Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
    консультация

    Мини – музей 
    одна из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ ЦРР детский сад№12

    «Мини-музеи в ДОО как средство патриотического воспитания  дошкольников»

    Подготовила

    воспитатель 1 кк :

    Дударева Нина Владимировна

    Воронеж

    «Мини-музеи в ДОО как средство патриотического воспитания  дошкольников»
     

    Подготовила

    воспитатель  :

    Дударева Нина Владимировна


    «Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,
    документа и романа, которая  посылает нам через многие годы
    луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»
    Ф. Дзери

    Актуальность.

       В современных условиях жизни одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание.

     Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из проблем нашего времени. 
     Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

      В содержании ФГОС отмечается  острая необходимость  процесса воспитания патриотизма дошкольника.

     Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.  Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.  

      Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Педагоги в своей работе  должны использовать  наиболее интересные и результативные формы и методы работы.

    Задача педагогов и родителей:

    • как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле,
    • формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны,
    • воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов,
    • развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников  отводится общественности, окружению детей:

    •        Родители

    •        Библиотека

    •        Музеи

    •        Совместные экскурсии по достопримечательностям

    •        Встречи с ветеранами войны

    •        Связь поколений (Родословные)

    •        Встречи с интересными людьми

    •        Кружковая деятельность

    •        Фольклорные мероприятия

    •        Совместные мероприятия с родителями

         Педагоги в своей работе  должны использовать  наиболее интересные и результативные формы и методы работы.

    Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев.

        Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.                  

           Создание мини - музеев проходит в  три этапа.

         Подготовительный этап - воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения.

         Практический этап - предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.

        Заключительный этап - предусматривает  подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

    В процессе создания мини-музеев учитывают следующие принципы: 

    - интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и , в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

    деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

    научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

    гуманизма и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности ;

    культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры ;

    динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

    разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

    регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.  

    Выбрав одну из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей   в нашей группе был создан

    Мини – музей  
    «В гостях у сказки».

    Цель:

    – Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника

    Задачи:

    -Пробудить в детях интерес к сказке, книге;

    -Воспитание бережного отношения к книге;

    -Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

    -Воспитание ,любви к природе,  к своим близким, к своей родине;

    -Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;

    -Развитие устной речи, навыков общения;

    -Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.


             Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты.  В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные и готовые куклы герои сказок, волшебные предметы, наглядные пособия и методические материалы.
     Оформление мини-музея:
    музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Экспонаты мини-музея располагаются на полках мебельной стенки. Герои сказок изготовлены из различных материалов (цветной картон, вата, яичная скорлупа, фарфоровая тарелка, вязаные нитки и др.)
    Куклы, которые стоят на верхней полке ,в целях
     безопасности и сохранности  используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, сделана подборка сказок а так же в свободном  доступе для детей находятся пальчиковые театры, кукольные театры мини ширма для театра. На нижних боковых полках располагаются настольно печатные игры.
    Разделы мини-музея
    «Сами своими руками », «Волшебные вещи», «Библиотека», «Игротека», « Театры » , экспозиция «Лукоморье», наглядный материал и дидактические разработки.
    Экспонаты в доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых данных коллекций находятся в свободном игр, для театральной деятельности.

    «Сами своими руками» «Игротека» « Театры »

    «Волшебные вещи» Экспозиция «Лукоморье» «Библиотека»

    Наглядный материал и дидактические разработки. 

     

       При организации мини-музея в группе особое внимание мы уделили созданию условий, для самостоятельной деятельности детей. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в  мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.

        Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

         В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

        Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям.

    Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают героев сказок волшебные предметы книги и репродукции, слушают сказки , но и беседуют по ним ,  читают их, разыгрывают их задают вопросы, размышляют.

        Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа .

    Нам приятно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея.

       Мини-музей, созданный ,руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся  близким и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.

               Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в группе – будет, продолжаться. Мы будем искать новые формы взаимодействия с воспитанниками, обновлять  экспозицию, разрабатывать дидактические и развивающие игры по тематике мини-музея, дидактические беседы , готовить развлечения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"

    Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"...

    Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников

    Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...

    Консультация для воспитателей "Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"

    В консультации даны рекомендации для создания мини-музеев в ДОУ....

    Консультация для воспитателей "Мини-музей как одна из форм познавательной активности детей"

    Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе...

    Консультация для воспитателей:мини музей русского быта в ДОУ

    Данная консультация рассказывает об истории русского быта в детском саду....