Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
статья (старшая группа) на тему

Гущина Татьяна Викторовна

Доклад в рамках методического семинара конкурса «Воспитатель года Тогучинского района - 2014» на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района Тогучинский детский сад №7 «Калинка» комбинированного вида

Доклад

в рамках методического семинара конкурса

«Воспитатель года Тогучинского района - 2014»

на тему: «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Автор: Гущина Татьяна Викторовна

Тогучин, 2014

 «Чувство любви к Родине
нужно заботливо выращивать, 
прививая духовную оседлость, 
так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное 
растение перекати-поле».

                                  А.С. Лихачёв.

Что же включает в себя понятие «Патриотическое воспитание»?  

Патриотическое воспитание  - это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотическое воспитание на современном этапе становится неотъемлемой частью педагогической деятельности детских садов, как первых звеньев в непрерывной системе образования, что прописано в ряде нормативно-правовых документов:

  1. В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации  сказано: «… система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
  2. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,  утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития ребенка.

Компоненты патриотического воспитания:

  1. Содержательный (представления ребёнка об окружающем мире).
  2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру).
  3. Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности).

Рассмотрим подробнее каждый компонент патриотического воспитания:

1 компонент включает в себя:

  • культуру народа, его традиции, народное творчество;
  • природу родного края и страны, деятельность человека в природе;
  • историю родного края, отраженную в названиях улиц, памятниках;
  • символику родного края и страны (герб, гимн, флаг).

2 компонент включает в себя:

  • любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
  • интерес к жизни родного города и страны;
  • гордость за достижения своей страны;
  • уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
  • восхищение народным творчеством;
  • любовь к родной природе, родному языку;
  • уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3 компонент включает в себя:

  • труд;
  • игру;
  • продуктивную деятельность;
  • музыкальную деятельность;
  • познавательную деятельность.

Направления патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду: 

  1. знакомство с родной страной, её культурой и традициями;
  2. знакомство с родным краем;
  3. знакомство с природой родного края;
  4.  знакомство с родным городом (население города, события в жизни города, архитектура города, исторические вехи).

Средства организации патриотического воспитания:

  • краеведческий музей г. Тогучина;
  • филиал №36 Тогучинской районной библиотеки;
  • мини-музей «Истоки» МКДОУ Тогучинского района Тогучинского детского сада №7 «Калинка» комбинированного вида.

Формы трансляции опыта старших поколений, исторических событий, культуры и традиций своего народа:

  • социальные детско – родительские проекты: «Герб семьи», «Семейное древо», «Лесные грибы и ягоды», «Обитатели леса»;
  • православные праздники: «Пасха», «Масленица», «Рождественские посиделки»;
  • календарные даты: «День матери», «День защитника Отечества»,  «День космонавтики», «9 Мая»;
  • организацию акций: «Речка Иня в опасности», «Посади дерево», «Открытка ветерану»;
  • экскурсии, театрализованные игры и др.

   Мы рассмотрели с вами основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию. В рамках одной встречи осветить их  все достаточно сложно, поэтому мы остановимся более подробно на одной из форм работы – создание мини – музеев в детском саду, конкретно мини-музея «Истоки»

Что же побудило нас к его созданию? В ходе исследования было выявлено, что у детей: отдалённые представления о народной культуре отсутствуют знания о народной игрушке. Педагогами осуществляется неправильный подход к организации продуктивной и игровой деятельности детей. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании велика:

  • помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
  • способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
  • позволяет  развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Алгоритм действий при создании любого мини-музея и в частности – мини-музея «Истоки»: 

1. Постановка цели.

2.Разработка положения о мини-музее (письмо Минобрнауки России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).

3.Выбор организатора.

4. Выбор профиля и жанра музея (профиль – исторический; жанр – музей-экспозиция).

5. Определить  тематику  музейных экспозиций, их вида.

6. Сбор экспонатов, составления перечня, создание паспорта музейных экспонатов.

