чего проходит дорожка к зайке (сначала от травки прямо до елочки, потом сворачивает направо до цветочка, затем идет вниз к елочке, под которой и сидит зайчик). По первой схеме взрослый помогает ребенку искать зайчика. Следующие схемы ребенок уже проходит самостоятельно.

Примечание: в приложении к методике дается картинка-раскраска с изображением зайчика. После того как ребенок справится со всеми заданиями данной методики, ему в качестве "приза" можно дать раскрасить эту картинку.

Задание: сложи целую картинку из частей

Примечание: предварительно необходимо разрезать рисунок чайника на 5 частей по указанным линиям.

Игра "Что изменилось?"

Играют так: мелкие предметы (ластик, карандаш, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Первому, кто желает проверить свою наблюдательность предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, за это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти)

В эту игру можно играть вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных.

Участники состязания садятся в кружок.

- Собака, - говорит один.

Судья записывает это слово в контрольный листок.

Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:

- Собака, кошка.

- Собака, кошка, лошадь - объявляет третий.

Если играют трое, то очередь переходит снова к первому.

Где, чей домик?

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям, а следуя по линии глазами. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите пользоваться карандашом, но со временем отложите карандаш в сторону.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Картинки "Найди отличие"

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на похожие картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Топ-хлоп.

Игра на развитие внимания и памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица".

Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать для развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Самоанализ процесса и результата диагностической работы

Проблема недоразвития когнитивно-познавательной сферы: невнимательности, несобранности, отвлекаемости и пр. некоторых детей становится особенно актуальна в последнее время, так как высокий уровень развития внимания, памяти, восприятия, мышления способствует лучшей ориентировке в окружающем мире. Поэтому, если вовремя выявить  детей с проблемами в развитии когнитивно-познавательной сферы и помочь им преодолеть возможное отставание в развитии, то можно предотвратить не только школьную неуспеваемость, но и способствовать гармоничному и благополучному развитию ребенка.

Возраст от 3 до 5 лет наиболее сензитивен для диагностической и коррекционной работы, так как дети в три года переходят в дошкольные группы, и если дети этого возраста не имеют выраженных отклонений в поведении, то они остаются в детском саду до поступления в школу. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно пройдя диагностическое обследование и получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего нарушения еще в младшем дошкольном возрасте.

По запросу педагогов и родителей воспитанников 26 группы мне было предложено провести исследование когнитивно-познавательной сферы 5 детей, показавших низкие результаты по итогам педагогической диагностики и наблюдениям воспитателя и родителей.

В ходе обследования были использованы следующие диагностические методики, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей и в комплексе позволяют сделать максимально точные выводы по исследуемой сфере: «Методика обследования познавательного развития ребенка 3 - 4 лет», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Память», «Методика диагностики развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Внимание»,  «Предметная классификация», 1-я серия (Выготский Л.С.), «Исключение предметов (4-й лишний)», серия № 1. (Рубинштейн С.Я., модификация Т.В. Егоровой), «Доски Сегена» (Сеген Э.), «Методика Кооса» (мышление), «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф).

Мною были выявлены следующие возможные причины проблем в развитии когнитивно-познавательной сферы младших дошкольников: цереброастеническиий синдром (астенический вариант), синдром гиперактивности, педагогическая запущенность. Все предварительные педагогические диагнозы нуждаются в уточнении, а детям (с согласия родителей) было предложено дополнительное обследование. Для педагогов и родителей были разработаны рекомендации по развитию внимания детей.

В ходе практической работы я встретилась со следующими трудностями:

1. Сложности в выборе диагностического инструментария для детей 3-4 лет.

2. Трудности в создании непринужденной и доверительной обстановки во время обследования.

Все эти трудности были достаточно успешно преодолены с помощью куратора образовательного учреждения. Я посещала занятия педагога-психолога, занималась самообразованием в вопросах, взывающих затруднения.

В целом, цель и задачи диагностической части практики были мной выполнены достаточно успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников

Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников...

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ. Автор-составитель Е.А. Горбунова

Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки.Удобен в работе и применим как для начинающего специалиста, так и дл...

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Комплекс диагностических методик для обследования всех групп ДОУ.

Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки, выявить отстающих малышей, запланировать с ними коррекционные занят...

Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста

Комплекс дидактических игр по развитию речи для диагностики детей младшего дошкольного возраста...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...