Нравственно - патриотическое воспитание
консультация (подготовительная группа) по теме

Павлова Любовь Владимировна

                            «Русский народ не должен терять своего нравственного                        

                             авторитета среди других народов – авторитета, достойно

                             завоеванного русским искусством, литературой. Мы не

                             должны забывать о своем культурном прошлом, о наших

                             памятниках, языке, живописи».

                                                                                 Д.С.Лихачев

 

 

    В последние годы идет переосмысление сущности нравственно – патриотического воспитания. Так что же такое нравственность и патриотизм?

       Нравственность – это то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества. Это то, что позволяет человеку соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества.

       Именно нравственность  формирует способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали и предполагает воспитание в людях непримиримости к злу и несправедливости, принципиальности, готовности бороться за правое дело, чувства ответственности за судьбы других людей.

     Нравственными началами созидается общество, а разрушение нравственности приводит к распаду общества,  к катастрофе.

       Что же такое  «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

«Патриот» по версии В.Даля – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». 

       Советский энциклопедический словарь трактует «патриотизм» как «любовь к родине».

        Понятие «патриотизм» связывает сознание  человека с чувствами и эмоциями восприятия первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района, города, звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыхания травы, смены времен года и связанных с этим оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев, образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что влияет на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепленные на подсознательном уровне.

   Актуален ли сейчас вопрос нравственно – патриотического воспитания в дошкольном возрасте?

   Несомненно, для формирования  чувства патриотизма важно давать детям   начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях,  истории, культуре. Но патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только  «от сердца». Именно поэтому дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма.

    Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ДОУ.

   Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства нашей страны.

   Исходя из этого,  данная работа включает целый комплекс задач:

 - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к  русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства ( герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувство уважения к другим народам, их традициям.

   Система и последовательность работы  должна проходить от ближнего к дальнему и может быть представлена следующим образом: семья – детский сад – родная улица – район – родной город – страна, ее столица, символика – права и обязанности (Конституция)

     Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, общественную значимость их труда – вот что важно для воспитания нравственно – патриотических чувств.

     Любовь к Родине. И важно, и сложно и нужно…  И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что жить так дальше нельзя. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.

   Наша страна очень многое потеряла за последние годы и не будем никого винить за это. Будем смотреть вперед и строить свою жизнь – такую, какая нам нужна. А построить ее сможем только мы – граждане и патриоты России.

    Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, депутаты… От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много потрудиться.

        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...