7. Создание учебно-методического комплекса, обеспечивающий образовательный процесс (занятия, досуги, развлечения).

Целью создания мини-музея «Истоки» является:

- приобщение детей к  культуре и традициям своего народа, расширение кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • развивать интерес к народной культуре и традициям своего этноса;
  • расширять и углублять элементарные знания дошкольников о народной культуре и традициях;
  • прививать навыки трудовой деятельности;
  • развивать творческие и познавательные способности;
  • знакомить детей со значением каждой обрядовой куклы;
  • учить технологии изготовления обрядовых кукол;
  • воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому;
  • воспитывать  уважение к труду.

Решая поставленные задачи, мы строим свою работу опираясь на следующие принципы:

  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов (посильное задание, чтобы работа приносила радость);
  • системность и целостность осуществляемого образования (разработка программы кружка,  периодичность);
  • непрерывность (2 года) и преемственность;
  • интегративность (объединение, отдельных частей, аспектов в целое);
  • доступность;
  • ассоциативность (чувства сопричастности, сопереживания);
  • деятельностный подход (предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности);
  • поэтапность, постепенность подачи материала (что за чем);
  • опора на наглядность.

Функции работы мини-музея:

  • пополнение фондов за счёт работы постоянно действующего кружка «Куклы из бабушкиного сундучка», подарков, например, бывшая воспитанница детского сада Рябинина Настя подарила куклы, которые она сделала вместе с мамой в алтайском музее народной куклы, продуктов деятельности мастер-классов для педагогов, младших воспитателей и родителей;
  • систематизация;
  • демонстрация.

Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей. 

Одним из главных экспонатов в мини-музее «Истоки» являются народные куклы.

Кукла - первая из игрушек известная в древности.

Считалось, что кукла, сделанная своими руками способна отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Её делали безликой. По старинным поверьям в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Играя с такой куклой, дети могут мечтать и фантазировать, выдумывать её настроение и характер.

Народные куклы делятся на три вида:

- куклы-обереги;

- обрядовые куклы;

- игровые куклы.

В нашем мини-музее собраны следующие виды кукол:

  1. Куклы-обереги:
  • «Вера, Надежда, Любовь» - кукла о самых главных женских добродетелях, женском вдохновении  и спокойствии;
  • «Кукла – Благодать» - руки поднятые в небо говорили: «Руки к небу держать – никогда не унывать»;
  • «Десятиручка» - кукла – помощница. На каждую ручку загадывалось желание – дело, в котором кукла должна помочь;
  • Вепская кукла - особенность куклы в том, что она могла служить и как обереговая, и как игровая;
  • «Северная берегиня» - оберег для дома, ставили в северный угол избы. Охраняла и приносила благополучие в дом;
  • «Хозяюшка - благополучница» - внутри куколки спрятана монетка, по поверью такая кукла приносила в дом удачу и достаток;
  • «Кубышка - травница» - оберегала дом от злых духов и болезней. Ставили у кровати больного или ложили в детскую колыбельку;
  • «Берегинюшка» - кукла несла в себе частичку тепла хозяев и оберегала дом от дурного глаза;
  • «Колокольчик» - куколка добрых вестей. На куколке три юбки – счастье человека, символ веры, символ доброты. Для того чтоб настроение было поднятым всегда, нужно чтобы в каждом доме эта куколка жила.
  1. Обрядовые куклы:
  • Кукла «Коза» - кукла радости и веселья. Кукла позволяла посмотреть на мир другими глазами. Олицетворяла собой жизненную силу и плодородие;
  • «Мировое дерево» - делали на свадьбу для молодых и  вставляли в середину круглого свадебного пирога.
  1. Игровые куклы:
  • «Барыня» - делалась для старших детей.

Вывод: Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции.

   Педагоги разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея народной обрядовой куклы. Мини-музей, созданный руками педагогов, детей и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...

Консультация для воспитателей «Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»

Мини – музей  одна из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в ДОУ....

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...