Консультация для воспитателей «Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
консультация

Мини – музей 
одна из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад№12

«Мини-музеи в ДОО как средство патриотического воспитания  дошкольников»

Подготовила

воспитатель 1 кк :

Дударева Нина Владимировна

Воронеж

«Мини-музеи в ДОО как средство патриотического воспитания  дошкольников»
 

Подготовила

воспитатель  :

Дударева Нина Владимировна


«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,
документа и романа, которая  посылает нам через многие годы
луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»
Ф. Дзери

Актуальность.

   В современных условиях жизни одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание.

 Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из проблем нашего времени. 
 Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

  В содержании ФГОС отмечается  острая необходимость  процесса воспитания патриотизма дошкольника.

 Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.  Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.  

  Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Педагоги в своей работе  должны использовать  наиболее интересные и результативные формы и методы работы.

Задача педагогов и родителей:

  • как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле,
  • формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны,
  • воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов,
  • развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников  отводится общественности, окружению детей:

•        Родители

•        Библиотека

•        Музеи

•        Совместные экскурсии по достопримечательностям

•        Встречи с ветеранами войны

•        Связь поколений (Родословные)

•        Встречи с интересными людьми

•        Кружковая деятельность

•        Фольклорные мероприятия

•        Совместные мероприятия с родителями

     Педагоги в своей работе  должны использовать  наиболее интересные и результативные формы и методы работы.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев.

    Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.                  

       Создание мини - музеев проходит в  три этапа.

     Подготовительный этап - воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения.

     Практический этап - предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

    Заключительный этап - предусматривает  подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

В процессе создания мини-музеев учитывают следующие принципы: 

- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и , в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

гуманизма и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности ;

культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры ;

динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.  

Выбрав одну из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей   в нашей группе был создан

Мини – музей  
«В гостях у сказки».

Цель:

– Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника

Задачи:

-Пробудить в детях интерес к сказке, книге;

-Воспитание бережного отношения к книге;

-Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

-Воспитание ,любви к природе,  к своим близким, к своей родине;

-Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;

-Развитие устной речи, навыков общения;

-Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.


         Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты.  В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные и готовые куклы герои сказок, волшебные предметы, наглядные пособия и методические материалы.
 Оформление мини-музея:
музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках мебельной стенки. Герои сказок изготовлены из различных материалов (цветной картон, вата, яичная скорлупа, фарфоровая тарелка, вязаные нитки и др.)
Куклы, которые стоят на верхней полке ,в целях
 безопасности и сохранности  используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, сделана подборка сказок а так же в свободном  доступе для детей находятся пальчиковые театры, кукольные театры мини ширма для театра. На нижних боковых полках располагаются настольно печатные игры.
Разделы мини-музея
«Сами своими руками », «Волшебные вещи», «Библиотека», «Игротека», « Театры » , экспозиция «Лукоморье», наглядный материал и дидактические разработки.
Экспонаты в доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых данных коллекций находятся в свободном игр, для театральной деятельности.

«Сами своими руками» «Игротека» « Театры »

«Волшебные вещи» Экспозиция «Лукоморье» «Библиотека»

Наглядный материал и дидактические разработки. 

 

   При организации мини-музея в группе особое внимание мы уделили созданию условий, для самостоятельной деятельности детей. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в  мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

    Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

     В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

    Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям.

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают героев сказок волшебные предметы книги и репродукции, слушают сказки , но и беседуют по ним ,  читают их, разыгрывают их задают вопросы, размышляют.

    Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа .

Нам приятно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея.

   Мини-музей, созданный ,руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся  близким и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.

           Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в группе – будет, продолжаться. Мы будем искать новые формы взаимодействия с воспитанниками, обновлять  экспозицию, разрабатывать дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея, дидактические беседы , готовить развлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...

Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"

В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ....

Консультация для воспитателей "Мини-музеи как средство нравственно-патриотического воспитания"

Музей  обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощнико...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...